Девиантное поведение
материал по теме

Реферат по проблеме девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie.odt22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

1.Введение.

Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения. Причины возникновения

              девиантного поведения.

Глава 2. Коррегирующая работа с детьми и подростками с девиантным

              поведением.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

        Девиа́нтное поведе́ние (от англ. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например, преступность, пьянство и наркомания, а также самоубийства, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Девиантное поведение является естественным условием развития человека, жизни всего общества. Девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.

        Цель данной работы в том, чтобы понять сущность девиантного поведения, понять причины возникновения девиантного поведения.

Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения. Причины его возникновения.

        Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностьюопределенного социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является девиантное (отклоняющееся) поведение — это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков отступление от принципов, норм морали и права [3, с. 78].

        К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

        Девиантное поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркоманию и др связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями.

        В изучении причин отклоняющегося поведения существуют три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические (культурные) теории.

        В теории физических типов основная предпосылка состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. В работах Ч. Ломборзо, Э. Крентмера, В. Шелдона присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом [4, с. 118]. Но практика показала несостоятельность телрии физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а инвалид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть муху.

        В основе психоаналитических теорий лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а так же сверх Я, определяемого исключительно культурой общечства. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а так же между сверх Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры, содержание. В этом случае могут произойти отклонения от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

        В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи скрываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обучным поведением. Роберт К. Мертон считает, что причиной девиации является разрыв между культурными слоями общества и социально-одобряемыми средствами их достижения. Например, когда чеорвек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальнын средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

        Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой — поддерживает эту стабильность. Отклоняющееся от старых норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов.

Глава 2. Коррегирующая работа с детьми и подростками с девиантным поведением.        

Девиантное поведение имеет многообразие форм проявления, начиная от незначительных проступков и кончая стойкими психическими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и кончая социальными факторами. Наибольшее распространение имеют сравнительно несложные варианты девиантности детей и подростков, причины которых лежат в социальной сфере. В этом случае целенаправленные корригирующие воздействия педагогического и психорегулирующего характера могут дать устойчивый эффект, если в наибольшей мере отражают индивидуальные особенности девиантного подростка. Подобные воздействия должны быть оптимально сопряженными и взаимно дополняющими.

Такое методическое требование особенно значимо для случаев, когда в основу педагогических воздействий положены средства физического воспитания. Система двигательных, психомоторных и психических методов, дифференцированных в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, может существенно снизить роль факторов девиантности в их поведении, учебной и повседневной деятельности.

 Предполагается, что принцип индивидуального подхода в корригирующей работе с детьми и подростками, характеризующимися различными формами девиантного поведения, может быть реализован, если учитывать особенности психодинамических свойств индивида, которые во многом генетически предопределяют формирование его темперамента и характера. При таком подходе можно сформировать относительно небольшое количество групп учащихся с близкими свойствами ("типологические группы"), что позволяет типизировать применяемые методы.

Предполагается также, что корригирующие средства должны учитывать особенности физических и психических качеств детей и подростков и типичную для каждого возраста динамику физического и психического развития. При этом система корригирующих упражнений должна быть построена так, чтобы стимулировать развитие необходимых качеств, создавать предпосылки для оптимизации состояний, организовывать поведение и деятельность учащихся в классе и вне его, нивелировать проявления отрицательных качеств, типичные для данного учащегося или группы учащихся.

        Психолого-педагогические средства коррекции девиантного поведения дают особый эффект, если применяются в форме сопряженного физического и когнитивного воздействия. Такое воздействие может применяться как в виде психомоторных упражнений, игр с элементами двигательных и когнитивных действий, а также традиционных средств физической культуры, адекватных возрасту занимающихся, с корректировкой, соответствующей их индивидуально-типовым особенностям.

