Педагогический социально-значимый проект «Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки старших дошкольников через работу родительского клуба «Ступеньки к школе»
проект

Педагог-психолог Санду Оксана Ивановна

Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_stupenki_k_shkole.docx55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

Педагогический социально-значимый проект «Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки старших дошкольников через работу родительского клуба «Ступеньки к школе»

Автор и руководитель проекта:

                              педагог-психолог

Санду О.И.

Паспорт проекта

Название: «Ступеньки к школе»

Вид проекта: информационный, практический

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта: родители воспитанников подготовительных групп.

Обоснование проблемы: Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.

Цель проекта: Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

На сегодняшний день в ДОО созданы условия для позитивного взаимодействия детей, педагогов, родителей. Организована рациональная предметная и развивающая среда, которая позволяет стимулировать физическое и психическое развитие детей. Происходит пополнение материально-технической и методической базы.

Однако в ДОО недостаточно активно используются деятельностные формы работы с семьями будущих первоклассников, недостаточно разработана эта проблема и в педагогической теории.

Теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в необходимости создания семейного клуба «Ступеньки к школе». В отличие от традиционных форм работы с родителями (лекции, беседы, консультации) занятия в рамках клуба «Ступеньки к школе» носят практический, частично тренинговый характер, где ведущая роль принадлежит самому обучающемуся.

Принципы работы с родителями:

Отказ от критики участников процесса обучения;

Обеспечение свободы мнений;

Удовлетворение познавательных интересов

Ожидаемые результаты 

- Высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.

- Повышение компетентности в вопросах психолого-педагогической подготовки детей к школе, в отношении знаний особенностей развития своего ребенка.

- Желание обмениваться положительным опытом предшкольной подготовки;

- Формирование у детей подготовительной к школе группы осознанной мотивации к учёбе

Календарно-тематическое планирование родительский клуб «Ступеньки к школе» для родителей детей подготовительных групп

Дата

Тема

Содержание

1

октябрь

Организационное. Готовность ребенка к обучению в школе

Знакомство с основными составляющими готовности ребенка к школе. Знакомство с программным содержанием клуба «К школе готов!»

2

ноябрь

Физическая готовность.

Физическое здоровье.

Нервно-психическое здоровье. Мелкая моторика

3

декабрь

Личностная готовность.

Личностная и эмоциональная зрелость. Портрет личности зрелого ученика. Самовоспитание родителей

4

февраль

Интеллектуальная готовность.

Психологическое тестирование при поступлении в школу. Познавательная активность.

5

март

Я играю и учусь

Как учить играя. Обучение дошкольника через игру.

6

апрель

Готовность родителей к школе

Как помочь организму справиться со стрессом. Виды гиперопек. Адаптация родителей к школе.

Занятие 1

Тема Готовность ребенка к обучению в школе

Цель:

  • Знакомство с основными составляющими готовности ребенка к школе.
  • Знакомство с программным содержанием клуба «Ступеньки к школе»

Здравствуйте, уважаемые родители! Скоро вы станете родителями первоклассников, а это качественно новая ступень в жизни вашего ребенка. Многие родители уверены, что если ребенок умеет читать, считать, то этого достаточно для того, чтобы ребенок успешно начал учиться в школе. Согласны ли Вы с таким утверждением?

(высказывания родителей)

 - Как вы считаете, если у ребенка есть способности к учению: быстро запоминает стихи, умеет рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и, вообще, быстро «схватывает» новую информацию, то можно утверждать, что ребенок будет хорошо учиться в школе? (высказывания родителей)

Предположим, что у ребенка действительно высокий интеллект, но при этом астения, высокая тревожность, медлительность, то, возможно, нужно быть готовым к тройкам. Конечно, от способного ребенка мы вправе ожидать хорошей учебы, но, если этого не случится, не следует обвинять в этом ребенка, скорее нужно проанализировать свое поведение, свои действия, подумать, что вы упустили важного при подготовке ребенка к школе.

Как вы думаете, что такое готовность ребенка к школе? (высказывания родителей)

Предлагаю разделиться на группы и написать на листочках основные, на ваш взгляд, показатели готовности к школе.

«Мозговой штурм»

Возможные ответы родителей: «Умение общаться со сверстниками и детьми; развитие памяти, речи; умение читать и считать, состояние здоровья, общий кругазор, ответственность, самостоятельность и т. п.»

Подводится итог. Родители аргументируют свой выбор.

Психолог

Обучение в школе включает в себя три составляющие, помимо интеллектуальной подготовки ребенка, важным составляющим является физическое здоровье ребенка и личностная готовность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Педагог-психолог обращает внимание родителей на таблицу и делает пояснения к ней. Интеллектуальная готовность

У ребенка хорошо развиты когнитивные процессы: произвольное внимание, зрительная и слуховая память, сформированы мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, может устанавливать причинно-следственные связи между явлениями или событиями, развито воображение. Он имеет достаточный багаж конкретных знаний, например,: фамилии, имена, отчества своих родителей, свой домашний адрес, название своего города, страны, название времен года, дней недели, названий животных, растений, знает много обобщающих слов, т.е. обладает хорошей осведомленностью об окружающем мире. Физическая готовность

Это определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности мелкой моторики, физическая и умственная работоспособность, общее состояние здоровья ребенка. Немаловажную роль здесь играет физическая активность и здоровый образ жизни.

