"Взаимодействие старших дошкольников и младших школьников"
методическая разработка по теме

Котенина Надежда Викторовна

Материал для осуществления долгосрочного проекта по приемственности ДОУ и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современная модель взаимодействия ДОУ и начальной школы»

Направление: «Организация взаимодействия старших дошкольников и      младших школьников в процессе подготовки к школе»

Содержание:

Введение:

- Актуальность проблемы взаимодействия старших дошкольников и младших школьников в процессе подготовки к школе.

Цель проекта:

- изучение значения игры в организации взаимодействия старших дошкольников и младших школьников.

Актуальность проекта:

- Необходимость объединения усилий педагогов ДОУ, учителей начальной школы по формированию мотивационной готовности к школе у выпускников детского сада.

- Помощь детям в понимании ценности самого процесса обучения в школе.

- Установление тесного контакта педагогов ДОУ и учителей школы.


ИГРА

ВЗАИМОСВЯЗЬ

ИГРА

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

ШКОЛА

ДОУ


Введение.

Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позицией школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

Подготовительная группа занимает особое место в системе работы детского сада. Она завершает дошкольное детство и предваряет переход детей на школьную ступень. В подготовительной группе завершается длительная работа детского сада во всестороннему воспитанию детей и подготовке их к школе. Вся воспитательно- образовательная работа в данной группе подчинена единой цели – обеспечить высокий уровень общей и специальной готовности детей к школе. Исходя из современного воспитания готовности к школьному обучению, учитывая возросшие возможности детей седьмого года жизни, «программа воспитания в детском саду» предусматривает дальнейшее усложнение содержания воспитательной и учебной работы в данной группе и повышение требований к поведению и деятельности детей. Главное внимание воспитателя направляется на то, чтобы все дети в полном объеме освоили программу, так как это является образовательным условием формирования полноценной готовности к обучению в школе.

Характерной особенностью жизни детей данной группы является вовлечение воспитанников в ее организацию. У детей формируется чувство ответственности за сохранение оборудования, игрушек, пособий, за порядок в группе. С этой целью дети ежедневно участвуют в коллективной уборке в помещении группы, систематически ремонтируют пособия и книги, дежурят, участвуют в формировании уголка книги, выставок детских работ, в оформлении группы к праздникам. В этой работе развиваются также эстетические чувства детей: они приучаются ценить эстетику обстановки, заботятся о ее сохранении, проявляют творчество в оформлении группы.

Воспитатель подготовительной группы осуществляет широкую программу физического воспитания: поддерживает в группе активный двигательный режим, совершенствует все виды движений, вовлекает детей в разнообразные спортивные упражнения, организует спортивные развлечения и соревнования, постоянно контролирует осанку детей, использует разнообразные способы закаливания. Правильно поставленное физическое воспитание – залог активной работоспособности детей в школе.

Важной задачей в подготовительной группе является воспитание у детей активного интереса и стремления к обучению в школе. Решение этой задачи способствует общей направленности работы в данной группе на формирование готовности детей к школе, а также специальная работа, предусмотренная программой: экскурсии в школу, беседы с учителем, присутствие на торжественных сборах. Вся эта многогранная работа приводит к формированию у детей к концу дошкольного возраста настойчивого стремления к поступлению в школу, стремления к новому, почетному в их глазах положению школьника.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, на сколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры не заслуженно принижается. А между тем, она таит в себе огромные воспитательные возможности в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интереса товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умения работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других садов.

Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать конкретные задачи для своей дальнейшей работы.

Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо по ходу игры напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать.

Если школьники – частые гости подготовительной к школе группы, то, выполняя роли учеников в игре, они по ходу ее знакомят ребят с порядками в классе, требованиями учителя.

Игра выявляет отношения детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытывали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм («Первое сентября», «Праздник Букваря», «Школьная мастерская», «Соревнования на стадионе»). Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе в первом классе.


План

совместной работы школы и детского сада

Сентябрь:

  1. Экскурсия дошкольников в школу, лесная полянка «Поиграй-ка!»
  2. Конкурс рисунка «Я вижу мир»

Октябрь:

  1. Выставка рисунков и поделок из природного материала «Есть в осени первоначальной…»
  2. Конкурс чтецов «Уж небо осенью дышало…»
  3. Месячник по правилам дорожного движения

Ноябрь:

  1. Конкурс рисунков «Моя мама»
  2. Акция «Покорми птиц зимой»

Декабрь:

  1. Методическая неделя школа – детский сад: взаимопосещение урока и занятия по теме «Формирование речи у детей»
  2. Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – Зима!»
  3. Изготовление подарков, операция – сюрприз «Новогодний подарок другу»

Январь:

  1. Неделя здоровья «Белая олимпиада»
  2. Вечер головоломок «Вместе дружно мы играет – вместе ребус разгадаем»

Февраль:

  1. Изготовление подарков, рисунков на тему «Наша Армия»
  2. Физкультурно-оздоровительное развлечение (1 класс и подготовительная группа) «Мы ловкие, сильные, смелые»

Март:

  1. Подготовка и проведение утренника «8 марта»
  2. Развлекательное мероприятие «А ну-ка, девочки!»
  3. Проведение акции «Прибери свою планету»

Апрель:

  1. Посещение учителем начальных классов будущих первоклассников, диагностика подготовительной группы
  2. Участие в защите проекта «Украсим свой участок»

Май:

  1. Диагностика подготовки детей подготовительной к школе группы к обучению в начальной школе
  2. Утренник «До свидания, детский сад!» (с приглашением первоклассников).

