Практикум: «Коммуникации, как средство управления профессиональным развитием педагогов»
методическая разработка по теме

Бритвина Елена Владимировна

Материал практикума направлен на совершенствование коммуникативно-речевых навыков и умений педагогов для эффективного взаимодействия с коллегами, родителями и социумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Тема практикума: «Коммуникации, как средство управления профессиональным развитием педагогов»

Цель: Совершенствование коммуникативно-речевых навыков и умений педагогов для эффективного взаимодействия с коллегами, родителями и социумом.

Содержание деятельности:

  1. Презентация «Коммуникации, как средство управления профессиональным развитием педагогов».
  1. Коммуникативное взаимодействие педагогов с родителями: тесты, работа в группах, индивидуальные задания.
  2. Советы взрослым. Работа с методическими рекомендациями.
  3. Рефлексия.

Сегодня особенно актуальной становится проблема развития   коммуникативной культуры будущих педагогов ДО. В современном обществе с открытыми границами увеличивается число специалистов, которые должны владеть навыками речевого общения, и в первую очередь на профессиональном уровне.

Для воспитателя дошкольного образовательного учреждения, как субъекта профессиональной деятельности, способом познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом преобразования себя – коммуникативная культура.

Анализ практики показывает, что в педагогической деятельности такие свойства личности, как общительность, рефлексия, коммуникативные умения, ставшие профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность педагогического взаимодействия (общения).

    Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя  обмен информацией (коммуникация), выработку общей тактики и стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание партнёрами друг друга (социальная перцепция).

    Овладеть коммуникативными навыками общения помогают определённые знания в области психологии общения. Предлагаем воспитателям задания для самопроверки знаний в области психологии общения.

     Коммуникация — обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов.

    Различают механический и деятельностный подход к коммуникации.

   Коммуникация — в механическом подходе — однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.

     Коммуникация — в деятельностном подходе — совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

     Взаимодействуя друг с другом, включаясь в процесс общения, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся следующие:

  1. обеспечение эффективного обмена информацией
  2. совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
  3. формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
  4. формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
  5. обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
  6. изменение мотивации поведения;
  7. обмен эмоциями.

Коммуникации в организации или в группе выполняют ряд значимых функций:

  1. информативную функцию — передачу сведений,
  2. мотивационную функцию — побуждает к лучшему исполнению задач,
  3. контрольную функцию — отслеживание поведения различными способами
  4. экспрессивную функцию способствует эмоциональному выражению чувств

      Горизонтальное направление коммуникаций — это обмен информацией, который происходит между членами одной группы или рабочих групп одного уровня, между руководителями или персоналом одного уровня. Данный процесс необходим, так как позволяет сэкономить время и обеспечить интегрированность действий.

    Вербальная коммуникация — передача и восприятие информации (идей, мыслей и пр.) посредством некоторых определенных знаков (слов).                

Информация, передаваемая отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

Основные типы невербальной коммуникации:

1) движения тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы);

2) личные физические качества (строение тела, вес, рост, запах тела и пр.);

3) использование среды (способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории и др.);

4) физическая среда (дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум и пр.);

5) время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса);

6) специфика речи (качества голоса, грамотность, частота речи, дикция, засоренность речи, смех, зевание и пр.).

    Коммуникационный процесс — это процесс обмена информацией между двумя или более людьми.

    Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса.

     Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее.

    Сообщение — непосредственно информация, закодированная с помощью символов.

    Канал — средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети).

    Получатель (адресат) — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Коммуникативное упражнение

«Как мы похожи!»

     Упражнение помогает участникам наладить коммуникативное взаимодействие, лучше узнать друг друга, а также позволяет обсудить вопросы, связанные с установлением контакта с администрацией, коллегами, родителями.

     Необходимые материалы: бумага, карандаши, призы.

     Время: 10 минут.

Описание. Тренер просит группу разбиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

Каждая пара должна  как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д.

После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение. Есть люди, которые легко находят общий язык с каждым, с кем общаются. С любым человеком они найдут то, что их объединяет, и смогут построить на этом контакт.

    Коммуникативная компетенция педагога предполагает умение решать средствами языка задачи общения в конкретных, типичных для профессиональной деятельности коммуникативных речевых ситуациях

Коммуникативная компетентность педагога

1. Правила речевого этикета.

  1. Уметь слушать других.
  2. Уважать мнение коллег.
  3. Говорить полными предложениями.
  4. Никого не унижать, ни над кем не смеяться.
  5. Давать другим возможность высказаться.
  6. Аргументировать свое мнение.
  7. Избегать разговора не по делу

2. Умение слушать собеседника.

  1. Умение слушать собеседника – это навык, который включает в себя сосредоточение, понимание, запоминание, оценку и реагирование.
  2. Подготовиться к слушанию: принять позу заинтересованного слушателя, отстраниться от проходящих через сознание мыслей.
  3. Полностью переключиться с роли говорящего на роль слушающего. Если вместо того, чтобы слушать, вы будете тратить время на продумывание ответа, то ничего так и не услышите.
  4. Выслушать, прежде чем реагировать. Дослушать, даже если знаете, что человек намерен сказать. Слушать разумом, а не эмоциями. Стараться слушать, что говорит собеседник, а не раздражаться на его манеру говорить или его убеждения.

3. Умение понимать. 

