Эссе Талантливый воспитатель – талантливый ребенок
статья по теме

КАСА АЛЬБИНА ФЕДОРОВНА

эссе воспитателя отражающее работу с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Каса А.Ф.                                                                                                                                                                                                                                                         воспитатель 1 категории                                                                                                                                                                                                                                                     МДОУ «Детский сад № 8 общеразвивающего вида                                                                                                                                                                                                    с. Объячево»          

Эссе

Талантливый  воспитатель – талантливый  ребенок

"Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело педагог, среди воспитанников  обязательно обнаруживаются способные и талантливые. Нет хорошего педагога – нет талантливых учеников...".                                      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        В.А. Сухомлинский

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это мое  призвание. Для меня это значит хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

«Воспитатель должен быть творческим работником, ибо свобода творчества воспитателя – необходимое условие плодовитой педагогической деятельности, без свободы воспитание становится ремеслом, воспитатель – ремесленником, между тем, как воспитание – это миссия, а воспитатель – апостол» (А. Кергомар).

Достичь высокого уровня мастерства можно, если ты в душе творец, способный наслаждаться не только результатом, но и самим процессом создания.

Профессия воспитателя необычна еще и тем, что она универсальна. Я – воспитатель, поэтому  обладаю   основами точных, естественных и гуманитарных наук, умею ответить на многие  детские «почему». Я – музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец, артист и режиссер, и если мне  удается совмещать все это в себе, значит  ли  это, что я талантливый человек?

Я обязана  много знать и уметь. Передо мной стоит непростая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию… Мне  нужно уметь шить, мастерить, играть и петь с детьми. Я  всегда должна  быть интересна  для своих детей. Должна  ли я  обладать какими-то особыми данными? Например, быть отличным актером или хорошим певцом …

«Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант - в сущности его - и есть любовь к делу, к процессу работы», – сказал М.Горький.

Я всегда любила детей, свою профессию и мечтала стать воспитателем. В искусстве воспитания, как и в любом искусстве, личность творящего решает очень многое. Педагоги, воспитатели отличаются друг от друга не только системой применяемых средств, но, главное, характером их реализации, на который накладывает отпечаток их индивидуальность. Свою индивидуальность и артистизм  я выражаю в воспитании детей, а также  на сцене родного Объячевского  народного театра.

Артистизм, умение перевоплощаться, вживаться в образ, выполнять какую-то роль помогает мне найти подход к детям, понять их внутренний мир, раскрыть их способности и таланты, а главное – передать интерес и любовь к театру. По моему мнению, нет ни одного ребенка, которого природа не наделила бы скрытым творческим потенциалом.

 «Талант – это развитие природных склонностей», – писал Бальзак. Я, как творческий воспитатель, должна  выявить его. Моя цель – формирование творческой личности. Обладая  педагогическим тактом, способностью к эмпатии, стараюсь развивать детское воображение, артистизм, ставлю  интересные, занимательные вопросы, создаю интересные ситуации.

Дети приходят в мир примерно одинаковыми, исключая, конечно, случаи глубоких умственных расстройств. Поэтому вся полнота ответственности за то, какими они впоследствии становятся умными или глупыми, добрыми или агрессивными ложится на плечи родителей и воспитателя…

 «Гениальность – это, прежде всего, выдающаяся способность быть за все в ответе…» (Т. Карлейль).  

Мой путь в педагогическую профессию начинался с детской мечты. Тогда, в далеком детстве, работа воспитателя мне представлялась одним большим, ярким, нескончаемым праздником, полным задора и веселья. Нести радость, превращая обычный день ребенка в детском саду в праздник с неожиданными сюрпризами, развлечениями, увлекательными путешествиями в мир тайн и открытий, может только человек, чье призвание – воспитатель: талантливый, творческий, яркий, неутомимый.

 Со временем мои представления о профессии воспитателя расширились. Я осознала серьезность, важность и значимость этой работы. Воспитывать детей – большая ответственность. Ведь перед педагогом не только ребенок, а еще и будущий инженер, политик, врач, рабочий…

  Я развиваю  ребенка не для того, чтобы потом он стал гениальным музыкантом или художником, физиком или исследователем. Я знакомлю его с многообразием мира, чтобы впоследствии, когда придет пора делать выбор, он мог с полной ответственностью, зная себя и свои возможности, избрать для себя стезю, пойдя по которой будет испытывать радость и удовлетворения от всего того, что он делает.

Существует выражение: «Талант пробьется всегда». Да, с этим трудно поспорить, когда ребенок одаренный или гениальный, и то только в том случае, если в детстве у него не будут «убиты» эти способности в силу неправильного воспитания и других причин. Поэтому ребенку необходимо помогать развивать его  талант, и именно родители и воспитатели  являются первыми учителями для ребенка.

Артистизм  помогает мне в раскрытии творческого потенциала личности ребенка. Это не только внешние проявления (интонация, мимика, жесты, поза), но и умение перевоплощаться, переключаться на новые ситуации и образы.

