Семинар - практикум "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Догодькина Марина Фёдоровна

Цель:Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Сортавальского муниципального района

Республики Карелия

Детский сад № 23 «Ладушки» корпус № 6 с. Хелюля

Семинар-практикум

«Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

Догодькина М.Ф.

г. Сортавала

Семинар-практикум

«Дидактическая игра, как средство развития речи

детей дошкольного возраста» (1 слайд)

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада видеть вас на нашем семинаре, цель которого:

Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Участники: педагоги (2 слайд)

Наше мероприятие хочу начать  со слов великого педагога Константина Ушинского:

 «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (3 слайд)

    Тема нашего семинара «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

    Для начала проведем «Круг радости с секретом». 

(На полу по кругу расположены разноцветные круги по количеству участников. Воспитатели выбирают круг определенного цвета и встают рядом).

–Возьмите каждый по 1 кругу, переверните его, и вы увидите этот секрет –вы поймете, как вам нужно поприветствовать друг друга (у кого нарисована улыбка – улыбнуться всем,  у кого нарисована ладошка – пожать руку каждому участнику; у кого нарисовано сердечко – обнять каждого из участников.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья

Прошу отвечать громко «нет» или «да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на семинар вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ, детей вы любите? Да или нет? (да!)

Чтоб деткам своим во всем помогать, вы новое что–то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет, мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух игры нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Приветствие кончилось, можно начать! (участники садятся)

Актуальность:

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Дети мало общаются со взрослыми, заменяя это важное занятие игрой в компьютере или просмотром телевизора.

    Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка.

   Изучая методическую литературу, опыт известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей можно сделать вывод, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Потому что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также формируются взаимоотношения между детьми.

         Именно поэтому тема «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» стала приоритетной.

План семинара:( 4 слайд)

1. Беседа: «Основные направления работы по развитию речи детей по ФГОС».

2. «Мозговой штурм» 

3. Практическая часть

  1. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. В ФГОС одними из образовательных областей выделяются: социально-коммуникативное развитие, включающее развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, а также речевое развитие, предполагающее развитие всех сторон речи:

Назовите, пожалуйста, направления развития речи? (ответы участников)

(5 слайд)

    - развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания; с ситуацией, в которой происходит общение);

 - воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения);

 - формирование грамматического строя (морфология – изменение слов по родам, падежам, числам; синтаксис – освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование);

 - развитие связной речи (диалогическая – разговорная; монологическая – рассказывание);

 - формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова; нахождение места звука в слове);

 - воспитание любви и интереса к художественному слову.

    Вывод: Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. (6 слайд)

2. Предлагаю вспомнить и освежить теоретические знания о развитии речи через «Мозговой штурм»(7 слайд)

(на столе разложены листочки с вопросами, педагоги по очереди берут листок и отвечают на вопрос, за правильный ответ получают фишку)

Вопросы:

На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!

  • Назовите виды речи (устная и письменная)
  • Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
  • Назовите ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
  • Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (предложение)
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, творческое рассказывание и рассказывание из опыта.)
  • Все слова языка (лексика)
  • Какой главный орган артикуляции у человека? (язык)
  • Слова, одной и той же части речи, имеющие противоположные значения (антонимы)
  • Слова одной и той же части речи одинаково звучащие, но различные по значению (омонимы)
  • Раздел науки изучающий звуки речи (фонетика)
  • Слова, разные по звучанию, но близкие по значению (синонимы)
  • Письменное или устное изложение своими словами чего-либо прочитанного или услышанного (пересказ)
  • Звук и буква – в чем отличие? 9звук слышим, букву видим и пишем)
  • Какой вид деятельности детей является основным в дошкольном возрасте? (игра)

(Подсчет фишек: кто больше всех набрал фишек получает приз – дидактическую игру)

(8 слайд)

3. Дидактическая игра- это игра, предназначенная для обучения. Она способствует получению новых знаний, расширению имеющиеся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; социально-нравственному развитию и конечно способствует развитию речи детей. Играть можно в любое время, со всей группой или с отдельными детьми, а также использовать игру во время занятия.

      Ребенок осваивает речь, начиная со звукового строя языка, поэтому не менее важно развивать фонематический слух у ребенка.

(Представляю картотеку игр по развитию фонематического слуха)

Проигрываем с участниками:

  1. С малышами можно поиграть в игру «Вертись, крутись, на бочок ложись»

(демонстрация кубика). На гранях кубика (размером 10–15 см) наклеены картинки: малышка Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок и др.

