Главные вкладки

    "Формирование положительных взаимоотношений между детьми"
    статья по теме

    Панова Наталья Викторовна

    Мне очень нравится одно короткое, но емкое стихотворение "Жить на свете очень туго без подруги или друга. Без тебя и твой щенок бесконечно одинок". Ни одно живое существо не может жить в изоляции от общества.Чтобы чувствовать себя полноценным человеком необходимо постоянно общаться, быть кому - то нужным. Поэтому малышу так необходимо научиться налаживать взаимоотношения не только со взрослыми, но и  со сверстниками. В статье представлен опыт моей работы по теме "Формирование положительных взаимоотношений между детьми". В ней даны примеры игр и упражнений по данному вопросу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_polozhitelnyh_vzaimootnosheniy_s_detmi.docx25.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы по теме: «Формирование положительных взаимоотношений между детьми в детском саду»

    Взаимоотношения с другими людьми, в т.ч. со сверстниками в группе детского сада, - важная составляющая жизни и деятельности каждого ребенка.

    От того, какими будут эти взаимодействия - доброжелательными или враждебными, искренними и открытыми, или формальными и показными, -зависит эмоциональное состояние детей, их отношение к детском саду, а возможно, и характер дальнейших отношений к людям.

    Взаимоотношениям, возникающим в детском саду, предшествует очень разный опыт общения со взрослыми, а иногда и со сверстниками. И этот предыдущий опыт, безусловно, влияет на отношения, складывающиеся в группе.

    Есть и такое явление, как непосредственная симпатия или антипатия, вызываемая внешностью, одеждой, манерой поведения, запахом и т.д. Это практически не поддается педагогическому воздействию.

    Существует также ряд факторов, влияющих на взаимоотношения детей. Действие этих факторов во многом, а то и целиком зависит от воспитателя. К ним относятся следующие:

    •   отношение и оценки воспитателя;

    •   групповые нормы;

    •   совместная деятельность детей.

     Приведу конкретные примеры игр и приемов.

    В 1 младшей группе дети не умеют общаться друг с другом. Сверстник воспринимается как занятный движущийся объект. Подражая взрослому, малыши заимствуют у него формы поведения при общении с другими детьми. Простейшим примером является осуждающий эмоциональный возглас «Ай-яй-яй!», сопровождаемый покачиванием указательного пальца. Интереснее будет, если воспитатель наденет на палец колпачок из ткани или бумаги. На одной стороне колпачка нарисовано лицо с сердитым выражением, на другой - с довольным видом. Воспитатель грозит нарушителям: «Ай-яй-яй!» «Пальчик сердится. Нельзя кусаться». По завершении инцидента, колпачок поворачивается улыбающийся стороной: «Молодец! Больше не кусаешься. Пальчик радуется, что ты добрый и хороший».

    Также своим примером воспитатель приобщает малышей к традиции выказывать сочувствие своим сверстникам - пожалеть, погладить, принести игрушку.

    Во 2 младшей группе взаимоотношения детей меняются. Ребята начинают внимательно присматриваться к действиям друг друга и подражать им, в первую очередь игровым. С целью формирования доброжелательного отношения ко всем членам группы эффективно использовать методику «У нас все хорошие». (Она проводится 2-3 раза в месяц не более 10 мин.). Воспитатель, собрав всех детей, коротко говорит о каждом ребенке, выделяя его положительные качества и добрые поступки. (Например, «Самой аккуратной во время обеда была Аня, ее салфетка самая чистая...»)

    Методика - игра «Фу» формирует опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Воспитатель называет разные поступки, дети хором оценивают их возгласами «Фу» или «Ура!» (например, «Есть снег» - фу!; «Покатать друг друга на санках? - ура!»)

    Еще один прием, который может использовать воспитатель - это методика «Плохой заяц - это, кажется про меня». Не называя имени провинившегося ребенка, воспитатель проигрывает ситуацию с игрушкой. Осуждение детьми действий персонажа подводит нарушителя к выводу: он в похожей ситуации поступил не лучшим образом.