В своей деятельности с детьми всегда поощряю и стимулирую разного рода творческие работы: сочинение стихов и рассказов, создание аппликаций и рисунков, участие в играх-драматизациях, в театральных инсценировках, выступление на праздниках, представлениях и т. д. Тем самым я целенаправленно развиваю в них творчество, вселяю  веру в свои возможности.

«Талант – это вера в себя, в свою силу», –  писал М. Горький.

Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре познает окружающий мир. Детский сад – самый первый театр, с которым ребенок знакомится вне семьи. И здесь главная моя  задача – воспитать художественный вкус ребенка. Развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого сочувствия.  Театр в детском саду научит ребенка видеть красоту в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

 Немного расскажу о приемах педагогического артистизма, используемых мной в работе. Особенно сложно приходится в период адаптации ребенка к детскому саду. Ни для кого не секрет, что с 3-летнего возраста начинается период формирования личности, и именно в это время ребенок приходит в детский сад. Его глаза открыты для познания, детская душа вбирает в себя весь колорит окружающего мира, в котором важное место занимает воспитатель. Ребенок впервые пришел в детский сад, ему здесь все незнакомо и ново.

 Первые встречи, ощущения, впечатления. Детский сад должен стать для малыша «домом радости». Необходимо, чтобы первые дни, первые контакты и события не омрачили жизни ребенка. Голос, улыбка, внешний облик воспитательницы – все должно располагать к себе малыша. От того, каким будет первый шаг педагога навстречу ребенку, зависит, как будет строиться общение и взаимодействие ребенка с педагогом и сверстниками в дальнейшем.

В этот момент нужно проявить свой  талант, педагогический артистизм, воплотить в себе все, что связано с отношением к окружающему, к конкретным предметам, к жизни группы в целом. Нужно уметь обыграть и оживить любой предмет, сделать из группы «волшебную страну». Зародить у ребенка стремление подражать воспитателю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни…

  В период пребывания ребенка в группе во время адаптации можно выделить следующие этапы: встреча, свободная игра, завтрак, активные занятия, обед и прощание. Опишу некоторые артистические приемы, используемые мною на нескольких из них.

 В с т р е ч а. Оставшись с малышом наедине при первой встрече, я играю роль добродушной хозяйки, принимающей желанного гостя, не торопясь, со спокойным и уверенным видом рассказываю импровизированную сказку о волшебной стране, которая называется «Детский сад». Перед тем, как ввести малыша в группу, я сообщаю ему, что, помимо него, в этой волшебной стране уже есть маленькие жители, и сейчас мы с ними познакомимся. Ласковое, нежное отношение, мягкость в голосе, загадочность – вот возможные и неоднократно проверенные варианты, которые располагают ребенка к тебе, положительно настраивают его на дальнейшие действия.

Детям, которые тяжело расстаются со своими родителями, я предлагаю самые привлекательные игрушки, «оживляю» их и начинаю с ними общаться, тем самым, отвлекая малыша от разлуки с родными. Также стараюсь привлечь к игре других малышей, которые охотно начинают играть с героем, подавая пример вновь прибывшему ребенку, и вовлекают его в общение.

 С в о б о д н а я   и г р а. Степень свободы и самостоятельности зависит только от уровня игровой деятельности ребенка, которая, в моем случае, колеблется от нестандартных манипуляций до элементов сюжетно-ролевой игры. У некоторых детей есть излюбленные сюжеты, которые я стараюсь обогащать, вводя в сценарий какое-то неожиданное происшествие. У других выбор сюжета диктуется событиями, привлекшими их внимание. Таким детям предоставляется максимальная самостоятельность, я лишь помогаю подобрать оборудование и игрушки, необходимые для реализации их замысла.  

 Таким образом, при использовании различных приемов педагогического артистизма, сложность адаптационного периода разрешается у детей весьма быстро и безболезненно.

 Весь свой талант педагога, я отдаю своим воспитанникам, своим детям. Я – музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец, артист и режиссер, и  мне  удается совмещать все это в себе, значит дети, которых я воспитаю, впитают в себя все, что я им передам. А значит, частичка меня останется в каждом из них.  И кем бы в дальнейшем они не стали, они проявят все свои таланты. Я в это верю!

Я с каждым годом убеждаюсь – моя профессия, мой путь!

Мир детства сладостен и тонок, как флейты плавающей звук.

Пока смеется мне ребенок, я знаю, что не зря живу,

Твердят друзья: «Есть нивы тише», но ни за что не отступлю.

Я этих милых ребятишек, как собственных детей люблю…

И каждый день, как на премьеру, вхожу в притихший детский сад:

Иду сюда не для карьеры – здесь каждый мне ребенок рад.

Быть в гуще детских восприятий… и так на протяженье лет.

Судьба моя – я воспитатель! Нет лучшей доли на земле.