Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
материал на тему

Климова Татьяна Юрьевна

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.

Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития мышления детей: игры с реальными предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

         Подготовил: воспитатель                                                            

                                                                     Климова Т.Ю.

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основные функции дидактической игры…………………………………….4

2. Основные виды игр…………………………………………………………….8

3. Структура и методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах…………………………………………………………………………...11

4. Описание 2-х настольно-печатных игр в средней группе.…………………14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список сокращений……………………………………………………………...17

Список литературы………………………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. [ 4, c. 5]

Дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий.

Вместе с тем дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.

Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития мышления детей: игры с реальными предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.

 Игра – обучающий процесс, к которому, как и к любому занятию, требуется подготовиться как воспитателю, так и детям. В связи с этим рассмотрена методика организации дидактических игр, подготовка к проведению и сам процесс проведения игр.

1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление. Поэтому основными функциями игры являются:

  • игровой метод обучения;
  • форма обучения;
  • самостоятельная игровая деятельность;
  • средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод рассматривается в двух основных видах: игры-занятия и дидактические игры. В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Все это сочетается с вопросами, объяснениями, указаниями. [ 1, c. 4]

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные воспитателем представления о построении игрового сюжета, об игровых действиях с предметами. Очень важно, чтобы затем были созданы все условия для переноса полученных знаний в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит учебное и игровое начала. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста, так как  для данного возраста проводятся занятия, на которых расширяются и углубляются знания об окружающем мире, в то время как в игре детям предлагаются задания в виде загадок и вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса игры. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если правила понятны и ясны. Дети любят игры, хорошо знакомые им, с удовольствием играют в них. В каждой игре заложен интерес к игровым действиям. Задача воспитателя заключается в том, чтобы дети самостоятельно играли, чтобы они сами могли организовать игру, были не только участниками, но и болельщиками, справедливыми судьями.[ 6, c. 60 ]

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники, получает задание, старается выполнить его, т. е. является равноправным участником игры.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. Но, несомненно, более широкий простор для воспитания самостоятельности в игре предоставляется детям в отведенные часы игр.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются как метод обучения сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет.

Дидактическая игра выступает  и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Рассмотрим возможности дидактической игры в воспитании основных качеств ребенка.

  1. Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, углубляет знания о профессиях, трудовой деятельности.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу правильно использовать имеющиеся знания: находить характерные признаки, сравнивать, группировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.

2) Нравственное воспитание. У детей формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Так в работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение культурно-гигиенических навыков, культуры поведения, а при работе с детьми старшего возраста решаются задачи воспитания нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, защитникам нашей страны, любви к стране, родному краю.

3) Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Некоторые навыки дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстрации, природный материал, изготавливают карточки, настольные игры для детей младших групп. Все это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

4) Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.

5) Физическое воспитание. Игра создает положительные эмоции, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИГР

В дошкольной педагогике все дидактические игры в зависимости от материала можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной. [ 5, c. 118]

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по размеру, свойствам, так как малыши пока не могут находить едва заметные различия.

В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал, из которого они сделаны. Это помогает воспитателю упражнять детей в решении определенных задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из данного материала, или игрушки необходимые для различных творческих игр: игр в семью, в больницу, магазин.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании:

  • подбор картинок по парам;
  •  подбор картинок по общему признаку;
  • запоминание состава, количества и расположения картинок;
  • составление разрезных картинок и кубиков;
  • описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

Самое простое задание в игре с подбором картинок по парам – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых, например два платья, одинаковых по цвету, размеру, фасону. Затем задача усложняется: дети объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок автомобили, одежду, фрукты. Предметы, изображенные на картинках, могут быть разными по цвету, форме, размерам, но их объединяет одно общее свойство, принадлежность к одному виду картинок.

При подборе картинок по общему признаку требуется некоторое обобщение, установление определенной связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду, лесу, огороде?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят их с местом их произрастания и объединяют картинки по этому признаку.

Игры на запоминание состава, количества и расположения картинок направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами игр этого вида является закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Задача игр на составление разрезных картинок и кубиков – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.

В играх с описанием, рассказом о картинке воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы все отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, подражанию голоса. В этих играх формируются такие ценные качества личности, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся у них представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и различия и др.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение и закрепление словаря. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает более активно, трудности умственной работы дети преодолевают легко, не замечая, что его учат.

3. СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными компонентами игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности детей, так как в играх они должны применять уже имеющиеся знания и представления. Т. е., определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции должны развиваться. Правильно сформулированная дидактическая задача, поставленная перед детьми в игре, поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению,  материалу, внешнему виду, дать. [ 2, c. 46]

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, возникающие из-за неудачного результата. Важно при определении правил игры ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. [ 6, c. 61]

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!».

Таким образом, любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила и действия.

Методика проведения дидактических игр осуществляется  в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ. [7, c. 26]

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенного возраста;
  • определение наиболее удачного времени проведения дидактической игры;
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение количества играющих;
  • подготовка необходимого дидактического материала;
  • подготовка к игре как детей, так и воспитателя.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в ходе игры;
  • объяснение хода и правил игры;
  • показ игровых действий, в процессе которого дети учатся правильно выполнять действия;
  • подведение итогов игры – это ответственный момент, так как по результатам можно судить об  эффективности игры, о том, будет ли она использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет в будущем совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. [ 1, c. 22]

4. ОПИСАНИЕ 2-Х НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ЛОТО: ВРЕМЕНА ГОДА (развивающая игра для детей от 3 лет).

Дидактическая задача: заполнение тематического игрового поля соответствующими карточками; развитие памяти, внимания, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, общей культуры и эрудиции.

Игровые правила: заполнять карточками игровое поле.

Игровые действия: находить маленькие карточки, соответствующие времени года на игровом поле; игра – соревнование.

Ход игры: дети разбирают игровые поля с изображением времен года. По сигналу воспитателя или по общей договоренности начинают искать и заполнять игровое поле карточками соответствующими выбранному полю.

НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ» (тактико-математическая игра для детей от 4 лет).

Дидактическая задача: развитие логики мышления, первичных математических навыков; собрать карточки с указанными на них очками.

Игровые правила: собрать карточки с очками на сумму равную 7 или, по соглашению, больше.

Игровые действия: выбрасывание кубика, передвижение фишки по игровому полю по результату броска кубика, собирание карточек с очками на определенную сумму.

Ход игры: определить очередность хода игроков. Фишки перемещаются по игровому полю по результату броска кубика.

 Для того чтобы начать движение, «Емеля» должен поймать Щуку. Играющие по очереди бросают кубик, если выпало «6» - «Щука» поймана, можно взять карточку с ее изображением. До тех пор, пока не выпадет заветное число, фишка игрока остается на месте.

Поймав «Щуку», каждый игрок сам решает, как он воспользуется ее волшебством и силой. Определившись с маршрутом, игрок ставит свою фишку на стартовый рисунок («Ведра», «Сани», «Печка», «Царский указ») и отправляется в путь. Дойдя до цели, игрок берет призовую карточку, на которой указано кол-во полученных очков, но нужно иметь в виду, что Царевна одна, и каждый имеет право взять здесь только одну карточку. Взяв карточку, вы должны каждый раз возвращаться в центр поля.

Перед началом игры можно договориться о другом кол-ве очков, которые нужно набрать для победы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие дидактические игры формируют культурно-гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.

Чтобы успешно проводить воспитательную работу с детьми, необходимо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – целеустремленность, настойчивость, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры воспитатель отмечает для себя, что одни дети знают много, отвечают смело, действуют уверенно, а другие знают меньше и держатся немного в стороне, замкнуто, чувствуют себя неуверенно.

Таким образом, с помощью дидактических игр воспитатель может более глубоко понять своих воспитанников, их преимущества и недостатки и, уже исходя из этого, организует правильный подбор игр в соответствии с общим уровнем подготовленности группы, а также индивидуальные занятия по корректировке внимания, памяти, мышления, речи и др.

В дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива. В ней отражаются и развиваются знания и умения,   полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

др. – другое, другие.

кол-во – количество.

т. е. – то есть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991 – 160с.
  2. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / Под ред. Р. А. Курбатовой – М.: Просвещение, 1989 – 158 с.
  3. Воспитание детей в игре / Под ред. Д. В. Менджерицкой – М.: Просвещение, 1979 – 175 с.
  4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой – М.: Просвещение, 1985 -144 с.
  5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой – М.: Просвещение, 1982 – 128 с.
  6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Под ред. М. А. Васильевой – М.: Просвещение, 1986 – 112 с.
  7. Сельский детский сад. Книга для воспитателя / Под ред. Р. А. Курбатовой и Т. А. Марковой – М.: Просвещение,1972 – 383 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы)

В данной работе рассматриваются теоретические основы развития речи через дидактические игры, а также вопросы организации игр....

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....