Главные вкладки

    Лексический материал "Животные наших лесов"
    методическая разработка по развитию речи

    Божко Оксана Васильевна

    Лексический материал "Животные наших лесов"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon leksicheskaya_tema_dikie_zhivotnye.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Лексическая тема: "Дикие животные наших лесов"

    СЛОВАРЬ: Существительные: волк, заяц, еж, медведь, белка, лось, лиса, кабан, рысь, енот, бобр, барсук, олень, зубр, хвост, рога, лапы, копыта, лес, крот, дупло, берлога, нора, логово, шерсть, клыки, когти, пасть, морда. Прилагательные: дикие, злой, серый, пушистый, красивая, рыжая, хитрая, проворная, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий, свирепый. Глаголы: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, подстерегать, загонять, защищать, убегать, запасать, рыть, строить, впадать (в спячку), ловить, охотиться, грызть, сосать (лапу).

                      ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

                                     1.     «У кого какая шуба?»

    Бурая, коричневая                                     медведя

    Серая, лохматая                                         волка

    Рыжая, красивая                                        лисы

    Летом серая, зимой белая                         зайца

    Летом рыжая, зимой серая                       белки

    Серая, колючая                                          ежа

    Мокрая, коричневая                                  бобра

    Щетинистая                                                кабана

    Красивая, пятнистая                                  оленя

                                       2.     «У кого что есть?»

    У медведя: бурая шерсть, короткий хвостик.

    У волка: острые зубы, быстрые лапы.

    У лисы: хвост пушистый, мех золотистый.

    У зайца: длинные уши, быстрые лапы, коротенький хвостик.

    У белки: ушки с кисточками, пушистый хвост.

    У ежа: колючие иглы, острая мордочка.

    У бобра: крупные зубы, хвост лопатой.

    У кабана: щетинистая шерсть, клыки, хвост крючком.

    У оленя: ветвистые рога, на ногах копыта, пятнистая шерсть.

    У лося: длинные ноги, крупные рога.

    У рыси: мягкие лапы, на ушах кисточки.

    У зубра: рога, густая шерсть.

                                      3.     «Чей хвост, чья голова?»

    ЧЬЯ ГОЛОВА?                             ЧЕЙ ХВОСТ?

    Медвежья                                      медвежий

    Волчья                                           волчий

    Лисья                                             лисий

    Заячья                                            заячий

    Беличья                                         беличий

    Кабанья                                         кабаний

    Оленья                                          олений

    Лосиная                                         лосиный

                                          4.     «Кто как передвигается?»

    Медведь ходит переваливается.

    Волк рыщет.

    Лиса бегает, хвостиком виляет.

    Белка прыгает с ветки на ветку.

    Заяц прыгает.

    Кабан бегает.

    Бобер плавает.

    Олень, лось, зубр ходят, бегают.

    Рысь лазает, бегает.

    Еж бегает, семенит.

                                              5.     «Кто как голос подает?»

    Волк рычит, воет, скулит.

    Лиса тявкает, скулит.

    Кабан хрюкает.

    Еж фыркает.

    Белка цокает зубами.

    Олень, лось трубят.

    Рысь рычит.

    Зубр мычит.

                                                    6.     «Кто где живет?»

    Медведь зимой спит в берлоге.

    Волк в логове.

    Лиса в норе.

    Заяц под кустом дрожит.

    Бобер в хатке на берегу.

    Белка в дупле.

    Еж в норке.

    Зубр в пуще.

    Кабан в чаще.

                                              7.     «Кто чем питается?»

    Объясните, пожалуйста, что животные делятся на хищников и травоядных. Итак. Кто что любит:

    Медведь мед, малину, ягоды, рыбу, падаль.

    Кабан желуди, падаль.

    Лиса кур, гусей, зайцев.

    Волк овец, телят, зайцев.

    Рысь мясо других животных.

    Зубр траву, листья.

    Лось, олень траву, ветки, кору, сено, соль.

    Еж яблоки, грибы, мышей, змей.

    Белка орехи, шишки, грибы, морковь.

    Заяц капусту, морковь, кору молодых деревьев.

    8.     «Какие?» подбор прилагательных к слову «животные»: травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т.д.

                                            9.     «Мама, папа, я – целая семья»

    Волк               волчица            волчонок            волчата

    Медведь        медведица        медвежонок       медвежата

    Лис                 лиса, лисица       лисенок              лисята

    Кабан             кабаниха           кабаненок          кабанята

    Лось                лосиха               лосенок              лосята

    Олень             олениха             олененок          оленята

    Еж                   ежиха                ежонок              ежата

    Заяц                зайчиха              зайчонок           зайчата

                             Белка               бельчонок          бельчата

                             Рысь                 рысенок               рысята

                                                    10.   «Он и она»

    ВЫЛ                     ВЫЛА                     ОХОТИЛСЯ                       ОХОТИЛАСЬ

    Волк                     волчица                    лис                                       лисица

    И т д.

