Семинар-практикум "Применение ИКТ средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования".
материал по информатике

Туринкова Татьяна Николаевна

Повышение педагогической компетенции сотрудников в области применения информационно-коммуникационных средств в подготовке и проведении образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_primenenie_ikt_sredstv.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

"Применение ИКТ средств в профессиональной деятельности

педагога дошкольного образования".

Подготовила Туринкова Т. Н.,

воспитатель МДОУ Детский сад «Тополёк»

 р. п. Дергачи

"Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра."

Джон Дьюи (американский педагог, социолог).

Цель: повышение педагогической компетенции сотрудников в области применения информационно-коммуникационных средств в подготовке и проведении образовательной деятельности.

Задачи:

актуализировать и расширить представления педагогов о возможностях использования икт-средств в педагогической деятельности воспитателя;

способствовать формированию осознанного положительного отношения к использованию икт-средств в своей педагогической деятельности;

способствовать освоению практических навыков создания видеоматериалов исходя из образовательных потребностей с использованием программы редактирования видео.

Планируемые результаты:

Педагоги осознают необходимость использования икт-средств в своей профессиональной деятельности, видят преимущества их использования в своей работе; знают основные правила использования икт-средств в работе с детьми; проявляют желание включать в свою практическую деятельность и разрабатывать собственные икт-средства; владеют начальными навыками редактирования и создания видеоматериалов исходя из образовательных потребностей.

Форма работы: семинар-практикум с элементами тренинга, практическая работа.

Предварительная работа: анкетирование сотрудников на предмет выявления сформированных икт-компетентностей и потребностей в изучении вопросов использования икт в своей педагогической деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Оборудование и материалы: доска, маркеры, листы бумаги, проектор, ноутбук, колонки, инструкции по выполнению практической работы, папка с материалами для выполнения практической работы, предварительно установленная на ноутбуке для каждого участника семинара.

Структура семинара-практикума:

1. Введение в тему семинара.

2. Изучение теоретических вопросов применения ИКТ в работе педагога дошкольного воспитания.

3. Практическая работа (разработка возможного использования икт-средств в образовательном процессе; создание видеоролика физминутки «Ракета»).

4. Рефлексия.

1. Введение в тему семинара, постановка проблемы, целей и задач.

Игра-презентация «Про космос» (демонстрация на экране проектора)

Анализ проведенной игры (совместное обсуждение ответов на вопросы):

1. Для чего мы сейчас играли в игру?

2. Что было в этой игре?

3. Какие виды деятельности были организованы?

4. Какими средствами была проведена игра?

5. Почему, как вы считаете, именно эти средства были выбраны?

6. Какова следующая работа может быть организована после этой игры?

7. На сколько, на ваш взгляд, применима данная форма в вашей деятельности?

Прежде всего, этой игрой мы хотели показать:

Один из вариантов организации входа в тему недели, используя при этом икт средства, создание мотивации на дальнейшую совместную деятельность.

По сути, данная игра отражает и тему нашего семинара: применение информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

2. Изучение теоретических вопросов применения ИКТ в работе педагога дошкольного воспитания.

Перед нами стоят ряд вопросов:

ПОЧЕМУ мы должны использовать и включать икт средства в образовательный процесс?

КАКИЕ ИКТ-средства мы можем включать в образовательный процесс?

КАК мы можем использовать эти средства?

ГДЕ брать эти средства?

Разбившись на группы, в течение 5 минут педагогам предлагаем подумать над ответами на эти вопросы и записать их на листе бумаги. После отведенного времени представитель от группы вывешивает свой вопрос с ответами на доску для обсуждения.

На что следует обратить внимание педагогов при обсуждении вопросов:

ПОЧЕМУ мы должны использовать и включать икт средства в образовательный процесс?

Ответ на этот вопрос регулируется прежде всего нормативными документами:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей…»

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

«В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…»

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014)

"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог"

Необходимые умения:

Владеть ИКТ-компетентностями:

• общепользовательская ИКТ-компетентность;

• общепедагогическая ИКТ-компетентность;

• предметно-педагогическая ИКТ-

• компетентность (отражающая

• профессиональную ИКТ-компетентность

• соответствующей области человеческой деятельности).

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

КАКИЕ икт средства педагог дошкольного образования может включать в образовательный процесс?

• Компьютер

• Проектор

• Видеокамера

• Интерактивная доска

• Видеомагнитофон

• Принтер

• Фотоаппарат

• Сканер

• Телевизор и др.

КАК педагог дошкольного образования может использовать ИКТ-средства?

ИКТ в работе с детьми:

- фотографии,

- видеоролики,

- видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов,

- презентации,

- детские развивающие компьютерные игры.

