методический материал
методическая разработка

материал по развивающим играм В.В.Воскобовича.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры и их условия.

К началу дошкольного  возраста  ребенок  уже  обладает  определенным

жизненным опытом, который  пока  что  недостаточно  осознан  и  представляет

собой  скорее  потенциальные  способности,   чем   сложившуюся   способность

реализовывать умения в своей  деятельности.  Задача  воспитания  заключается

как раз в том, чтобы, опираясь на эти потенциальные  возможности,  продвинуть

вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

Как же  решить  эту  задачу  в  условиях  общественного  дошкольного

воспитания?

Пытаясь  ответить  на  этот   вопрос,   остановимся   на   некоторых

принципиальных положениях, лежащих в основе предложенной системы игр.

Прежде  всего  развивающие  игры   представляют   собой   совместную

деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит  в  жизнь  детей  эти

игры, знакомит их с содержанием.

Он вызывает  у  детей  интерес  к  игре,  побуждает  их  к  активным

действиям, без  которых  игра  не  возможна,  является  образцом  выполнения

игровых действий, руководителем  игры  –  организует  игровое  пространство,

знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила

общения с  партнерами.   Правила  действия  определяют  способы  действий  с

предметами,    общий    характер    движений    в    пространстве     (темп,

последовательность и т.д.)

Правила общения влияют на характер взаимоотношений  участников  игры

(очередность выполнения наиболее привлекательных  ролей,  последовательность

действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все  дети

действуют одновременно  и  одинаково,  что  сближает  их,  объединяет,  учит

доброжелательному партнерству. В других играх  дети  действуют  по  очереди,

небольшими   группами.   Это   дает   возможность   ребенку   наблюдать   за

сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец,  в  каждом  разделе

содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная  роль  выполняется

по  очереди.  Это  способствует  формированию   смелости,   ответственности,

приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.

Эти  два  правила  в  простой  и  доступной  для  детей  форме,  без

назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают  малышей  к

организованности,  ответственности,   самоограничению   воспитывают   умение

сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Но все это становится возможным только  в  том  случае,  если  игра,

разработанная взрослым и  предложенная  ребенку,  в  готовом  виде  (т.е.  с

определенным  содержанием  и  правилами)  активно  принимается  ребенком   и

становится его собственной игрой. Доказательствами того, что  игра  принята,

являются:  просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий  –

самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее  проведении.

Только если игра станет любимой  и  увлекательной,  она  сможет  реализовать

свой развивающий потенциал.

Развивающие  игры  содержат  условия   способствующие   полноценному

развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал,  внешних

и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности  детей.  При

проведении игр необходимо, чтобы все  эти  условия  были  реализованы,  т.е.

чтобы каждая игра приносила ребенку новые  эмоции,  умения,  расширяла  опыт

общения, развивала совместную и индивидуальную активность. [п. 6; с.6, 202]

Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не

только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев,  но  и

уровнем психического развития. Главное  здесь  –  последовательность  этапов

развития  (недопустимо  перешагивать  через   целый   этап).   Игры   должны

предлагаться в соответствии с учетом необходимой  последовательности  этапов

– от самых простых и доступных  каждому  малышу  игр  следует  переходить  к

более сложным. В каждой игре необходимо опираться на  то,  что  ребенок  уже

умеет и что он сам любит делать. Педагогу важно знать и понимать, что  умеют

и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой  основе

вводить новые действия и новые задачи.

Так, например, трехлетние дети, как правило, любят и умеют бегать  и

прыгать. Используя эти умения, можно организовывать новые  игры,  основанные

на новой последовательности  этих  движений,  их  постепенном  усложнении  и

главное – их новом содержании и осмыслении: не просто бегать  и  прыгать,  а

прыгать в воображаемой ситуации (по кочкам на болоте или бежать от кота  или

лисицы, которые могут их поймать).

Вполне возможно, что развивающие игры  окажутся  увлекательными  для

всех дошкольников, не зависимо от возраста. Как мы уже сказали,  выбор  игры

определяется  не  календарным  возрастом,  а  этапом   их   психологического

развития.

