Система работы с родителями в детском саду
статья ( группа) по теме

Дашкина Татьяна Васильевна

В статье представлен материал из опыта работы педагога с родителями в условиях детского сада с приоритетом физкультурно-оздоровительного направления развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya_rabota_s_roditelyami.zip9.58 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

 в условиях ДОУ с приоритетом физкульутно-оздоровительного направления развития детей.

Автор: Родионова Татьяна Васильевна

Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области   средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области  структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Должность:  воспитатель

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить, семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, расширяется их кругозор, получают уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. В нашем детском саду есть такие узкие специалисты, как физкультурный и музыкальный работники. Анализ научных исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического).

Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социо-культурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов в работе с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Детский сад — один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания, в силу недостатка педагогических знаний, низкого уровня педагогической осведомленности и педагогической рефлексии. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т.д. В настоящее время накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями в дошкольном учреждении, в целом для практики педагогического просвещения родителей характерна раздробленность и случайность, а так же не всегда учитываются запросы родителей в содержании педагогических знаний.

Современная концепция сотрудничества включает 2 традиционных аспекта: концептуальный и организационно-деятельностный, и предполагает следующие этапы работы: информационно-подготовительный этап (педагогическая диагностика семьи), непосредственное включение родителей в деятельность, и третий этап — оказание педагогической поддержки семье, т.е. повышение ее педагогической осведомленности.

Первый – «Давайте познакомимся!». На этом этапе знакомство родителей с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом и раскрывает перед ними возможности совместной работы.

Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.

Таким образом, современная точка зрения рассматривает родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.

Путем анкетирования выявлялся воспитательный потенциал семьи и их информационные запросы, что в последствии послужило основанием для распределения родителей по группам и оказания им действенной дифференцированной помощи.

Педагогическая осведомленность родителей включает следующие компоненты:

  1. Степень участия родителей в воспитательном процессе.
  2. Понимание и осознание ответственности за физическое развитие ребенка.
  3. Уровень педагогический знаний родителей (знания о развитии, воспитании и обучении детей).
  4. Стиль педагогического общения с ребенком (практические умения по организации жизнедеятельности ребенка в семье, осуществления воспитательной деятельности).

Подтверждается предположение, о том, что вопросы оздоровления в большей степени волнуют родителей. И это правомерно, так как детский сад укомплектован детьми часто болеющими.

Нами проводятся как традиционные, так и не традиционные формы работы с семьей: круглые столы с приглашением специалистов разного рода (медицинских работников, физкультурных работников и др.), устные журналы, особый интерес у родителей вызвала «Школа здоровья». Вся работа, ее содержание и формы организации согласовывалась с запросами родителей.

Активное участие всех заинтересованных родителей позволило сделать вывод о том, что данная система работы является достаточно эффективной формой работы ДОУ с семьей, способствующей повышению педагогической осведомленности родителей, а наиболее эффективными методами являются интерактивные методы работы.

Успешной работе ДОУ по повышению педагогической осведомленности родителей будут способствовать постоянный учет потребностей родителей в педагогических знаниях, учет трудностей в воспитании и установлении обратной связи, введение интерактивных форм работы ДОУ с семьей и включение родителей в повседневный педагогический процесс.

В работе с родителями мы используем различные формы работы, направленные на формирование здорового образа жизни:

  1. Индивидуальные и групповые беседы с родителями
  2. Родительские собрания
  3. «Круглые столы»
  4. Семинары
  5. Тренинги
  6. Чаепития
  7. Спортивные соревнования, КВНы
  8. Экскурсии

Конференции родителей и воспитателей.

Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Газеты, бюллетени.

Газеты и бюллетени можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи разнообразной полезной информацией, направленной на формирование здорового образа жизни детей и родителей.

Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Доска объявлений.

Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о ежедневных событиях, оздоровительных и профилактических мероприятиях.

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка. Располагается такая информация в родительском уголке.

Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, календарные праздники, вечера и т.п.

Совместные детско-родительские мероприятия.

Особой популярностью в нашем ДОУ  пользуются всевозможные спортивные детско-родительские мероприятия, такие как «Дни именинника», «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Малые олимпийские игры», «Недели здоровья» и различные спортивные соревнования с участием родителей.

Список литературы:

1. Арнаутова Е.П. «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей», М., 2006.

2. Бейн К. «Доброе утро! Мы рады, что ты здесь!», Самара, 2004.

3. Волкова В.А., Соколова Н.Б. «Воспитательная система ДОУ», М., 2007.

4. Данилина Т.А., Ладога Т.С., Зуйкова М.Б. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом», М., 2003.

5. Дедулевич М.Н. «Играй – не зевай», М., 2007.

6. Дронова Т.Н. «Вместе с семьей», М., 2005.

7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М., 2005.

8. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду», М., 2007.

9. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет», М., 2004.

10. Козлова А.В., Демеулина Р.Т. «Работа ДОУ с семьей», М., 2004.

11. Козырева О.В. «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников», М., 2007.

12. Мушенок Н.И. «Роль семьи в формировании социально активной личности», Самара, 1992.

Проверил: старший воспитатель        __________       /Филина С.Г./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы работы с детьми в детском саду по защите окружающей среды

Одной из главных задач годового плана работы нашего ДОУ является формирование активной позиции защитника природы у детей, родителей и социума, большое внимание уделяется природоохранной деятельности....

Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора

Ракрываются цели, задачи, формы работы по приобщению детей к чтению. Как проходят занятия в разных возрастных группах. А также работа с родителями....

Презентация "Система работы с родителями в детском саду"

В презентации представлен материал из опыта работы педагога с родителями в условиях детского сада с приоритетом физкультурно-оздоровительного направления развития детей....

Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» (Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду) в средней группе №10 «Почемучка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все роди...

«Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Семья для ребёнка –  источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...

"Проектные технологии в системе работы музыкального руководителя в детском саду"

презентация направлена на взаимодействие музыкального руководителя в пректной деятельности с детьми, воспитателями и родителшями...