«Вертись, крутись, на бочок ложись» – проговаривают дети, в то время как воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а малыши хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (если на картинке самолет – дети произносят у – у - у; водопроводный кран – с-с-с ; комар – з-з-з). Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками. К концу года используются (поочередно) 2–3 кубика.

  1. Игра «Песня-песенка»

(педагоги выходят и разбирают игрушки-персонажи. Проигрываем)

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

- Ты спой, Мурка!

- Мяу, мяу, - спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря, - затянула утка.

- И ты. Мишка!

- Р – р - р! - зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой!

- Ква-ква-ква! - проквакала квакушка.

- А ты, кукла, что споешь?

- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма!

Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

3). Для старших дошкольников 

Игра «Что можно купить?»   (Проигрываем. 1- команда отправляется в отдел игрушек, 2-продуктовый,3-мебельный, 4-школьных принадлежностей)

Отправляемся в магазин. Что можно купить?

Задание: назвать продукты, названия которых начиналось бы на звуки «Л», «Р», «П», «Б».

Следующая серия игр на активизацию словаря и развитие грамматического строя речи.

(Представляю картотеку игр по развитию грамматического строя речи)

Проигрываем с участниками:

Игра «Подскажи слово»

Участники становятся в круг, ведущий бросает мяч и говорит фразу, участник, возвращая мяч говорит нужное слово:

  • У голубя перья, а у лисы …
  • Цыпленок желтый, а курица….
  • У кошки котята, а у слонихи …
  • У ребенка рука, а у куклы…
  • Сокол летает, а страус…
  • У белки дупло, а у лисы…
  • У лошади хвост лошадиный, а у собаки…
  • Соль в солонке, а масло…
  • Кошка мяукает, а воробей…
  • У зайчихи зайчонок, а у индейки…

Игра «Магазин посуды» (проигрываем)

Цель: Расширение словаря. Развитие умения подбирать обобщающее слово. Развитие речевого внимания.

Материал: Игрушечная или настоящая посуда.

Ход игры: Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом.

 Мне нужна:

Посуда для супа — супница.

Посуда для салата — салатница;

посуда для хлеба — хлебница;

посуда для молока — молочник;

посуда для масла — маслёнка;

посуда для конфет — конфетница;

посуда для сухарей — сухарница;

посуда для соли — солонка;

посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

На следующем этапе игру можно усложнить, использовать предлоги.

Игра «Куда положим»

Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Ход игры:

Хлеб кладут в … хлебницу.

Мыло кладут в … .мыльницу.

Масло кладут в …

Сахар насыпают в …

Салфетки ставят в …

       Важной задачей в дошкольном детстве является развитие связной речи. При выпуске в школу ребенок должен достаточно хорошо овладеть устной речью, выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения.

Что относится к развитию связной речи? (ответы участников)

  • Пересказ текстов
  • Сочинение по серии сюжетных картин
  • Придумывание начала рассказа
  • Придумывание конца рассказа
  • Сочинение другого конца сказки
  • Сочинение по опорным словам
  • Сочинение описательных рассказов
  • Сочинение - рассуждение (что было бы….)
  • Сочинение загадок

Предлагаю вашему вниманию различные виды игр и упражнений по развитию связной речи. (картотека)

Проигрываем с участниками

 «Выгляни в окошко» (метод ассоциации). В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю участникам 1 команды «выглянуть в окошко» — пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за жёлтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Показываю предмет, например, стеклянный стакан. Одна команда ищет у него достоинства (чем он хорош, а другая –недостатки. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка –это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости –это хорошо. А другая команда утверждает: «Стакан хрупкий, его легко разбить –это плохо. У него нет ручки и горячий чай трудно держать –это плохо».

Вывод: Эти игры способствуют развитию диалогической речи, учат участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, описывать предмет, т.е. способствуют развитию связной речи детей.

Уважаемые педагоги. (9 слайд)

 В заключение хотелось бы сказать…

  Наша речь – это не только слова, но и то, как мы её произносим, какие чувства в неё вкладываем. Это такое же искусство как писать картины, музыку, стихотворения. И этому искусству нужно учиться с детства. От всей души хочу вам всем пожелать:

Пусть будет широким словарный запас,

Пусть речь ваша песнею льётся,

Пусть сказано слово будет с душой

И детского сердца коснётся!

Рефлексия по результатам совместной деятельности (10 слайд)

    Благодарю вас, уважаемые коллеги, за ваше активное участие в семинаре. Поделитесь своими впечатлениями, пожалуйста: интересен ли вам был представленный материал?  Ваши замечания, пожелания. Спасибо.

Творческих вам успехов!

Ссылка на презентацию: https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/28/seminar_-praktikum.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Конспект Семинара-практикума «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»...