Кроме того, на  каждом  возрастном  этапе  между  детьми  существуют

значительные индивидуальные различия, их так  же  необходимо  учитывать  при

проведении игр. Почти в каждой группе детского сада  есть  по  крайней  мере

три типа детей, которые по разному себя ведут во время  любой  деятельности,

в том числе в игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого  типа  очень  активны,  подвижны,  склонны  к  сильному

возбуждению.  Они  охотно  принимают  любую  новую  игру  и  с   энтузиазмом

включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и  стремятся  взять

на себя активные роли. Но часто эти воспитанники  не  обращают  внимания  на

других, и заняты демонстрацией собственных  возможностей.  Для  таких  детей

наиболее  трудными   оказываются   правила,   сдерживающие   их   спонтанную

активность:  дожидаться  своей  очереди,  не  двигаться   до   определенного

сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Вместе  с

тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них.  При  проведении

игры необходимо постараться показать таким детям  важность  соблюдения  этих

правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не

сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для  них

деятельность. Сначала они держатся напряженно,  без  интереса  наблюдают  за

действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого  ребенка

брать на себя активную роль, пока он не будет готов  к  этому.  Наблюдая  за

игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он  постепенно  заражается

от взрослого и от сверстников интересом  к  игре  и  через  некоторое  время

начинает сам проявлять инициативу. Конечно,  это  становится  возможным  при

поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.

Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя.

В каждой группе  могут  оказаться  вялые,  пассивные  воспитанники,  которые

отстают в развитии от сверстников и не могут  действовать  наравне  с  ними.

Даже при многократном повторении игры они не понимают  ее  сути  и  избегают

активных ролей, а взяв их  на  себя,  действуют  не  правильно.  Такие  дети

требуют особого внимания со  стороны  воспитателя.  Коллективная,  групповая

работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым,  в

его  личном  внимании,   объяснении,   поощрении.   Индивидуальные   занятия

необходимы для нормального психического и личностного развития.

Таким образом, разные дети требуют разного  подхода  и  нуждаются  в

различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем, к сожалению, в  детских

садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких  детей  и

ни при каких обстоятельствах.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами,  наказаниями)

заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к  чему  он  еще  не  готов.

Задача  воспитателя  (и  в  этом   заключается   искусство   воспитания)   –

заинтересовать малыша, увлечь его  полезным  занятием,  поддержать  малейшие

успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре,  что  сделает  весь

воспитательный процесс бессмысленным.

Столь  же  бессмысленны  и  даже  вредны  прямые  требования  что-то

запомнить или усвоить в игре. Мы уже  говорили,  что  ребенок  в  дошкольном

возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать  и

усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает  практическую

необходимость. Такая необходимость  естественно  возникает  в  интересной  и

увлекательной  игре.  Подменять  игру  упражнениями  или  уроком,  требовать

механического повторения каких-то слов или движений недопустимо.

Тем более,  недопустимы раздраженный тон и грубость в  отношениях  с

детьми.

Доброжелательность,  сюрпризность  разного  рода   неожиданности   –

являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И  эти

средства  всегда  в  Ваших  руках.  Нужно  уметь   вовремя   удивиться   или

огорчиться,   заинтриговать   детей   какой-то   неожиданностью,    выразить

восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою  заинтересованность

игрой и успехами в ней ребенка. Конечно,  все  это  требует  от  воспитателя

артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут  к

формированию полноценной личности человека.



Предварительный просмотр:

«Инновационная игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста»

        

                                                                                                                   Дайте ребенку что-нибудь в руки,

        Чтобы он начал думать.

                                                                                                               /народная мудрость/

Инновационная деятельность — создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, разработок.

