«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Фунтикова Нурфия Зиннатовна

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №3 «Орленок» г. Волжск РМЭ

МАСТЕР-КЛАСС

ТЕМА «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

                                                                                   Провела: Фунтикова Нурфия Зиннатовна, воспитатель первой категории ДОУ № 3.

        .

                                                 г. Волжск

                                                  Дата: 20.04.12

        «Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир».

                                                            Актуальность темы.

1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней. Не у всех детей достаточен запас знаний об окружающей нас природе.

3. Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к носильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

4. Система дополнительного образования предполагает использование  нетрадиционных методов подачи информации. Особенно актуально это для дошкольников.

Научно-методические обоснования актуальности темы:

Первый аспект

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Второй аспект

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.

Игра - это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.

Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет ( зоопарк, ферма, цирк и т.п.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.

« Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу».

С. Н. НИКОЛАЕВА.

    Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь  природу. Игра - есть своего рода, средство познания ребенком действительности.

Эльконин  Д.Б. подчеркивал, что игра-это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.

По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.

Возрастные  особенности детей таковы, что традиционный урок для них пока еще  неприемлем. Дети этого возраста не могут и не должны сидеть неподвижно 40-45 мин. ,они не могут концентрировать внимание на долго, быстро утомляются от однообразной деятельности. Даже самые интересные рассказы педагога , дети не в состоянии слушать более 10-15 мин. Поэтому игра - основной вид деятельности для детей дошкольного возраста.

Вступление.

Уважаемые коллеги!

В наше время мы ежедневно сталкиваемся с самыми разнообразными экологическими  проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния  на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями.

Как доступнее….

Игра необычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» ребенку о нем самом педагогу. В игре все «как будто» понарошку. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем». Игры свои…

В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам фрагмент игры-викторины «Калейдоскоп природы» для родителей. Приглашаю шесть человек для участия в игре викторине.

Я предлагаю вам принять на себя роль родителей.

Представление жюри.

Уважаемые родители, прошу каждой команде выбрать себе капитана.

1.Загадка.

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? ...

(Зайка.)

А это письмо от зайки - любознайки.

2.Кому нужны деревья?

Примерный план подбора маленьких карточек к большим и рассказ ведущего о значении и деревьев в жизни животных и человека.

3.Конкурс капитанов. Аудиозапись. Голоса птиц.

Уважаемые родители вы, наверное, уже поняли, что речь пойдет о птицах. Игра «Поломанные слова».

Название зимующих птиц вы узнаете, после того как исправите «поломанные слова».

Карточки со словами

4.Малоподвижная игра с мячом «Воздух, земля, вода».

5.Счастье – это быть с природой видеть ее, говорить с ней. Чьи эти слова (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой). ВЕРНО!

Итак, в игре черный ящик. Кто сказа в произведении Л.Н.Толстого «Тебе от того скучно, что ты зол, тебе злость сердце жжет, а мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Уважаемые жюри прошу подвести итоги, чья же команда у нас победила!

Уважаемые родители, я предлагаю воплотить  в жизнь то, что вы увидели и услышали сейчас здесь. Представьте себе, что вы в кругу семьи. Поиграйте в игру, направленную на тему экологического воспитания.

Заключение.

Уважаемые коллеги!

Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.

Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления  о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.

Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.    

«Экологические знания, вызывающую эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу»  С.Н.Николаева

Список литературы

1. Л.И.Грехова , «В союзе с природой»

Учебно – методическое пособие. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми.

2.Н.В. Коломина, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

3.Т.М. Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

4.Л.Г. Горькова, «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

5.Л.И.Уланова, «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

6.Л.Ведина, «Мир природы в калейдоскопе игр».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания старших дошкольников.

В статье говорится о важности игры для формирования экологической культуры, для повышения экологических знаний у детей дошкольного возраста....

Игра как метод экологического воспитания дошкольников

Доклад-презентация на педагогическом совете "Игра как метод экологического воспитания дошкольников"....

Игра, как метод экологического воспитания дошкольников

Сегодняшнее состояние окружающей среды является следствием варварского подхода к использованию природных ресурсов за прошедшее столетие. Нельзя просто научить человека любить природу, эти знания ...

Статья на тему: «Игра – как метод экологического воспитания дошкольников»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14766213","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Игра как метод экологического воспитания дошкольников

Нечего не может быть интереснее для ребенка, чем игра. В игре ребенок обучается, развивается, взаимодействует. А игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания при...

Мастер-класс «Игра – как метод экологического воспитания дошкольников»

laquo;Суть человеческой игры -  в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир».Игра – это,...

Отчёт по самообразованию на тему: "Игра -как метод экологического воспитания дошкольников"

Данный проект развивает позновательные способности дошкольника, нацеливает на получение новых знаний, их обобщение и закрепление....