Главные вкладки

    Создание условий для всестороннего развития детей в детском саду: предметно-развивающая среда второй младшей группы "Колобок" МБДОУ № 50 "Журавушка" города Канска
    материал (младшая группа) по теме

    Червякова Лидия Михайловна

    Коллеги! Предлагаю вашему вниманию мой опыт создания предметно-развивающей среды во второй младшей группе дошкольного оразовательного учреждения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Создание условий для всестороннего развития детей в детском саду:

    предметно-развивающая среда второй младшей группы «Колобок»

    МБДОУ № 50 «Журавушка»

    В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив группы.

    Под предметно-развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

    Концепция построения предметно-развивающей среды требует предоставления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности. Это открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Среда является многомерным развивающим пространством, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания, а значит возможность полноценного развития.

    Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

    Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей, выполняет определенные функции, характерные для данного возраста. Это:

    1. познавательная  – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
    2. коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
    3. оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
    4. творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

    В групповом помещении второй младшей группы, реализующей образовательную программу «Детство», была оборудована предметно-развивающая среда, включающая в себя следующие центры:

    -  по правилам дорожного движения

    • разноцветные рули, флажки трех цветов, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, машины и дорожные знаки на ленточках, жилеты с изображением светофора и номера экстренного вызова «01» и «03», нагрудные дорожные знаки;

    •   панно «Мы едем, едем», макет улицы, дорожные знаки напольные и маленькие, машины и дома, изготовленные из бросового материала;

    • дидактические игры «Собери машинку» «Светофор», «Транспорт», «Выставка машин», пазлы «Собери светофор», «Покажи транспорт, который назову», «Собери знак», игры-лото «Основы безопасности» и «Внимание, дорога!»

    В центре природы имеются комнатные растения: хлорофитум, герань, бегония, узумбарская фиалка, сансивьерия, традесканция, колеус, папоротник, финиковая пальма, лилия и др.

    • подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала, икебана, гербарии

    Для ухода за растениями имеются лейки, распылитель для опрыскивания растений, заостренные деревянные палочки для рыхления земли в горшках, мягкие кисточки для очистки от пыли листьев растений

    В весеннее время года создан мини-садик с рассадой цветов и овощей.

    В центре музыкальной и театральной деятельности есть маленькая ширма для настольного театра, костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок

    • куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (кукольный, настольный)

    •  музыкальные инструмент (барабан, бубен, дудочки, металлофон

    Для сохранения и укрепления здоровья детей создан физкультурный центр. В нем имеютсямячи большие и маленькие, мячи массажерные, мяч-попрыгунчик, кегли (набор), мешочки с грузом, шнуры для гимнастики, доска с ребристой поверхностью, коврики и массажная дорожка, обручи, гимнастические палки, резиновые колечки, ленты разных цветов на кольцах, скакалки, флажки разных цветов.

    В центре по развитию речи подобраны игрушки и предметные картинки для уточнения звукоподражания;

    • игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (мыльные пузыри и надувные игрушки)

    • комплекты предметных картинок для уточнения произношения звуков

    • игры для формирования грамматического строя речи «Большой и маленький», «Чей детеныш», «Чего не стало», лото «Один и много»

    • наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики

    • детские книги по программе и любимые книги детей

    • книжки-малышки с произведениями фольклора малых форм

    • аудиокассеты с записью литературных произведений по программе, магнитофон

    • книжки-раскраски по изучаемым темам. Книжки-самоделки.

    В центре для художественного творчества дети могут пользоваться восковыми и акварельными мелками, цветным мелом, гуашевыми красками, фломастерами, цветными карандашами, пластилином.

    • также есть кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, трафареты по темам, цветная и белая бумага, картон, рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ

    • доска для рисования мелом, доска для рисования фломастерами; маленькие доски для рисования

    Центр для сюжетно-ролевых игр

    В группе имеется все необходимое оборудование для таких сюжетно-ролевых игр как «Семья», «Магазин», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Транспорт», «Детский сад», «Водители».

    Мобильный уголок для релаксации

    Площадь группы не большая, реквизит берем у педагога-психолога

    Уголок для родителей находится в фойе группы. В течение учебного года взрослые могут найти в папках-передвижках разнообразную полезную информацию. Например, «Маленький пешеход», «Приучите вашего ребенка мыть руки», «Мама, папа, поиграйте», «Что бывает осенью», «Что бывает зимой», анкетирование на тему «Пожарная безопасность».

    На информационных стендах  размещены режим работы детского сада и группы, сетка непосредственной образовательной деятельности в форме занятия, объявления, меню.

    Также имеются постоянно обновляющиеся выставки детских работ (рисунки, поделки) и фото-уголок «Жизнь группы» (информация обновляется раз в месяц)

    Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к  интересам и потребностям каждого дошкольника. Ребенок имеет возможность заниматься любимым делом как самостоятельно, так и в выбранном им мини коллективе.

    В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия  для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

    Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.

    Территория участка группы - это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями и животными в течение всего года. Здесь продолжается их активная деятельность. Чтобы пребывание на участке всегда радовало ребенка, побуждало к игре, влекло к разнообразной деятельности, оздоровляло физически, оборудование и оформление участка отвечает художественно-педагогическим требованиям.

    Была проделана большая работы силами родителей и воспитателей.

    Фантазии взрослых не было предела. Теперь каждый из вас может увидеть все то, что мы сделали своими руками для наших детей.

    На участке из покрышек колес, старых бачков и досок появились замечательные объекты: лавка-кот, жираф и зебра, черепаха, крокодил, сказочный кораблик, на станции «Аптека» детей будет встречать доктор Айболит. А в песочнице поселились божьи коровки. Клумбы тоже были оформлены оригинально: это жених и невеста, черепаха и три подружки.

             Мы уверены, что такое оригинальное оформление участка детского сада даёт нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия.

    Таким образом, умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

    Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы вли...

    Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС (Из опыта работы).

    Детство - этап подготовки к будущей жизни. Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности....

    Статья "Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС"

    СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИС ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...

    Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

    Полноценная предметно-развивающая среда в группе является одним из важнейших условий развития детей в группе....

    «Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС»

    Полноценная предметно-развивающая среда в группе является одним из важнейших условий развития детей в группе....

    Консультация для педагогов СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

    СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИС ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...

    Создание условий для всестороннего развития детей в группе в соответствии с требованиями ФГОС

    Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает детям чувство психологической защиты, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению различными...