ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья на тему

Статья Формирование основ Безопасности Жизнидеятельности у дошкольников с ЗПР через игровую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ Безопа

сности Жизнидеятельности у дошкольников с ЗПР через игровую деятельность

Балаба Я.В.

МБДОУ №37

Мир окружающий ребёнка велик и многообразен. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу испытывают взрослые за самых беззащитных граждан- детей.

Перед взрослыми стоит задача не только оберегать и защищать ребёнка, но и способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира во всех его взаимодействиях и противоречиях, пониманию и принятию духовных ценностей, выработке навыков социальной культуры, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями.

Мы работаем с детьми, которые несколько отстают в развитии от своих сверстников, данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы в условиях семьи и образовательного учреждения - это дети с задержкой психического развития.

Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения изучает растения, животных". В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследование Т.В. Ендовицкой). В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их. Важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Одним из наиболее важных и актуальных направлений с этими детьми является коррекция недостатков развития ребёнка, начиная с дошкольного возраста. Проблема воспитания и обучения детей с ЗПР в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Из опыта работы мы знаем, что традиционные методы не всегда эффективны. Работая долгое время с детьми с ЗПР, мы пришли к выводам: они нуждаются в эмоциональной поддержке, эмпатическом принятии, отражении к вербализации чувств и переживаний. Поэтому в своей работе чаще всего мы используем игровые методы и приёмы, так же проводим занятия в виде игры. Основная задача коррекционно–педагогической работы—создание условий для всестороннего развития детей с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения  в коллектив сверстников. Наш детский сад работает по комплексной программе под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой., в ней нет специального раздела по ОБЖ, поэтому мы используем программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Р.Б. Стёркиной. В ней широко освещены разделы: «Ребёнок и другие люди». «Ребёнок и природа», «Ребёнок дома», «Здоровье ребёнка», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Ребёнок на улице». Так же широко используется книга М.Н. Кузнецовой «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях», методические пособия Р.Б. Стёркиной и К.Ю. Белой «Безопасность на улицах и дорогах», «Как обеспечить безопасность дошкольника»

В своей работе с детьми с ЗПР, мы стараемся дать необходимую сумму знаний об общественных нормах поведения, учим осознанно и адекватно действовать в той или иной ситуации, овладевать элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, развивать самостоятельность и ответственность. Для лучшего усвоения детьми общественных норм поведения, мы включаем в планирование такие разделы, как:

  1. Ребёнок на улице.

Зачастую детям приходится пользоваться городским транспортом, где ребёнок выступает в роли пассажира. В группе мы проигрываем эту ситуацию, по средствам сюжетно-ролевой игры, также проводим беседы, играем в дидактические игры, где изучаем  правила поведения не только в городском транспорте, но на дорогах города.

  1. Ребёнок и природа.

В этом разделе, для лучшего усвоения знаний, мы используем игры по экологии, валеологии, а так же прогулки и экскурсии. Со старшими детьми организовываем игры-эксперименты с лупой, фильтрами. Благодаря таким экспериментам  у  дошкольников формируется бережное отношение  к природе и друг к другу.

  1. Ребёнок дома.

Дети очень любят слушать сказки, вот сдесь  мы используем  «Осторожные сказки» Т. А.Шорыгиной, которые помогают лучше и быстрее понять детям основные правила поведения дома, так же рассматриваем  журналы «Спасайкин» и «Правила пожарной безопасности»

  1. Здоровье ребёнка.

Дети знают, что здоровье-главная ценность человека. Чтобы быть сильными, бодрыми, энергичными необходимо заботиться о своём здоровье, в этом познании дошкольникам помогают игры-занятия по валеологии. При помощи дидактических игр, макета строения человека, картинок мы знакомим детей со строением тела. Играя в сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Больница», можем при помощи фонендоскопа  прослушать биение своего сердца. Ежедневно, утром и после дневного сна делаем гимнастику, много играем  в подвижные игры на свежем воздухе,  строго соблюдаем режим дня, проводим спортивные праздники, досуги, дни здоровья. Ведь физическое воспитание очень важно для детей с ЗПР и является важным средством развития личности. При формировании здорового образа жизни мы знакомим детей с профилактиками заболеваний: закаливание, дыхательные гимнастика, витаминотерапия, массаж, коррекционная гимнастика.

  1. Ребенок и другие люди

Для того, чтобы дети хорошо усвоили правила поведения дома, вгруппе подобраны иллюстрированные пособия «Азбука здоровья в картинках» К.Люкуса , где подробно описаны опасности, подстерегающие ребенка дома. На примерах из жизни, читая художественные произведения, мы доказываем детям, что ребенок должен четко знать: нельзя входить в подъезд или лифт с чужим человеком, нельзя открывать дверь чужим людям. Ребенок – шалун, непоседа, довольно часто получает различные небольшие травмы: ушибы, царапины, порезы. При помощи сюжетно-ролевых игр, игр-драмматизаций, специальных бесед мы учим детей оказывать первую помощь друг другу и себе. Так же в этих играх мы обучаем детей правильно распознавать и набирать номера служб помощи:

  1. 01 – газовая служба
  2. 02 – полиция
  3. 03 – скорая помощь
  4. 911 – служба спасения.

Большое значение в формировании ОБЖ у дошкольников с ЗПР мы уделяем психическому здоровью, созданию атмосферы взаимопонимания, доверия уважения, благоприятного общения, как с детьми, так и с родителями. Регулярно в родительские уголки поступает информация по актуальным темам: «Твоя безопасность, малыш», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Здоровье дарит Айболит» и др. Для пропаганды знаний правил поведения широко используются средства наглядной агитации: витрины с фотографиями, папки-передвижки, анкетирования и дни открытых дверей.

Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности старших дошкольников в ситуации дорожного движения средствами игровой деятельности

У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети...

Статья "Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры".

"Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры"....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования....

Использование игровых технологий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение худ литературы, экскурсии и т.д....

«Формирование элементарных основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста, через игровую деятельность»

Статья  о значении игровой деятельности в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего дошклольного возраста...

План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...