Формами коррекционной помощи при работе с девиантными детьми и подростками являются: моторная и психомоторная коррекция, а также коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сопряжении когнитивных и психомоторных компонентов, коррекция эмоционально-личностных нарушений, работа с родителями. Применение таких форм корригирующей помощи имеет следствием значительное улучшение со стороны высших психических функций в 75% случаев, в положительной динамике со стороны неврологических симптомов (84% случаев), в совершенствовании функций программирования и контроля, произвольного внимания, зрительно-моторной координации, тонкой моторики, пространственных представлений (улучшение зафиксировано в 67% случаев).

Комплексная коррекционная программа способствует повышению уровня физического развития и физической подготовленности занимающихся.

        Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

        Коррекция девиантного поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.

По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

Элементы самокоррекции:

  1. принятие индивидом цели,
  2. учет условий деятельности,
  3. ее программирование,
  4. оценку результатов,
  5. коррекцию.

Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору — самосознанию- осознанию и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и своих индивидуальных качеств.

Классификация методов коррекции в 30-х годах (В.П. Кащенко):

  1. педагогические методы,
  2. психотерапевтические методы.

Педагогические методы:

1. Методы общественного влияния:

а) коррекция активно-волевых дефектов;

б) коррекция страхов;

в) метод игнорирования;

г) метод культуры здорового смеха;

д) коррекция навязчивых мыслей и действий;

е) коррекция бродяжничества;

ж) самокоррекция.

2. Специальные или частнопедагогические методы:

а) коррекция недостатков поведения детей;

б) коррекция нервного характера.

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2.Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.

5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.

6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.

7. Осуществление этой программы.

8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического применения) являютсятретий, четвертый и пятый.

Основные подходы к диагностике индивидуальных особенностей в психологической, социологической и педагогической науках:

количественный - основан на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей,

  1. качественный - ориентируется на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта.

Применение одних и тех же стандартных методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними.

Специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами — как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).

Лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание.

Первые практические шаги психолога и социального педагога, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу.

  1. особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др., определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом:
  2. хочет ли самоутвердиться,
  3. получить социальную защищенность в группе,
  4. реализовать мотивацию дружеского общения,
  5. удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.
  6. путь, который привел подростка именно в эту группу, субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания.

Авторская программа коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные.

Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:

  1. единство диагностики и коррекции;
  2. нормативности развития;
  3. системность развития психической деятельности;
  4. деятельностный принцип коррекции;
  5. нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
  6. понимание и сочувствие;
  7. прагматизм психолого-педагогического воздействия»
  8. приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
  9. своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
  10. творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
  11. профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.

Показания к применению:

  1. социальная апатия;
  2. аутизм;
  1. агрессивность;
  2. раздражительность;
  3. отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
  4. чрезмерная эмоциональность или раздражительность;
  5. конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.

Цель: социальная адаптация девиантов.

Задачи:

1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;

2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;

4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;

5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптаци.

2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.

3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.

Заключение.

        Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение — это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение — следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние является основной причиной отклоняющегося поведения.

        Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.

Список используемой литературы.

1.Макеева А.Г., Лысенко И.А. Долго ли до беды? - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 160 с.

2.Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме. - М.: Просвещение, 1989. - 80 с.

3.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: Центр, 1997. - 336 с.

4.Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996. - 314 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и выступление «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»

Презентация и доклад  для педагогов-психологов, социальных педагогов по теме «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного(девиантного) поведения...

Девиантное поведение детей

Рекомендации для педагогов и родителей....

Контрольная работа по дисциплине: «Социология» На тему: «Семья как важнейший социальный институт. Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения»

СодержаниеВведениеI Семья как важнейший социальный институт.Понятие социального института, его виды     2. Брак - основа семейных отношений    2.1 Формы брака...

Девиантное поведение. Использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении

Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации....

Консультация для родителей на тему" Что такое поведение. Причины девиантного поведения детей"

Информационно-деловое просвещение родителей по теме "Поведение. и причины плохого поведения детей". Об основных триггерах  и первопричинах проблемного поведения детей и об ошибках, сове...

Девиантное поведение детей и подростков. Причины девиантного поведения. Теоретические подходы к объяснению девиации.

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничество...