воспитываем детей в русских традициях
статья на тему

Белькова Елена Владимировна

система образовательной деятельности с детьми и сотрудничества с родителями по национальному русскому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx135.69 КБ

Предварительный просмотр:

"Воспитание, если оно не хочет быть

 бессильным, должно быть народным"
(К.Д.Ушинский.)

 Современная семья утратила многое из старых добрых традиций воспитания детей.

Это относится, в первую очередь, к городской семье, живущей изолированно даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора воспитания, как постоянное общение с родителями, не обеспечивает должной адаптации ребёнка к социуму, не позволяет накопить должного социального опыта в общении со старшим поколением, поэтому нередко и растёт отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями.

Сегодня родители нередко стремятся дать детям элитное воспитание и отдают в специальные учреждения – детские сады, лицеи и т. д. – на всю неделю. Это не заменяет  ребёнку родительскую любовь, семейный уют, тепло домашнего общения. Не трудно предугадать результаты такого воспитания: эгоизм, душевная чёрствость, искажённая система ценностей, ведь при нём утрачивается «нить родства» и семейного взаимопонимания. Дети и родители в этой ситуации становятся фактически чужими людьми, которых объединяют лишь общие стены, а не родственные чувства.

Ещё несколько десятилетий назад молодая семья доверяла своих детей родным бабушкам и дедушкам. Именно бабушки неторопливо и задушевно рассказывали своим внучатам о добром Иванушке, злом Кощее, трудолюбивой Крошечке-Хаврошечке… Не забывали малыши эти сказки,  ведь внучкам бабушки повторяли: «Ты у меня такая же находчивая, как Алёнушка, красивая, как Василиса Прекрасная». Заметив грязь на полу, бабушка скажет со вздохом: «Не достанется тебе хорошего жениха, раз углы в комнате не метены – это верная примета». И внучка уже бежит за веником. И сняты проблемы, с которыми сталкиваются многие родители, безуспешно применяя различные методы поощрения и наказания.

Народная педагогика проявляется  в моральных  законах  и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Существуя  со времен возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей.   Народная педагогика проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в  детском  фольклоре и во многих других  элементах народной жизни.

Родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания детей: с первого слова матери, услышанного младенцем, с нежной колыбельной песни, с собственного имени начинается познание окружающего мира.  Народная педагогика и сегодня предлагает родителям богатый материал для умственного развития детей в семье. Это и многообразие жанров фольклора, и народные наблюдения и приметы, и знания, полученные в процессе ухода за растениями и животными, во время сбора ягод, грибов, лекарственных трав и т.д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились неповторимые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей  с былинами, поговорками, сказками, пословицами, мы приобщаем их к  национальным и общечеловеческим ценностям

Педагогический коллектив детского сада № 393 (г. Новосибирск) считает, что необходимо возродить народные традиции в воспитании в семье, которые будут способствовать эффективному формированию мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства.

Целью своей работы на 2010-2011 учебный год  мы поставили: формирования  патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста под воздействием средств устной народной педагогики.

На педагогическом совете в мае 2010 года для выполнения этой цели был очерчен круг задач:

1. Привлечь родителей  воспитанников к сотрудничеству с воспитателями в вопросах возрождения  традиций устной народной педагогики. Для этого:

- провести мониторинг родительских знаний, умений, желаний в данной области;

- провести ряд консультаций, родительских собраний по обучению родителей – единомышленников;

- выпустить буклеты и листовки по устной народной педагогике и распространить их среди родителей ДОУ.

Ответственные: старший воспитатель,  воспитатели групп.

2. Организовать работу воспитателей по внедрению устной народной педагогике в ДОУ. Для этого:

- провести анкетирование детей старших групп

(ответственные: воспитатели групп);

- разработать перспективные планы по внедрению устной народной педагогики в непосредственную образовательную деятельность и совместную деятельность с детьми (ответственные: старший воспитатель, воспитатели групп);

- пополнить  развивающую среду групп необходимыми пособиями (ответственные: старший воспитатель, воспитатели групп);

- провести консультации и семинары-практикумы с педагогическим составом (ответственный: старший воспитатель);

- ввести элементы народного творчества в музыкальные развлечения, логопедическую и физкультурную непосредственную образовательную деятельность, а также провести  праздники, приуроченные к народным (ответственные: музыкальные руководители, учителя – логопеды, физкультурный инструктор).

3. Организовать различные экскурсии детей с выездом на местность:

- в музей Сибирской бересты,

- в областной центр русского  фольклора и этнографии

 (ответственный: старший воспитатель).

4. Представить наработанный опыт возрождения  традиций устной народной педагогики воспитателям района (методическое объединение для воспитателей логопедических групп) для повышения их профессионального уровня.

(ответственные: старший воспитатель, учитель-логопед).

1. В сентябре 2010 года родителям нашего детского сада были предложены различные тесты и анкеты (см. приложение № 1 – 5). Проанализировав результаты, педагоги  сделали  выводы о том, какое место в семейном воспитании занимает народная педагогика, об эффективности методов и средств народной педагогики в семейном воспитании, выявили уровень нравственного воспитания у детей. Итак, определились 4 типа родителей наших воспитанников:

I .   Родители отдают предпочтение эстрадной музыке, народная музыка не привлекает, считают, что народную педагогику возрождать не обязательно, учреждения культуры посещают редко.
В целом по результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что семья не желает осваивать богатства народной педагогики, уровень развития народной культуры находится на низком уровне.

II. Родители  считают, что народную педагогику необходимо возрождать, но отдают предпочтение эстрадной музыке, народная музыка не привлекает, учреждения культуры посещают редко.
В целом по результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что семья еще формально осваивает богатства народной педагогики, уровень развития народной культуры находится на

низком уровне.

III.  Семья отдаёт предпочтение классической музыке, народной музыкой не интересуется, хотя считает, что народную педагогику необходимо возрождать.    Родители вместе с ребёнком часто посещают учреждения культуры. В целом по результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что семья не осваивает богатства народной педагогики, уровень развития народной культуры находится на

низком уровне.

IV. Семья интересуется народной педагогикой, в доме часто поются русские народные песни. Родители вместе с ребёнком часто посещают учреждения культуры. В целом по результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что семья активно осваивает богатства народной педагогики, уровень развития народной культуры находится на  должном уроне уровне. (Хотя, справедливости ради, следует отметить, что процентная ставка таких семей невелика, часто эти родители более старшего возраста, чем основная масса опрашиваемых)

 Но наши педагоги приняли решение – знания мам воспитанников об устной народной педагогике необходимо  пополнять.  Мы оформили родительские уголки текстами песен, потешек, сказок  по данной тематике, а также списком литературы для заинтересовавшихся (см. приложение № 6). Были выпущены буклеты колыбельных песен для мам (см. приложение № 7) и небольшая книга «Колыбельные песни» (см. приложение № 8).

В сентябре  2010 года были проведены  родительские собрания в группах, посвящённые данной тематике, а также общее родительское собрание (см. приложение № 9).

В конце этого года мы планируем провести повторное анкетирование, чтобы оценить результаты своей работы и узнать, нужна ли была наша инициатива родителям.

2. Для выявления уровня сформированности знаний  у детей о Родине через средства  народной педагогики  проводилось анкетирование. В анкетировании участвовали дети подготовительных групп. Были затронуты следующие вопросы (приложение 10).

Результаты проведенного анкетирования показали
1.      на вопрос о том , какие пословицы и поговорки дети знают о Родине – 40 %  ответило, что знают, 10 % не знают , что такое пословицы и поговорки; остальные ответили, что просто не знают.
2.      100 % детей знают различные народные сказки.
3.      15 % детей ответило, что знают былины
4.      100 % опрошенных не знают ни одной сказки о любви к родной природе
5.      100 % ответило, что знают праздник Новый год,  20 %- масленица, 10 %  - пасха , 50% - рождество
6.      все дети не знают, что такое традиции  обычаи.
7.      на вопрос о том, какие народные игрушки они знают, ответило 20%  - дымка и соломенная.
 
8.      на вопрос, что такое Родина -  60 % сказали, что это то место , где родился и живешь, это наша страна. Остальные дети не знают
9.      100% опрошенных сказали, что любят свою Родину.
10.  на вопрос, за что ты любишь свой город,  20 % - за красоту,

10 %- потому что он там живет, остальные 70% затруднились ответить
11.  90 % детей знают геральдику своей страны
12.  100 %  детей участвовали  в проведении субботника на территории  детского сада,
13.  дети знают стихи о Родине.
     По результатам проведенного анкетирования можно сделать вывод, что у детей недостаточно сформированы знания о Родине по средствам народной педагогики, т.е. они не знают народных традиций, праздников, пословиц и поговорок. Дети хорошо знают народные сказки, знают те сказки, которые связаны с патриотическим воспитанием. Наряду с тем, что дети не знают о народных средствах, дети достаточно хорошо знают герб, гимн, флаг и президента Российской Федерации.

 В нашем ДОУ была проведена тематическая проверка «Анализ развивающей среды групп. Народные средства педагогики», которая показала, что в группах имеются: портреты В.В, Путина, изображение герба, флага России. Так же есть книги о народах Росси, об их традициях. В младших группах есть учебники «для самых маленьких о Родине, где представлены стихи о России, о маме, о любви ко всему окружающему. В подготовительной группе есть большая географическая карта России. Есть альбом, в котором изображены семьи каждого ребенка (см. приложение № 11).

 Оборудование в группе доступно для детей, во время свободной деятельности они могут не затрудняясь рассматривать, читать книги, открытки.

НО! Совсем нет русских народных игрушек и других средств приобщения детей  русской национальной культуре.

Для устранения этих недочётов была приобретена детская мебель,  расписанная народными орнаментами – полочки для книг, столы, стулья. А также воспитателям было рекомендовано создать коллекцию:

-  русских народных сказок,

- песен,

- фотографий предметов народного быта, народных костюмов,

-русских народных игрушек (матрёшки, куклы в народных костюмах и т. д.)

      Воспитателями  ДОУ проводились  серия теметических бесед и занятий по ознакомлению с традициями русской культуры. Так, в старшей группе, воспитатель познакомила детей с самоваром, с традицией чаепития, с характером русского народа.     С целью формирования интереса к истории своего народа было проведено занятие по ознакомлению детей с  былинными богатырями  ( приложение 12). Главной целью занятия было закрепление понятия патриот родины. Поставленные цели были реализованы. Дети прекрасно усвоили материал. В подготовительной группе  воспитатели разработали и провели открытое  занятие «Кукла из глубины веков», целью которого они поставили создание условий для творческого самовыражения детей в процессе выполнения поделок с использованием ниток (см. приложение № 13). Во второй младшей группе воспитатели провели развлечение «Литературный калейдоскоп по мотивам русских народных сказок» (см. приложение №  14)

     Проанализировав работу воспитателей,  можно сделать вывод, что ознакомление детей с родиной идет активно и продуктивно, но мало используется средства народной педагогики, и, соответственно, мало детей что-либо знают  о родине через средства народной педагогики.

Поэтому старший воспитатель провёл с педагогическим составом в течение всего учебного года ряд консультаций (см. приложение № 15, 16) и семинаров -  практикумов, а также на каждую возрастную категорию детей были составлены перспективные планы по внедрению устной народной педагогики в непосредственную образовательную деятельность и совместную деятельность с детьми (см. приложение № 17).

       Учитель-логопед нашего ДОУ давно работает по технике «Сказкотерапия»,  поэтому она также провела ряд консультаций для воспитателей «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи» (см. приложение № 18).

Музыкальный руководитель,  физкультурный руководитель, включившись в педагогический процесс ДОУ, в свою работу внесли элементы народной педагогики. С 2009 года осенью в подготовительных группах проходит праздник под названием «Ярмарка», на котором дети знакомятся с обычаями, пословицами, потешками, поговорками, песнями русского народа  (см. приложение № 19, 20).

3. Педагогической традицией Руси считалось активное участие детей в общественной жизни общины. Вот и педагогический коллектив МАДО ЦРР д/с  № 393 счёл правильным познакомить детей с  социумом, организовывая экскурсии в  музей Сибирской бересты (см. приложение № 21), в областной центр русского  фольклора и этнографии и т.д. По возращении, воспитанники ДОУ  в своих рисунках передавали своё восторженное отношение к увиденному и услышанному, рассказывали своим домочадцам об экскурсии. И, как результат, некоторые родители стали чаще выходить с детьми  на городские массовые мероприятия. Об этом ребята поведали воспитателям на утренних беседах.

4. За 2010-2011 учебный год  в педагогический коллектив нашего ДОУ изучил  и проанализировал созданные народом основные средства, методы и приемы воспитания детей в семье, содержащиеся в материалах устного народного творчества, а также выявил, что  методики, основанные на активном использовании материалов устного народного творчества русского народа, могут оказать положительное влияние на общее воспитание и снизить рост отрицательных факторов.

          Наработанный опыт возрождения  традиций устной народной педагогики  был представлен воспитателям логопедических групп района (методическое объединение для воспитателей логопедических групп) для повышения их профессионального уровня (см. приложение № 22), на котором присутствующим педагогам  рассказали о технике внедрения народной педагогики в ДОУ, подарили небольшие методические брошюрки.

На итоговом педагогическом совете в мае 2011 года  педагоги детского сада сделали вывод о том, что поставленная нами проблема все-таки существует в настоящее время, и она является актуальной в современном обществе, так как воспитание и образование в нашем обществе не могут эффективно существовать вне народной педагогики. Народная педагогика – это педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно – это и педагогика эстетического самовоспитания, создающая личность с высокоразвитым чувством национальной гордости
Высокий нравственный расцвет личности современных детей, на наш взгляд, возможен лишь при условии воскрешения прогрессивных традиций народной педагогики.

Мы считаем, что в настоящее время детей необходимо воспитывать на народных идеалах и возрождать народную педагогику, потому что без этого мы вырастим бездуховных людей, не понимающих смысла слов: Родина, мораль, нравственность, семья.

           В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что устное народное  воспитание в нашем ДОУ:

  1. Начинаем с самого маленького  возраста, когда дети приходят в первую  младшую группу. Для успешной работы педагогов  главным обстоятельством успеха такой работы является хорошее понимание  воспитателем  психофизических особенностей детей этого возраста.

     2. Проводим системно, что даёт положительный эффект  как в

        межличностных отношениях, так и в отношениях к

        окружающему миру.

     3.При достижении своих целей  сотрудничаем с родителями,

        ведь  только в семье  понятие «народная педагогика»

       раскрывается    более полно и ёмко. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приобщения детей к русским традициям"

Приобщение детей к истокам русской культуры,посредством совместной деятельности с родителями,организации мастер -класса,тематических посиделок....

«Воспитание детей в русских традициях»

Сменяют друг друга эпохи, возникают и распадаются великие державы, меняются традиции. Всегда ли новое лучше старого? Нужно ли отрицать прежний опыт, забывать уроки прошлого? Традиции воспитания на Рус...

Нужно ли знакомить детей с русскими традициями ?!

В настоящее время, полное противоречий и тревог, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны, особую роль приобретают проблемы формирования духовно...

"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.

Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...

Статья. Приобщение детей к русским традициям. Колядки

В данной статье рассказывается о такой традиции, как колядовать. Что это такое и откуда все пошло, а так же представлен фотоотчет по данному празднеству....

Знакомство детей с русскими традициями

Данный материал познакомит детей с русскими традициями и обычаями, которые провидились в зимние праздники и передавались из поколения в поколение....

«Знакомство детей с русскими традициями» Старший дошкольный возраст

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являються носителями народной культуры. Воспитательный п...