Мероприятия

  1. Рассматривание картины «Скоро в школу мы пойдем»

Цель: заинтересовать детей вопросом посещения школы.

  1. Экскурсия в школу.

Длительность экскурсии 1час. участвуют – учитель начальных классов, воспитатель подготовительной к школе группы, дети.

  1. Экскурсия в школьную библиотеку.

Цель: знакомство со школьной библиотекой, приобщение к миру книги, формирование интереса к книге, желание записаться в школьную библиотеку.

  1. Игра «Волшебный портфель» (в портфель помещают разные предметы: учебник, книга со сказками, ручка, карандаш, тетрадь, фломастеры, ластик, линейка, бутерброд, мяч, машина. Дети выбирают нужную для школы вещь и оставляют в портфеле)

Цель: формировать  у старших дошкольников умение ориентироваться в школьных принадлежностях.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: выполнять роль учителя и ученика, формировать понятие школьный урок, приобщаться к школе.

  1. Игра «Мастерская»

Цель: закреплять у старших дошкольников трудовые навыки, участвовать в мелком ремонте игрушек и книг.


Анкета для родителей.

Для подготовки и проведения родительского собрания по теме «Подготовка к школе», нам необходимо знать некоторые ваши мнения. За ранее спасибо за участие в анкетировании.

  1. Волнует ли вас вопрос адаптации вашего ребенка в школе:
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю
  4. Не придаю значения
  1. Испытывает ли ваш ребенок затруднения при знакомстве со сверстником:
  1. Да
  2. Нет
  3. Не обращала внимания
  1. Испытывает ли ваш ребенок затруднения при знакомстве со взрослым:
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю
  1. Успешность адаптации ребенка к школе полностью зависит:
  1. От учителя начальных классов
  2. От родителей
  3. Ваше мнение
  1. Думаю, в школе ребенок:
  1. Будет успешным
  2. Будет средним по успеваемости
  3. Будет отставать
  1. При поступлении ребенка в школу меня больше всего волнует: ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Собрание для родителей старших дошкольников на тему: «Подготовка к школе»

Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

Ведущий: 

Дети очень быстро растут. И ваш ребенок, вчерашний малыш, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасение и тревогу. И не случайно, ведь это переломный момент в жизни вашего ребенка. Резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, статус – ученик.

Вопрос:

Что же является важным в подготовке к школе?

Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят: в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. Ученые выделяют разные виды готовности к школе. Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся: желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как несоответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому относятся с уважением.

Но не только возможность учиться привлекает детей. Для школьников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что может сидеть за партой, носит портфель и др. такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходиться включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. К моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный произвольный материал и т.д.

Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?

        Важно подчеркнуть, что то нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, не собраны на занятиях, не стремяться добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

        Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше один или два?», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.

        Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходства с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.

        Советы родителям:

  1. Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
  2. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
  3. По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить ее в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.
  4. Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу, а сегодня – нет.
  5.  Беседуйте о прочитанных книгах, пытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.
  6. Особо следует сказать о специфике обучения ребенка – дошкольника. Оно носит «изустный» характер, то есть, из уст в уста. При обучении в детском саду мы не использует тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов.

Можно предложить родителям просмотр нескольких фрагментов видеозаписи занятий по математике, развитию речи, изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки, слова, осознавать его состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. По буквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело и со счетом – умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значение числа, и бесполезным, если этот навык усвоен механически.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости»ребенка.


  1. Развлекательное мероприятие

«А ну-ка, девочки!»

В мероприятии участвуют две команды, в каждой команде по пять девочек. В команде девочки подготовительной группы детского сада, во второй команде – девочки – первоклассницы. Каждая команда выполняет конкурсные задания, которые оцениваются по пяти бальной системе. Команда, набравшая больше баллов награждается медалями, которые изготавливает группа поддержки. Болельщики готовят поощрительные призы. Жюри – воспитатели детского сада и учителя начальных классов.

Конкурсные задания:

  1. Чья команда лучше исполнит песню для мамы (песня на выбор команды)
  2. Чья команда лучше и быстрее нарисует портрет мамы мелом на доске (каждый участник рисует какой-то один элемент портрета)
  3. Чья команда быстрее и красивее соберет цветок из геометрических фигур
  4. Чей танец лучше  (домашняя заготовка танца под музыку к песне Чунг-чанга)
  5. Салон «Модная одежда» (демонстрация командой костюмов сделанных из подручных материалов: полиэтиленовой пленки, газеты, скотча и др.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль общей и мелкой моторики в формировании графо - моторных навыков старших дошкольников и младших школьников"

Творческая работа   с теоретическим и практическим материалом по формированию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Сравнительный анализ психологических особенностей старшего дошкольника и младшего школьника.

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период ид...

Семинар - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Буклет - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Известно, что дидактические и речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и р...

Коррекционно-педагогическая работа по активизации повествовательной речи старших дошкольников и младших школьников

Коррекционно-педагогическая работа по активизации повествовательной речи  старших дошкольников и младших школьников...

Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников.

Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников.«Сохраняя воду, сохраняем жизнь!» (детские экологические сказки).Описание работы: Экологические сказки предназначены для детей старше...

"Айболит на новый лад", театральная постановка по ЗОЖ для старших дошкольников и младших школьников

В материале представлена сценка по здоровому образу жизни для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Сценка также может быть использована на празднике Осени....