                                                          11. «Один – много»

    Волчонок – волчата                       лосенок – лосята

    Бельчонок – бельчата                    рысенок – рысята и т.д.

                                                        12. «Кто кем был?»

    Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детенышей животных.

    Медведь был …медвежонком.

    Ежик был…ежонком.

    Лиса была…лисенком.

    Лось был…лосенком И т.д.

                                       13. «О чем думают животные?» Усвоение падежных окончаний.

    Медведь в берлоге думает о…(меде).

    Еж в норе думает о…(яблочке).

    Белка в дупле думает о…(грибе).

    Лиса в норе думает о…(курочке).

    Волк в логове думает о…(козленке).

    Барсук в норке думает о…(мышке).

    Заяц под кустом думает о …(морковке).

    Лось под деревом думает о…(травке).

                        14.Развитие связной речи. Составление рассказа-описания «Лиса»:

    Лиса – это дикое животное. Она живет в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живет в норе, у нее есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной.

     15. «Чья шуба теплее?»

    16. «Чей хвост красивее?»

    17. «У кого кто?», «Кто с кем?», «Назови детенышей»

    18. «Большой-маленький», «Назови ласково»

    19. «Кто как зимует?»

    20. Н/и Зоологическое лото, «Зверинец», «Зоопарк».

    ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Л.Н.Толстой, «Белка и волк»

    И.Соколов-Микитов, «В берлоге», «На лесной дороге», «Белки», «Медвежья семья».

    Е.Чарушин, «Заяц», «Белка», «Волк», «Медвежонок», «Волчишко».

    Русские народные сказки «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Старик и медведь», «Кот, лиса и петух», «Лиса и козел», «Лиса и журавль», «Хвосты».

    В.Бианки, «Купание медвежат», «Еж».

    Загадки по теме.

    РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ.

    1. «Четвертый лишний»

    2. «Звери играют в прятки»

    3. «Найди пару»

    4. «Чей голос?»

    5. «Где мой домик?»

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

    - Речевая подвижная игра «Детеныши». Импровизация ритмических движений: на каждую строчку – 4 однотипных движения:

    Медвежонок – топ-топ,

    А ежонок – хлоп-хлоп,

    А волчонок – щелк-щелк,

    А зайчонок – скок-скок,

    А лисенок – шмыг-шмыг,

    А лосенок – брык-брык,

    А рысенок – прыг-прыг,

    И бельчонок – прыг –прыг

    - Речь с движениями

    Медвежата в чаще жили               переступают с ноги на ногу

    Головой своей крутили             повороты головы  вправо/влево

    Вот так, вот так головой своей крутили.

    Медвежата мед искали                 идут вперевалочку

    Дружно дерево качали                  имитация

    Вот так, вот так дружно дерево качали

    Вперевалочку ходили                   имитация

     И из речки воду пили.

    Вот так вот так и из речки воду пили.

    А потом они плясали                     имитация

    Выше ноги поднимали.

    Вот так, вот так выше ноги поднимали

    - ИГРА «Догонялки»

    Мишка, мишка, хватит спать!  Подходят, громко топая ногами

    Выйди с нами поиграть!

    Нас тут много                                 разводят руки в стороны

    Ты один                                              показывают указательный палец

    Спать тебе мы не дадим!             Грозят пальчиком

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

    1.Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

    2.Работа по развитию конструктивного праксиса.

    3.Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.

    4.Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради. «Нарисуй животных»

    5.Составление букв из элементов.

    6.Напечатать названия диких животных в тетрадях.

     

                                         Игра «Мама, папа, я - целая семья»

    Папа

    Мама

    Детёныши

    пёс

    собака

    щенки

    кот

    кошка

    котята

    конь

    лошадь

    жеребята

    бык

    корова

    телята

    кабан

    свинья

    поросята

    козёл

    коза

    козлята

    баран

    овца

    ягнята

    осёл

    ослица

    ослики

    верблюд

    верблюдица

    верблюжата

    кролик

    крольчиха

    крольчата

    олень

    олениха

    оленята


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Путешествие в заколдованный лес » Конспект занятия по развитию речи Лексическая тема: « Дикие животные наших лесов и их детеныши»(подготовительная к школе группа для с ОНР)

    « Путешествие в заколдованный лес ».Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши. Коррекционно-образовательные цели.Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».Образов...

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ.ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"...

    Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

    Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

    Дидактические игры и задания по лексической теме "Дикие животные наших лесов"" для детей подготовительной к школе группы.

    Предложенный материал поможет логопеду спланировать задания для воспитателей....

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»

    Формировать номинативную лексику по теме. Развивать грамматические строй речи: словоизменение, словообразование, согласование числ.+сущ., предложно-падежные конструкции, образование притяжательны...

    Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".

    Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...