«СОЦИАЛЬНО –ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ - устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды, сформированность навыков саморегуляции поведения. Девиантное поведение у детей дошкольного возраста.»
консультация

Cотникова Оксана Юрьевна

Презентация "Девиантное поведение у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dev.poved_.docx23.37 КБ
Файл 6_gruppa_sotnikova.pptx673.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» г. Волгодонска

Презентация на тему :

«СОЦИАЛЬНО –ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ -  устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды, сформированность навыков саморегуляции поведения.

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста.»

      Подготовила:

                                   воспитатель первой категории  

           О.Ю Сотникова

г.Волгодонск – 2022 г.

Слайд 1

Тема : «СОЦИАЛЬНО –ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ -  устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды, сформированность навыков саморегуляции поведения. Девиантное поведение у детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

Слайд 3

Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения :

1. В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.

2. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.

3. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Слайд 4

Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.

Слайд 5

Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы.

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности, ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).

Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.

Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.

Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.

К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.

Слайд 6

В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей относится неблагополучная обстановка в семье.                                                                                                    Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:

  1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой).
  2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках.
  3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
  4. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.

Слайд 7

Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:

• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);

• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);

• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;

• эмоциональное отвержение;

• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.

Слайд 8

Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.

Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.

Слайд 9

У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.

Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.

Слайд 10

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:

1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.

2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.

3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.

4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.

5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Слайд 11

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:

• коммуникативные и подвижные игры;

• разыгрывание «трудных ситуаций»;

• ритмические игры со словами;

• музыкатерапия                                                                                                

• цветотерапия;

• сказкотерапия и другие.

Слайд 12

Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.

Слайд 13

Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЦИАЛЬНО –ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды, сформированность навыков саморегуляции поведения

Слайд 2

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

Слайд 3

Что такое девиантность ? Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Слайд 4

Причины аномального поведения ребенка Медико-биологические причины Социальные причины Педагогические причины Психологические причины

Слайд 5

Медико-биологические причины Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы: врожденные; наследственные; приобретенные причины.

Слайд 6

Социальные причины В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы: Неполная семья Конфликтная семья Асоциальная семья Формально-благополучной семья

Слайд 7

Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания: скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности); потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша); чрезмерная строгость и требовательность к малышу; эмоциональное отвержение; гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Слайд 8

Педагогические причины В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.

Слайд 9

Психологические причины В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.

Слайд 10

Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников Пути решения девиантного поведения: Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения. Вырабатывание навыков адекватного поведения. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Слайд 11

Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются: коммуникативные и подвижные игры; разыгрывание «трудных ситуаций»; ритмические игры со словами; музыкатерапия ; цветотерапия; сказкотерапия.

Слайд 12

Что нужно помнить? Будьте последовательны и логичны в своих действиях. Учитывайте интересы детей. В воспитании обязательна поддержка и участие. К воспитательным воздействиям подходите с учетом возрастных и индивидуальных характеристик. Устанавливая правила, сами не забывайте об их выполнении. Уважайте детей, цените их «Я». Признайте уникальность детей, разрешите им быть самими собой. Демонстрируйте свою любовь. Дети должны знать, чувствовать, ощущать свою нужность. Давайте детям высказать свои суждения, мысли. Создайте атмосферу доверия, где можно задать любой вопрос и получить ответ. Разговаривайте с детьми. Дайте понять суть ограничений и запретов. Спрашивайте о детских переживаниях. Рассказывайте о своих.

Слайд 13

Что следует забыть? Десять «не» в воспитательном процессе: Не унижайте. Не вымещайте злость и обиды на детях. Не спешите наказывать. Используйте все возможные другие методы. Убедитесь, что задание подходит возрасту и развитию. Не ставьте ультиматумы. Договаривайтесь, объясняйте свою позицию. Не сравнивайте с другими. Не критикуйте на людях. Не бойтесь строгости, но будьте справедливы. Не занимайтесь воспитательными воздействиями в плохом настроении. Не забывайте хвалить. Не стесняйтесь признавать неправоту своих действий.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста

Игра – упражнение «Ласковый мелок» Педагог. Рисунок наш будет необычным: рисовать будем волшебным невидимым  мелом друг другу на спине. Посмотрите, как нужно рисовать этим мелком.Педаг...

Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет

Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...

Использование дидактической игры как средства развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В статье рассмартивается вопрос необходимости коррекционно-развивающей  работы по развитию навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Предлагается опыт работы по разви...

Использование игр с палочками Кюизенера для развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Достаточно эффективным оказывается использование  пособия "Палочки Кюиенера "в индивидуально-коррекционной работе с детьми с ЗПР для развития навыков саморегуляции и самоконтроля....

Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста

Картотека игр для формирования навыков социального поведения у детей средней группы...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»Вопросы на рассмотрении:1.1.Организация деятельности по воспит...