Игрово́е обуче́ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

История возникновения

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Еще в древних Афинах (VIIV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры — маневры, штабные учения, разыгрывание «боев». В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т.Компанелла и Ф.Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XVXVII веках Я. А. Коменский (1987) призывал все «школы — каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Ф. Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

Игровое обучение:

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

  1. свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая педагогом, но без его диктата и осуществляемая по желанию ребенка, с удовольствием от самого процесса деятельности.
  2. творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.
  3. эмоционально напряженная, приподнятая
  4. деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. В ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (В. В. Бойко, 1983). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

  1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
  2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
  3. мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
  4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать
  5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
  6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
  7.  В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Игровое развивающее обучение по технологии – это один из возможных путей развития детского интеллекта.

Особенности технологии:

- игровая основа

-открытость (предлагаемые игры можно сочетать с другими играми, известными сказками)

-вариативность (игры можно подбирать в соответствии с образовательными целями, корректировать степень сложности, дополнять игровыми  заданиями)

-целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка.

- творческое развитие ребенка

«Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения дошкольника в игровой деятельности. Организовать  педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии очень важно оснастить группы игровыми пособиями.

В условиях детского сада все игры концентрируются в одном месте - игровой комнате «Фиолетовый лес».Одним из вариантов оформления игровой в нашем детском саду создан объемный фиолетовый лес, населенный персонажами из сказок технологии.

Фиолетовый лес – это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творческого потенциала педагогов.

Развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.


Технология «Сказочные лабиринты игры» включает различные формы организации детского коллектива – занятия, совместную игровую деятельность детей и взрослых, самостоятельную игровую деятельность детей. Виды занятий регламентируются содержанием основной программы. Развивающие игры выполняют роль дидактического материала, поэтому они вписываются в любую программу. Наилучший результат в развитии и образовании детей дает сочетание технологии «Сказочные лабиринты игры» и занятия по развитию речи, экологическому воспитанию, ознакомлению с предметным миром и конструирование.

Организовать и проводить педагогический процесс можно следующим образом:

Первый вариант – игра - сказка. Вопросы ставит не педагог, а персонаж, герой, которому необходимо помочь в преодоление препятствий.

Второй вариант- это обучение, комбинированное из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий.

Третий вариант-  можно провести в викторину.

Взрослый на занятии выступает в роли организатора поиска процесса. Активизирующего память, восприятие, воображение, разные формы мышления ребенка. Перед ребенком необходимо ставить вопросы и задания, которые побуждают его не только к четкому выполнению заданных упражнений, но и к придумыванию своих задач, поиску новых решений, приучая к самостоятельному поиску решения.

Следующая форма организации – совместная игровая познавательная деятельность.

При организации совместной игровой деятельности возможна интеграция различных игр: театрализация и развивающая.

Совместная игровая деятельность необходима для личностного развития ребенка. В ней воспитывается умение действовать согласовано, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.

Самостоятельная игровая деятельность. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В таком виде деятельности тренируются умения, совершенствуется моторика рук и интеллект, и самое главное, появляется ничем неограниченная возможность придумывать и творить.

Задачами технологии является:

  1. развитие ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
  2. развитие наблюдательности, исследовательского подхода.
  3. развитие воображения, креативности мышления
  4. гармоничное, сбалансирование развитие у детей эмоционально- образного и логического начал
  5. формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений.

Оригинальность и самобытность игр заключается в том, что они интригуют ребенка, мобилизуют его внимание, интерес и незаметно втягивают ребенка в процесс «думанья» над задачей.

Что касается планирования педагогической деятельности, то оно  строится с учетом психологических особенностей ребенка и типа ведущей деятельности. Использование игр в системе постепенного и постоянного усложнения (по спирали). Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка. Поэтапное использование игр определяется возрастными изменениями ребенка. На первом этапе задания включают в себя обследовательские действия: знакомство с цветом, формой, усвоение некоторых понятий. На втором этапе понятия, символы запоминаются с помощью образа. Следующий этап  - знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, уменьшение, сложение, трансформация), планирование своих действий.