  1. Относится к собеседнику с уважением ( даже если это трудно).
  2. Сконцентрироваться на понимании его речевых и неречевых сигналов.
  3. Использовать для выяснения его состояния поведенческие сигналы.
  4. Попробовать прочувствовать ситуацию вместе с собеседником или представить, чтобы вы ощущали в подобных обстоятельствах. Попытаться понять насколько ему плохо, чтобы суметь вызвать чувство сострадания по отношению к нему.

  1. . Воспитатель несёт ответственность за содержание своей речи, последствия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему.
  2. Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно, прежде всего, выбрать её тональность, соответствующую тактике общения.
  3. Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке живут три «Я». Позиция «Я» в роли «дитяти» - позиция подчёркивания особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчинённости. Позиция «Я» в роли «родителя» - стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли «взрослого» - подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнёром по общению.
  4. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трёх  названных позиций, что определяется особенностями характера.
  5. Педагогу, вступающему в контакт с родителями, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учётом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.

Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Работа в группах

Первое упражнение на умение интонировать

     Произнести следующие фразы («Мне безразличны успехи вашего ребёнка», «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре») с оттенком иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.

Второе упражнение на изменение ролевой позиции в общении.

     Фразы для упражнения «Когда-нибудь вы поймёте, что мои требования к ребёнку были справедливы», «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке», «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании» (можно использовать собственные фразы).

     Каждая фраза произносится во всех трёх ролевых позициях по «заказу» одного из партнёров по упражнению. Если партнёру произнесение кажется не убедительным, он просит повторить ещё раз.

Задание: «Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителями?»

     Цель: Развивать умение «вчувствоваться» в смысл словесного обращения к собеседнику.

     Задача: Проранжировать (рассортировать) фразы к воображаемой беседе с родителями.

    Правила для ранжирования: фразы для начала беседы выбираются такие, в которых утверждается осведомлённость собеседника в обсуждаемой проблеме; у инициатора беседы отсутствует неуверенность в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться, подыскивая контраргументы, обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».

Варианты фраз:

  1. Извините, если я помешала…
  2. Я бы хотела…
  3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…
  4. Вам будет интересно узнать…
  5. Я бы хотела ещё раз услышать…
  6. Мне представляется интересным то, что…
  7. Вы хотите…
  8. Думается, ваша проблема заключается в том, что…
  9. Давайте с вами быстро обсудим…
  10. Как вы знаете…
  11. Хотя вам это и неинтересно…
  12. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
  13. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…
  14. А у меня на этот счёт другое мнение…
  15. Конечно, вам уже известно…
  16. Вы, наверное, об этом слышали…

Последовательность выполнения.

    Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.

    Найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним («желательные»).

Ответы к упражнению: «Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителями?»

  1. «Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала», «Я бы хотела ещё раз услышать», «Давайте с вами быстро обсудим», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счёт другое мнение».
  2. «Нежелательные» фразы в паре с  «желательными»: «Я бы хотела…» - «Я пришла к такому выводу, что…»; «Вероятно, вы об этом ещё не слышали…» - «Вы, наверное, об этом слышали…»; «Мне представляется интересным то, что…» - «Вам будет интересно узнать…» и т.д.
  3.      Одним из основных средств разрешения противоречия и конфликтов между воспитателем и родителем является педагогический такт, т.е. оптимальная форма поведения и педагогически целесообразного воздействия на родителей, умение устанавливать с ними контакт. Развитию педагогического такта во взаимодействии с родителями способствуют моделирование и проигрывание педагогами адекватных способов поведения в различных ситуациях общения с родителями. Предлагаем вариант игрового моделирования педагогами проблемных задач и ситуаций общения с родителями.

   

Работа в группах: Решение проблемной задачи методом «Развивающейся кооперации».

     

     Цель: поиск верных способов решения выхода из  проблемной ситуации, прогнозирование дальнейших действий педагога, анализ событий, предваряющих рассматриваемую ситуацию.

     Пример: Воспитатель обратился к матери одного из воспитанников с просьбой  на предстоящей встрече поделиться с другими родителями опытом физического воспитания своего ребёнка. Та удивилась, смутилась и от выступления отказалась.

     Задание: Сначала каждый педагог самостоятельно, не советуясь с коллегами, обдумывает способ своего поведения, с его точки зрения наиболее верный. Затем воспитатели разбиваются на пары, пытаясь убедить друг друга,  в разумности своего варианта. Вырабатывается общее мнение в паре. Затем пары объединяются и уже в четвёрках вырабатывают конструктивные способы поведения в данной ситуации. Во время обсуждения каждая группа называет и обосновывает свои способы действий.

    Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинары-практикумы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Представление опыта проведения семинаров-практикумов для студентов УрГППУ и педагогов ДОУ...

Выпускная квалификационная работа "Управление профессиональным развитием молодых педагогов"

Профессиональное становление молодого специалиста в сфере образования сложное и многогранное явление. От того, как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли начинающий педагог как профессионал, оста...

Эффективное управление кадровым потенциалом ДОО посредством индивидуальной карты профессионального развития педагога

В статье описана последовательность раскрытия кадрового потенциала ДОО с помощью индивидуальной карты профессионального развития педагога:- диагностика профессиональных приоритетов и профессиона...

Статья "Управление профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)

В данной статье рассматривается проблема управления профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)....

Семинар-практикум "Применение ИКТ средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования".

Повышение педагогической компетенции сотрудников в области применения информационно-коммуникационных средств в подготовке и проведении образовательной деятельности....

Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования

Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...

Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования

Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...