"Хочу все знать"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Публикация из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taya_2.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

 «Хочу всё знать!»

Из опыта работы воспитателя  Таисьи Васильевны Ромициной МБДОУ д/с «Рябинушка» по использованию развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

  Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства "складывается" человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка - дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять.

      Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого.  Помочь в формировании такой личности может "Развивающее обучение", а именно развивающие игры и упражнения, потому что именно в играх ребенок легко и быстро запоминает то, что может ему показаться скучным и неинтересным.

Активно используя в работе элементы развивающего обучения, я убедилась, что у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Развивающие игры помогают формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.

     Изучив книги: Б.Н.Никитина "Ступеньки творчества или развивающие игры", З.М.Богусловской "Развивающие игры", Л,..А.Венгер"Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей", М.И."Чистяковой "Психогимнастика", учебно-методические пособия, разработанные коллективом научного центра имени Л.А. Венгер, а также ряд других изданий, я поняла, что развивающие игры способны помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. Учитывая все эти возможности, я создала в группе студию "Развивающее обучение".        

       Прежде чем начать работу, провела диагностику развития у детей памяти, внимания, воображения, других мыслительных процессов. Предложенные детям тесты помогли разделить детей на подгруппы по уровню развития.

Затем, опираясь на результаты диагностики, я составила перспективный план работы, где отразились следующие задачи:

* Развитие коммуникативных качеств.

* Развитие воображения, как основы творческой деятельности.

* Развитие образной, ассоциативной памяти, внимания.

* Формирование нестандартного мышления.

* Развитие координации и мелкой моторики.

* Ориентировка в пространстве.

        В младшей группе начинала с простого: с малышами развивала речь, координацию, мелкую моторику, учились общаться, пересказывая стихи, играя пальчиками.

В д/играх "Что катится?", "Построим башню", "Найди такой же" и др.             Сравнивая разнообразные предметы с образцами - эталонами, дети стали различать шесть цветов спектра, пять геометрических фигур, три градации величины (большой, средний, маленький).

            С возрастом задачи усложнились, усложнился и дидактический материал. В средней группе кроме прежних задач, добавила развитие представлений об окружающем мире, ориентировку в пространстве, развитие образной, ассоциативной памяти и внимания.  В играх "Назови предмет", "Что за чем", «Живые лепестки», «Найди по описанию», «Найди на ощупь», учились устанавливать взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы.   Очень понравились детям игры: "Что где?", "Лабиринт", "Найди клад". Дети с удовольствием учились составлять план, ориентироваться на местности и в помещении.

 Выполняя задания "Уникуб", "Собери квадрат", "Сложи узор", учила детей последовательно составлять целое из частей.

 Большой интерес вызывали игры "Что было, есть и будет?", "Что изменилось?", "Что похоже на...?", "Я знаю". Дети по памяти создавали образ с помощью схемы, предлагаемой на образце. Тем самым, все больше развивалось внимание детей, активизировались мыслительные процессы.

   Взрослели дети и усложнялись задачи. В старшей группе больше внимания уделяла развитию воображения, - как основы творческой деятельности, и формированию логического мышления. Основой всей работы остались развивающие игры, но варианты их стали сложнее, использовала больше игр на создание новых образов: "Волшебная мозаика", "Где, чей дом?", "Наоборот", "Пазлы", "Составь из палочек", «Сложи рисунок». Рисование, аппликация, конструирование способствует активному развитию воображения. Дети после прочтения сказок "Красная Шапочка", "Снежная Королева", "Двенадцать месяцев"  лепили героев сказок из соленого теста, на следующем занятии оформляли свои фигурки цветной бумагой,  гуашью, природным материалом. Из конструктора "Лего", крупного строительного материала, кубиков, коробок строили жилище для своих героев (замок Снежной Королевы, домик Красной Шапочки).        

  Готовила интересные задания в тетрадях "Подарок зайчику", "Елочка", заштриховка моделей разными способами, дорисовывали, обводка по точкам, клеткам. Это помогло мне развить у детей мелкую моторику рук, внимание, глазомер, ориентировку на листе, усидчивость.

Но без помощи родителей добиться хороших результатов очень сложно. Я считаю, что в ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит - основой успеха являются родители.  Я придумала и разработала  «Букварь для родителей», в котором, есть четкие описание, что такое память или мышление, есть в нем и рекомендации для родителей, как заниматься с детьми, какие игры проводить и есть тесты на определение уровня развития. Провела консультации "Развивающие игры", 2Как учить ребенка отгадывать загадки», "Сложи узор", "Пальчиковые игры". Родители присутствовали на всех открытых мероприятиях. Для них провела выставки работ детей. Совместно с детьми проводились праздники и развлечения, где родители принимали активное участие. Родители свободно посещали занятия в нашей группе, это помогло им глубже понять своих детей и познакомиться с различными развивающими играми. Свое мнение о работе нашей группы родители высказывали как в устной, так и в письменной форме.

В конце каждого учебного года проводила диагностику детей для определения уровня развития. Тесты показали, что дети освоили конструктивные умения, научились ориентироваться в графических схемах, овладели пространственными отношениями, они стали более активными, любознательными, эрудированными, организованными.

     Я хочу закончить словами И.П. Павлова: «Человек – наивысший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть умным, здоровым и сильным. А для этого нужно развиваться, учиться и не лениться, думать, чувствовать, желать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Хочу все знать"

Программа кружка - лаборатории "Хочу все знать" содержит пояснительную записку, в которой раскрыты цели, задачи и принципы по реализации программы....

Перспектвный план кружка "Хочу все знать".

План работы кружка - лаборатории на один год в подготовительной группе.Кружок нацелен на развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....

Занятия кружка - лаборатории "Хочу все знать"

Конспекты занятий кружка  в подготовительной группе....

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности Исследовательский метод «Хочу всё знать!»

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности  Исследовательский метод «Хочу всё знать!»...

Перспективный план работы кружка "Хочу всё знать" в старшей группе

материал по поисково - исследовательской деятельности с детьми старшей группы...

Из опыта работы кружка дополнительного образования "Хочу всё знать".

Кружок "Хочу всё знать" в нашем ДОУ является частью системы работы по формированию познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. В работе описаны методические...

Проект "Хочу летать, хочу все знать"

Данный проект направлен на формирование объема словаря, на  развитие лексической системности у детей с общим недоразвитием речи на материале темы «Воздушный транспорт».  Цел...