Весь педагогический процесс идет от самого ребенка, но при этом педагог не отменяет все задачи, которые он ставил перед ним. Ориентируясь на ребенка он через разные игровые ситуации выводит ребенка на те или иные решения, тем самым развивая интеллектуально-творческое мышление.

Уход от привычных нам занятий дает высокий результат в развитии интеллектуальном развитии ребенка, но что и не мало важно ребенок раскрывает весь  свой творческий потенциал, раскрепощается (свободная форма проведения игровой деятельности).

Инновационная игровая деятельность предполагает и внедрение родителей в игровой процесс: проведение совместных игровых форм обучения, семинары-практикумы, открытые занятия, викторины и так далее.

Завершить консультацию хочется стихами:

Мы не просто в лес вошли-

Мы открыли в сказку двери.

В Фиолетовом лесу

Ждут нас сказочные звери,

В каждой области лесной

Есть свой сказочный герой.

Он игру предложит детям,

Просто сказка игры эти!

Нет крючков и нет магнитов,

Даже гвоздики не вбиты,

И картинки на экране

Возникают будто сами.

Задача очень непростая-

Обучить детей, играя

Эти игры без сомненья,

Помогают в обучении:

Дети учатся читать,

Думать, сравнивать, считать,

Развивают логику,

Терпение, моторику.

Директор «Центра развивающих игр и методик» Т.Г.Харько


                                                                    Семинар-практикум с родителями

Список используемой литературы, других информационных материалов:

  1. Организация экспериментальной площадки в ДОУ. О.В.Пастюк, А.Н.Фролова. М.: ТЦ Сфера,2007. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  2. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. Г.Г.Биличенко. М.: ТЦ Сфера,2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  3. Методический материал «Центра развивающих игр и методик» Т.Г. Харько

                       

Консультация

« Инновационная игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»

        Подготовила:

Сергеева Ирина Михайловна



Предварительный просмотр:

Перспективный план игровых занятий                                               (младшая группа)

месяц

занятие

содержание

Октябрь

Знакомство с двухцветным квадратом

«Черепашки пирамидка»)

Кораблик «Плюх-Плюх»

Дать общее представление о квадрате: он зеленый с одной стороны, красный – с другой стороны. На квадрате есть дорожки, по которым он складывается, есть углы и стороны. Сосчитывание сторон и углов. Практические задания с квадратом.

Знакомство  с игрой. Учить цвета, размер, количество, внимание, воображение, память, мелкая моторика рук.

Знакомство с игрой, тренировка мелкой моторики рук. совершенствования: внимания, памяти, мышления, речи. Развитее математических представлений, о цвете, высоте предметов, количественном и порядковом счете, составе числа.

Ноябрь

«Поездка в деревню к дедушке»

«Чудо цветик»

Складывание летучей мышки, семафора. Закрепление понятий: сверху, снизу, посередине, справа, слева

Знакомство с игрой. Играя знакомимся с соотношением целого и части. Развиваем сенсорику, память, внимание, логическое мышление.

Декабрь

Превращение квадрата. Знакомство с ромбом

Сложение плоскостных фигур

«Фонарики»

Знакомство с частями квадрата. Размер квадрата. Новая фигура ромб.

Учить определять фигуры, получившиеся при промежуточных складываниях, считывать кол-ва треугольников, квадратов, прямоугольников., сопоставлять размеры

Знакомство с новой игрой. Тренировка мелкой моторики рук, тактильно – осязательных анализаторов. Определять цвет каждой фигуры, размер, форму.

Январь

Чудо – соты, «Домик пчелки  Жужжи»

«Пчелка  Жужжа наводит порядок в своем улье»

Упражнение на выкладывание дорожек, башенок

Знакомство с новой игрой. Определить цвет каждой соты, назвать фигуры, сосчитать.

Учить собирать соты, ориентируясь на цвет деталей, учить правильно, располагать детали в соте

Игра с чудо – сотами, раскрашивание фигур на листке бумаги.

Февраль

Выкладывание из фигур предметов. (По образцу «Черепашки»)

«Чудо крестики 2»

Учить соединять фигуры по определенной схеме, закреплять понятия: сверху, снизу, справа, слева.

