Главные вкладки

    Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах предшкольной подготовки детей
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Данный материал содержит основные этапы работы с родителями по повышению их компетенции в вопросах предшкольной подготовки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    (слайд 1)

    Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.  

    (слайд 2)

    «От того, как прошло детство, кто вёл

    ребенка за руку в детские годы, что вошло

    в его разум и сердце из окружающего мира –

    от этого в решающей степени зависит, каким

    человеком станет сегодняшний малыш».

    /В. А. Сухомлинский/

    В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

    Одной из основных задач нашего «Центра развития ребенка» является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности.

    Зачастую тесты на школьную готовность детей нередко состоят из диагностических процедур на счет, письмо, чтение. Тогда как обучение к школе требует от них умения:

    устанавливать причинно-следственные связи;

    сравнивать, анализировать, группировать;

    действовать произвольно;

    действовать по образцу;

    общаться со сверстниками;

    и желание быть школьником.

    Формирование этих умений невозможно без участия родителей. Но не все родители понимают, что «...быть готовым к школе не значит читать, писать, считать, а значит — быть готовым всему этому научиться...» (А.Венгер). Вопрос повышения родительской компетенции стал основным в нашей работе.

    (слайд 3)

     Проведя опрос родителей, мы сделали вывод, что  73 % родителей интересует вопрос подготовки ребенка к школе. Основой мотивации стал их собственный запрос, что послужило необходимостью  создания инновационного проекта по работе с семьей «Диалог».

    Проект реализуется с 2008 года. За основу была взята городская программа «Московская семья — компетентные родители».

     Наш проект направлен на повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей, на  создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом в процессе повседневного общения.

    Инновационный проект по работе с семьей  «Диалог» является программой долгосрочного действия. Он не ограничивается рамками реализации в ДОУ и может использоваться с большим успехом в начальной школе.

    (слайд 4)

    Родитель приводит ребенка в детский сад с грузом установок «НАДО», которые им диктует семья и внешний мир. Ребенок приходит в детский сад со своими желаниями, внутренними побуждениями и потребностями «ХОЧУ». Наша задача соединить «хочу» и «надо» посредством личностно-ориентированного образования и преобразовать в «могу».

    Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован.

    Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психолого-педагогической подготовке детей к школе:

    Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

    Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий. Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу  стараемся организовать компактной, но эффективной.

    Итак каковы же наши шаги к диалогу:

    шаг – «К родителям через детей»:

    На этом этапе мы соблюдаем принцип психологической комфортности каждого ребенка.

    Постоянно информируем родителей о каждом нюансе в период пребывания ребенка в ДОУ.

    Дети несут домой позитив, а значит позитивны и родители по отношению к ДОУ.

    2 шаг – Смена форм проведения родительских собраний.

    Родительские собрания от монологической формы становятся образовательно-игровым тренингом, практикумом в форме деловой игры.

    3 шаг – Создание совместно с родителями предметно-игровой среды.

    Организация игровой среды в форме домашней: нет ничего, что нельзя было бы использовать для игры или познавательной деятельности.  Каждый ребенок перенес что-то из дома в группу (для всех).

    4 шаг – Родители полноправные участники воспитательного процесса в ДОУ.

    Родители – желанные гости в группе, активные участники и создатели детских праздников.

    Родители – активные участники оценочной деятельности в достижениях и успехах ребенка.

    5 шаг – Единство правил поведения и эмоционального выражения дома и в детском саду.

    Вместе с родителями разработали Кодекс поведения ребенка:

    правило: Взял – положи на место!

    правило: Никого нельзя трогать руками!

    правило: Зло порождает зло!

    правило: Доделанное – дело!

    правило: Правило приоритета барышень (девочек)!

    6 шаг – Совместные проекты и домашние задания.

    Семейные проекты и домашние задания как способ вынужденного общения родителей с детьми с целью обогащения педагогического (в том числе оценочного) опыта родителей и своевременной коррекции затруднений ребенка.