ИКТ в работе с родителями:

-возможность продемонстрировать любые документы,

-видео и фото презентации;

-оперативно получить информацию;

-использовать ИКТ на родительских собраниях;

-оптимально сочетать индивидуальную работу с групповой

ИКТ в работе ДОУ:

-позволяет публично представить педагогический опыт

-участвовать в мастер-классах, семинарах, тренингах, круглых столах

-накапливать фото и видеоматериала о жизни сада, групп, открытых занятиях

-использование презентаций

Согласно санитарно-гигиеническими требованиями, регулируемых документами:

• Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26

• «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

• Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16

ГДЕ педагог дошкольного образования может взять ИКТ-средства?

• Интернет-ресурсы, имеющие полезную информацию для работников дошкольного образования

• Обучающие диски и программы

• Медиатека ДОУ

• Создать свои?

Вопросу о возможности создания собственного икт-средства будет посвящена практическая часть нашего семинара по созданию видеоролика.

3. Практическая часть.

1 часть.

Предлагаем немного поразмышлять.

Совсем скоро предстоит неделя, посвященная Дню космонавтики «Космонавтом быть хочу, скоро в космос полечу».

Вариант входа в тему мы уже посмотрели сегодня. В течение недели могут быть организованы разные формы совместной деятельности воспитателя и детей:

Предлагаем вам разделиться на четыре команды. Каждой команде будет дано название мероприятия. Ваша задача - за 5 минут придумать, какие информационно–коммуникационные средства возможно применить при проведении данного мероприятия и где вы предполагаете взять это средство.

1 группа. Конструирование «Космические корабли»

2 группа. Выставка рисунков «Этот загадочный космос»

З группа. Беседа «Кого принимают в космонавты?» «Что я могу увидеть в космосе?»

4 группа. Чтение документального рассказа «Первый в космосе» В. Бороздин.

Обсуждение – защита.

2 часть.

Предлагаем вам сделать физминутку для глаз «Космос» с использованием программы редактирования фильмов MovaviVideo.

Работа выполняется по инструкции индивидуально каждым сотрудником. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Параллельно на экране проектора демонстрируются отдельные этапы.

4. Рефлексия

Воспитателям предлагается ответить на вопросы анкеты (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для определения степени использования информационных технологий

Уважаемые коллеги!

Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

1. На каком уровне вы владеете информационно-коммуникативными технологиями

2. Используете ли вы информационно-коммуникативные технологии (нужное подчеркнуть):

• при подготовке к занятию;

• на занятии;

• для самообразования;

• другое (укажите).

3. Какие средства информационно-коммуникативные технологий вы используете

(нужное подчеркнуть):

• текстовый редактор;

• электронные таблицы;

• мультимедийные диски;

• специализированные программы;

• Интернет;

• Другое (укажите).

4. Как часто вы используете информационно-коммуникативные технологии

(нужное подчеркнуть):

• ежедневно;

• 1 раз в неделю;

• 1-2 раза в месяц;

• 1-2 раз в квартал;

• другое (укажите).

5. Считаете ли вы, что использовать информационно-коммуникативные технологии существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

6. Какие средства информационно-коммуникативных технологий вы знаете и используете при подготовке и проведении образовательной деятельности?

7. Как вы считаете, необходимо ли использование ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ?___

8. Какие проблемы возникают при использовании информационно-коммуникативных технологий?___

9. По каким вопросам использования ИКТ вы хотели бы получить информацию (отметьте 3 пункта):

Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций

• Создание презентаций;

• Вставка в слайд рисунков анимации при демонстрации

• Вставка в слайд звука и управление длительностью звука

• Сохранение презентации со вложенными объектами.

Movavi Video – средство редактирования и создания фильмов

• Создание фильма из картинок

• Вставка музыки, звука в фильм

• Редактирование готового фильма (вырезка или вставка нового фрагмента)

• Добавление текста в фильм

• Сохранение в разных форматах

Спасибо за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета

для оценки качества проведения мероприятия

Уважаемый коллега!

Для дальнейшего плодотворного сотрудничества, учета требований слушателей при подготовке семинаров, мастер-классов просим Вас оценить посещенный семинар-практикум

Тема мероприятия: «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ»

(По каждому критерию предлагается ответить: понравилось / частично понравилось / не понравилось).

1. Проблема, представленная в мероприятии

2. Содержание информации мероприятия, ее актуальность, доступность

3. Структура мероприятия

4. Наличие практического приема подачи информации

(Да/Частично/Нет)

5. Достаточный ли объем информации представлен?

6. Легко ли воспринимать представленную информацию?

Спасибо за сотрудничество!

https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-primenenie-ikt-sredstv-v-profesionalnoi-dejatelnosti-pedagoga-doshkolnogo-obrazovanija.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум « Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется н...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...

Семинар-практикум на тему: «Речевое развитие в соответствии ФГОС дошкольного образования»

Сценарий мероприятия по работе с воспитателями групп младшего и среднего дошкольного возраста....

Семинар -практикум для педагогов на тему: "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогв  о системе мероприятий по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Конспект Семинара-практикума «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»

Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...

Семинар - практикум "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель:Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»....