Знакомство с игрой. Определить закономерности: один цветовой набор составляет крестик. Складывание крестиков в рамку.

Март

Чудо – крестики

2-х цветный квадрат (мышка, конфета, лодочка, конверт)

«Колобок» - игра чудо – крестики

Учить складывать по схеме. Рассказать из каких фигур сложены. Какого цвета его части.

Закрепить приемы сложения, учить складывать следующие предметы на базе данных фигур

Конструирование зверей из сказки по схемам

Апрель

2-х цветный квадрат

«Геоконт»

«Кто сказал мяу?» игра «чудо – крестики»

 Закреплять навык выполнения изящного сгиба, придумывание сказки с героями детьми

Познакомить с игрой. Силуэтное конструирование. Работа с координатной сеткой. Геометрия для дошкольников. Логика, фантазия, творчество.

Продолжать работу по выкладыванию с помощью схем.

Май

Повторение игр

Повторение и закрепление пройденного материала

Перспективный план игровых занятий                                               (средняя группа)

месяц

занятие

содержание

Сентябрь

Знакомство с двухцветным квадратом

Закрепление «двухцветного квадрата».

Дать общее представление о квадрате: он зеленый с одной стороны, красный – с другой стороны. На квадрате есть дорожки, по которым он складывается, есть углы и стороны. Сосчитывание сторон и углов. Практические задания с квадратом. Размер квадрата.

Познакомить со сложением простых плоскостных фигур «Домик», «конфета».

Октябрь

«Кораблик Плюх-Плюх»

«Фанарики»

Знакомство с игрой, тренировка мелкой моторики рук. совершенствования: внимания, памяти, мышления, речи. Развитее математических представлений, о цвете, высоте предметов, количественном и порядковом счете, составе числа.

Тренировка мелкой моторики рук, тактильно – осязательных анализаторов. Определять цвет каждой фигуры, размер, форму.

Ноябрь

«Геоконт»

«Логоформочки 3»

Силуэтное конструирование. Работа с координатной сеткой. Геометрия для дошкольников. Логика, фантазия, творчество.

Знакомство с игрой, тренировка координации «глаз-рука», точные движения кистей рук и детских пальчиков. Улучшить процессы внимания, памяти, умение сравнивать, объединять части в целое, выстраивать логические связи и зависимости, сообразительность. Уметь составлять эталонные и другие геометр. Фигуры из частей, обводить их и дорисовывать различные изображения.  

Декабрь

«Прозрачный квадрат»

Знакомство с новой игрой «Чудо – крестики»

Рассматривание и нахождение пластин по названной геометрической фигуре. Составление геометрических фигур из 2-3х составляющих. Чтение сказки «Не тающие льдинки озера Айс». Упражнять детей в сложении фигур по образцу. Объяснение новых свойств (гибкость, цвет, форма). Рассматривание схем сложения.

Знакомство с игрой. Определить закономерности: один цветовой набор составляет крестик. Складывание крестиков в рамку. Конструирование зверей из сказки по схемам.

Январь

Выкладывание из фигур предметов. (По образцу)

«Математические корзинки 5»

Учить соединять фигуры по определенной схеме, закреплять понятия: сверху, снизу, справа, слева.

Знакомство с игрой. Ребенок манипулирует грибками и корзинками, обводит их карандашом, раскрашивает или заштриховывает изображение. Восприятие цвета. Внимание, память, мышление.

Февраль

«Шнур -  затейник»

Знакомство с игрой. Знакомство с элементами «вышивания узоров (шнур может огибать «кнопку», закручиваться вокруг «кнопки» или продеваться  сквозь неё). Знакомиться со схемами.

Март

«Чудо цветик»

Знакомство с игрой. Играя знакомимся с соотношением целого и части. Развиваем сенсорику, память, внимание, логическое мышление.

Апрель

«Волшебная 8»

«Игровизор»

Обводка по контуру, штриховка, дорисовка. Закрепление обобщенных понятий.