    Для повышения психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах предшкольной подготовки  очень важно найти новые формы сотрудничества педагога с родителями, предоставить семье статус полноправных партнеров в диалоге с педагогом, ограничивая последнего в стереотипном монологическом поведении на родительских собраниях. В нашу задачу  входит создать атмосферу общности интересов на основе коммуникативной культуры общения, обогатить воспитательный опыт родителей быть с ребенком в контакте, опираясь на педагогику игры, помочь осознать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности.

    (слайд 5)

    Наряду с традиционными формами взаимодействия с семьей (родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках, организация дней открытых дверей) мы используем нетрадиционные формы работы с родителями:

    Создание семейных портретов и портфолио ребенка.

    Портфолио несет следующие функции:

    диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

    целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);

    мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;

    содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

    развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

    рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

    Пример портфолио дошкольника представлен на выставке.

    (слайд 6)

    Семейные проекты.

    Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Для проектного метода характерна групповая деятельность, вот почему с его помощью можно успешно включить родителей в жизнь группы.

    (слайд 7)

    Информационное анкетирование.

    Нам, педагогам часто приходится анкетировать родителей по каким-либо вопросам, а потом на основе анализа анкетирования проводить консультации и другие мероприятия. Интересен прием информационного анкетирования. Анкета составлена таким образом, что она несет основную информацию о предмете исследования или изучения. Ответив на все вопросы, родитель получает общие или основные информационные сведения. При этом мы используем прием из «технологии критического мышления» «инсерт». Родители отвечая на вопрос на полях делают пометки: «v» – уже знал, «+» новое, «-» думал иначе, «?» не знал, хочу получить подробную информацию. Этот прием позволяет простимулировать родителей на поиск нужной им информации и повышения их компетенции.

    Вариант информационной анкеты также представлен на выставке.

    (слайд 8)

    Мобильный стенд.

    «Мобильный стенд» – это наглядно-информационный уголок для родителей. От обычного уголка он отличается тем, что некоторая информация дается  в виде буклетов, которые можно взять с собой и почитать в свободное время, а при необходимости полученную информацию использовать когда это необходимо.

    (слайд 9)

    Разработка сайта ДОУ.

    Современные родители в качестве общения и получения информации активно используют интернет. Мы решили из этого извлечь пользу и создали сайт ДОУ, где регулярно выкладываем различные материалы, даем ссылки на интересные и полезные сайты, рассказываем о наших планах и мероприятиях. Тем самым работа ДОУ становится прозрачной для родителей, что позволяет повысить их компетенцию.

    Реализуя инновационный проект «Диалог» мы повысили чувства социальной и личной ответственности родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание своих детей, что является одной из главных задач в психолого-педагогической  готовности ребенка к школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Актуальные вопросы предшкольной подготовки детей с нарушением речи".

    Предпосылки к учебной деятельности§Хорошее физическое развитие ребенка§Развитый физический слух§Развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика§Нормальное функционирование ЦНС§Владение знаниями и...

    Повышение психолого-педагогической компетенции родителей

    Воспитатели  и родители часто приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, выясняет...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ «К вопросу обеспечения качества предшкольной подготовки детей в условиях работы изостудии»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ«К вопросу обеспечения качества предшкольной подготовки детей  в условиях работы изостудии»                          ...

    Повышение компетенций родителей в вопросе адаптации детей, посредством использования игрового метода.

    Повышение компетенций родителей  в вопросе адаптации детей, посредством использования игрового метода....

    Повышение компетенций родителей в вопросе адаптации детей, посредством использования игрового метода.

    Рей М.С.Силютина Д.В.(воспитатель,  МБДОУ «Детский  сад№3», Бийск) Повышение компетенций родителей  в вопросе адаптации детей, посредством использования игрового метода...

    Тренинг «Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

    Цель: способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС и в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».За...