    В средней группе происходит становление совместной сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дети втягиваются в новую систему отношений. Для того  чтобы быть принятым в игру необходимо уметь договариваться (во что играть, распределять роли), учиться согласовывать свои действия с действиями партнера, а также уметь придумывать новые увлекательные повороты сюжета. В итоге, игра становится той силой, которая одних поднимает до уровня «звезд», а других выталкивает в «изгои».

    Задача воспитателя - помочь детям выбрать совместную игру, определить роли, наметить эпизоды и активно участвовать в ней на равных с детьми.

    Формировать у детей интерес друг к другу в ходе общения позволяет методика «Мой альбом с фотографиями». Сначала дети рассматривают фотографии вместе с воспитателем, а затем самостоятельно, активно вступают в беседу, делясь воспоминаниями.

    Можно продолжать использовать методику «У нас все хорошие».

    Эффективным становится показ воспитателем моральных пьесок. В них одно животное обижает другое, а третий персонаж защищает и помогает обиженному. Дети оценивают поступки героев, хвалят того, кто помог, осуждают обидчика.

    В работе со старшими детьми так же, как в более младшем возрасте, мы обращаемся к игровым моментам.

    Детей знакомят с пьесками (сценками) морального характера, где героями становятся дети, а события действительно могут случиться в любой группе детского сада.

    Методика «Волшебная труба» помогает формировать способность находить достоинства в каждом члене группы.

    Эффективным приемом формирования доброжелательных отношений между детьми является организация концертов, спектаклей, изготовления подарков для малышей.

    В своей работе также я люблю использовать хороводные игры, в ходе которых развивается восприятие детей и формируются дружеские связи. Это игры «Яша», «Лягушка», «Как у бабушки Маланьи».

    Считаю очень важным акцентировать внимание на положительных поступках детей, а отрицательные я обыгрываю, называя имена вымышленных детей.

    Я стала больше уделять внимания и использовать командные игры -соревнования, когда детям для достижения результата необходимо действовать согласованно и дружно.

    В трудовой деятельности, в играх, на занятиях не забываю обращать внимание на то, что мальчики у нас сильные, мужественные, а девочки нежные, ласковые, им нужно помогать. Стараюсь вводить в нашу жизнь пословицы и о труде:

    -  «Сделал дело - гуляй смело»;

    -  «Поспешишь - людей насмешишь»;

     о дружбе:

    -  «Нет друга ищи, а нашел береги»;

    - «Дружба - как стекло, разобьешь - не сложишь»;

    и о правилах поведения:

    -  «Нет большего позора, чем не выполнить уговора»;

    -  «Не делай другому того, чего себе не желаешь».

    Литература:

    1.  Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет. 2-е издание, переработанное и дополненное.    /Н.В.    Клюева,    Ю.В.    Филиппова;    худож.    Е.П. Масленникова. - Ярославль: Академия развития, 2006.

    2.  Саранская    О.Н.    Психологический    тренинг    для    дошкольников «Давайте дружить!». - М.: Книголюб, 2008.

    3.  Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы воспитателя. Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке. (средняя группа)

    Из оыта работы воспитателя.Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке....

    "Формирование положительных отношений между детьми"

    Доклад для выступления на пед. совете, для педагогов....

    Тактика формирование положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьми

    мотошкова юлия Тактика формирование положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьмиКонсультация для родителей«Тактика формирование положительных взаимоотношений между с...

    «Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми посредством музыкально-коммуникативных игр»

    Мастер-класс для педагогов ДОУ по формированию доброжелательных отношений между детьми. Актуализировать представления педагогов о роли музыкальных игр  для обогащения социально-коммуникативного о...

    Детский оркестр как средство развития положительных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста"

    Детский оркестр как средство развития положительных взаимоотношений  между детьми старшего дошкольного возраста...

    фОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ

    Общение ребенка с детьми - необходимое условие его психического развития. Потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками возникает у детей в 3-4 года. Поэтому личностное развитие де...