Май

Повторение игр

Повторение и закрепление пройденного материала

Перспективный план игровых занятий                                               (старшая группа)

месяц

занятие

содержание

Сентябрь

«Квадрат Воскобовича»

двух цветный

Знакомство с четырехцветным квадратом

Развитие сенсорных и познавательных способностей: внимание, память, пространственное мышление, воображение, операции логического мышления. Математические:  Самостоятельное конструирование геометрических фигур.

Октябрь

«Кораблик Плюх-Плюх»

«Фанарики»

Знакомство с игрой, тренировка мелкой моторики рук. совершенствования: внимания, памяти, мышления, речи. Развитее математических представлений, о цвете, высоте предметов, количественном и порядковом счете, составе числа.

Тренировка мелкой моторики рук, тактильно – осязательных анализаторов. Определять цвет каждой фигуры, размер, форму.

Ноябрь

«Чудо - соты»

«Чудо - крестики 2»

«Чудо - крестики 3»

Учить собирать соты, ориентируясь на цвет деталей, учить правильно, располагать детали в соте. Игра с чудо – сотами, раскрашивание фигур на листке бумаги.

Знакомство с геом. фигурами, имеющимися в деталях игры (вершины, углы, стороны). Обобщенное название многоугольник. Самостоятельное воссоздание силуэтом из геомет. фигур. Выполнение действ. По знаковым обозначениям, чтение схемы, способа и пути выполнения. Придумывание сказки по слож. сюжетной картинке.  

Декабрь

Выкладывание из фигур предметов. (По образцу)

«Математические корзинки 5»

Закрепить навыки конструктивного сложения ( по образцу). Учить складывать простейшие предметы по представлению.

Знакомство с игрой. Ребенок манипулирует грибками и корзинками, обводит их карандашом, раскрашивает или заштриховывает изображение. Восприятие цвета. Внимание, память, мышление.

Январь

«Геоконт»

«Прозрачный квадрат»

Познакомить с игрой. Силуэтное конструирование. Работа с координатной сеткой. Геометрия для дошкольников. Логика, фантазия, творчество.

Рассматривание и нахождение пластин по названной геометрической фигуре. Составление геометрических фигур из 2-3х составляющих. Чтение сказки «Не тающие льдинки озера Айс». Упражнять детей в сложении фигур по образцу. Объяснение новых свойств (гибкость, цвет, форма). Рассматривание схем сложения.

Февраль

«Логоформочки3»

 Знакомство с игрой, тренировка координации «глаз-рука», точные движения кистей рук и детских пальчиков. Улучшить процессы внимания, памяти, умение сравнивать, объединять части в целое, выстраивать логические связи и зависимости, сообразительность. Уметь составлять эталонные и другие геометр. Фигуры из частей, обводить их и дорисовывать различные изображения.  

Март

«Чудо - цветик»

«Шнур-затейник»

Знакомство с игрой. Играя знакомимся с соотношением целого и части. Развиваем сенсорику, память, внимание, логическое мышление.

Знакомство с игрой. Знакомство с элементами «вышивания узоров (шнур может огибать «кнопку», закручиваться вокруг «кнопки» или продеваться  сквозь неё). Знакомиться со схемами.

Апрель

«Волшебная 8»

«Игровизор»

Обводка по контуру, штриховка, дорисовка. Закрепление обобщенных понятий.

Май

Повторение игр

Повторение и закрепление пройденного материала

Перспективный план игровых занятий                                               (подготовительная группа)

месяц

занятие

содержание

Сентябрь-

Октябрь

«Квадрат Воскобовича»

(2-х цветный, 4-х цветный)

«Чудо - соты»

Развитие сенсорных и познавательных способностей: внимание, память, пространственное мышление, воображение, операции логического мышления. Математические:  Самостоятельное конструирование геометрических фигур.

Учить собирать соты, ориентируясь на цвет деталей, учить правильно, располагать детали в соте. Игра с чудо – сотами, раскрашивание фигур на листке бумаги.

Октябрь-

Ноябрь

«Чудо - крестики 2» (закрепление)

«Чудо - крестики 3»

«Чудо - цветик»

Знакомство с геом. фигурами, имеющимися в деталях игры (вершины, углы, стороны). Обобщенное название многоугольник. Самостоятельное воссоздание силуэтом из геомет. фигур. Выполнение действ. По знаковым обозначениям, чтение схемы, способа и пути выполнения. Придумывание сказки по слож. сюжетной картинке.  

Знакомство с игрой. Играя знакомимся с соотношением целого и части. Развиваем сенсорику, память, внимание, логическое мышление.

Ноябрь

Декабрь

«Прозрачный квадрат»

«Прозрачная цифра»

Рассматривание и нахождение пластин по названной геометрической фигуре. Составление геометрических фигур из 2-3х составляющих. Чтение сказки «Не тающие льдинки озера Айс». Упражнять детей в сложении фигур по образцу. Объяснение новых свойств (гибкость, цвет, форма). Рассматривание схем сложения.

Рассматривание пластин. Показать детям сложение цифр из пластин. Упражнять в сложении цифры одного цвета затем разноцветных. Упражнять в складывании различных фигур.

Декабрь-

Январь

«Конструктор букв»

«Конструктор цифр»

«Шнур-затейник»

Знакомство с конструктором букв, рассматривание деревянных элементов. Запоминание их названий. Конструирование из деревянных элементов различные фигуры. Рассматривание схем сложений.

Знакомство с конструктором цифр. Исследование деталей конструктора знакомство со словесной моделью 8, где у каждого слова есть определенное место. Сконструировать любую цифру по словесной модели. Познакомить со сказкой историей о 2-х попугаях.

Знакомство с игрой. Знакомство с элементами «вышивания узоров (шнур может огибать «кнопку», закручиваться вокруг «кнопки» или продеваться  сквозь неё). Знакомиться со схемами.

Январь-

Февраль

«Геоконт»

«Логоформочки3, 5»

Игровизор

Познакомить с игрой. Силуэтное конструирование. Работа с координатной сеткой. Геометрия для дошкольников. Логика, фантазия, творчество.

Знакомство с игрой, тренировка координации «глаз-рука», точные движения кистей рук и детских пальчиков. Улучшить процессы внимания, памяти, умение сравнивать, объединять части в целое, выстраивать логические связи и зависимости, сообразительность. Уметь составлять эталонные и другие геометр. Фигуры из частей, обводить их и дорисовывать различные изображения.  

Обводка по контуру, штриховка, дорисовка. Закрепление обобщенных понятий.

Февраль-

Март

«Забавные буквы»

«Копилка букв»

«Читайка»

Знакомство с шутами - акробатами, рассматривание. Игры «Найди любимую букву шута – акробата», «Волшебные сундучки», «Эхо», «Чехарда».

Развитие речи: слоги под, на, около, за, перед. Обрисовка букв на карточки по контуру.

Чтение букв и слогов. Нахождение слов по заданному обобщающему слову. Умение действовать по словесному указанию.

Март-

Апрель

«Логоформочки 5»

Считовозик

Теремки

Повторение

Рассмотреть окошечко, сосчитать, придумывание задач на сложение и вычитание. Считать,  соединяя шнурком

Познакомиться с конструкцией кубиков. Оптимальный набор букв, наглядность и образность, простота «конструирования» слогов и «трансформации» слов.

Май

Повторение игр

Повторение и закрепление пройденного материала



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

Методическая разработка - Методический материал - Презентация "Малышам о транспорте"

Этом материал помогает расширить и закрепить представления детей о транспорте, классифицировать транспорт на воздушный, наземный, водный....

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....

Методический материал для родителей и методические рекомендации для домашнего выполнения для родителей и их детей по теме "Посуда".

В данной разработке представлены материалы для усвоения и закрепления знаний по лексической теме "Посуда". Задания помогут усвоить детям основные понятия по лексической теме, расширить актив...

Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"

Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...