Личностная готовность 

Отношение со сверстниками, отношение к педагогу, стремление к познанию, самооценка, культура поведения, самостоятельность, отношение к здоровью.

Можно добавить эмоциональную готовность - это радостное ожидание школы. Мотивационную – ребенок принимает свою новую социальную роль «я – школьник».

Волевую готовность – может поставить перед собой цель, наметить план действий, выполнить их, прилагая при этом определенные волевые усилия. Способен выполнять не очень интересную, но необходимую работу. Но это только начало процесса развития волевых усилий. Ребенок понимает, «что такое хорошо и что такое плохо», умеет сочувствовать и сопереживать другим людям.

Предлагаю вернуться к нашему первому заданию, и разложить, написанные вами показатели готовности к школе, по этим трем направлениям.

(Родители анализируют свои предыдущие показатели, возможно, делают корректировки, какие показатели второстепенны, а какие необходимы в первую очередь. Возможны добавления, исправления).

В школе к ребенку, пожалуй, впервые в жизни предъявляются строгие требования. Школьная дисциплина, расписание занятий, выполнение домашних заданий – все это по своей сути первые обязанности ребенка. Но способен ли он выполнить эти требования, справится ли он со своими обязанностями? В школе появляется очень много совершенно новых для ребенка НАДО и НЕЛЬЗЯ.

Предлагаю вспомнить школьную жизнь, разделиться на две команды и по моему сигналу (звонок в колокольчик) написать школьные требования со словом «надо» и «нельзя»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Родители делятся на две команды

1 команда: написать школьные требования со словом «надо»

2 команда: написать школьные требования со словом «нельзя»

 Обсуждение

Если раньше то, что ребенок делал, определялось только его настроением и желаниями, то теперь его «хочу» не играет приоритетной роли. Попадая в этот мир с множеством «надо» и «нельзя», где рядом нет мамы, папы ребенок, если он не готов, не может выдержать такого стресса: он начинает болеть, отставать в учебе, плохо себя вести. Наша с вами задача понять особенности своего ребенка, помочь ему справиться с трудностями, оказать малышу всяческую поддержку, главное не быть «прокурорами» своего ребенка, а стать его единомышленниками. Как это сделать, мы подробно будем разбирать, обсуждать, дискутировать на занятиях клуба «Ступеньки к школе».

 Педагог-психолог знакомит родителей с программным содержанием клуба «Ступеньки к школе».

Рефлексия

Надеюсь, наша первая встреча оказалась плодотворной.

Что нового вы узнали на нашей встрече?

Какие ошибки вы, возможно, уже допустили при подготовке вашего ребенка к школе?

Встаньте, пожалуйста в круг, предлагаю передавать мяч друг другу, участник, к которому он попадет, пожелает своему соседу: «Я желаю вам, чтобы ваш ребенок пошел в школу… (например, старательным)

Подготовка ребенка к школе заключается в гармоничном его развитии, формировании у него необходимых умений и навыков, воспитании и особом игровом обучении, чтобы нагрузка и требования, с которыми он столкнется в школе, оказались для него посильными.

Ps: Любите своих детей и не жалейте на них время

Занятие 2

Тема: Физическое здоровье

План:

  • Физическое здоровье.
  • Режим дня
  • Нервно-психическое здоровье.
  • Мелкая моторика

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить волнующую всех родителей тему здоровья наших детей. Мало кто из родителей осознает, что школа – это прежде всего огромная физическая нагрузка.

Педагог-психолог: Какого ребенка можно назвать физически крепким? (высказывания родителей)

 Физически крепкий тот ребенок, который не имеет хронических заболеваний, закален и не простужается при любом дуновении ветерка.

Нам взрослым необходимо прививать ребенку осознанное отношение к собственному здоровью уже в дошкольном возрасте.

Хочется напомнить, что физическая активность необходима ребенку, так как ее отсутствие приводит к застоям в мышцах и суставах, что затрудняет кровообращение и таким образом приводит к кислородному голоданию всего организма. В таком случае ребенок становится вялым, ослабленным, не переносит нагрузок.

К 6-7 годам ребенок способен управлять своим телом. Помешать ему в этом могут мышечные зажимы: чрезмерное напряжение или, наоборот, отсутствие тонуса в каких-либо мышцах. Полезными будут массаж, теплые ванны, легкие или энергичные протирания. Координацию движений развивают спортивные занятия (особенно игры с мячом, коньки, плавание), подвижные игры.

Обратить внимание на осанку, поскольку в школе идет высокая нагрузка на позвоночник во время чтения, письма, ношения огромных рюкзаков. Нарушение осанки объясняется неправильным подбором мебели, нарушением позы при сидении за столом, недостаточной двигательной активностью.

 С приходом в школу у детей сокращается двигательная активность практически в два раза.

В школе ребенку предстоит в большей степени заниматься умственным трудом, поэтому обычно уделяется больше интеллектуальному развитию дошкольников. Но такие проблемы, как повышенная утомляемость, низкая работоспособность, частые простуды и длительное восстановление после болезни обусловлены именно физической, а не интеллектуальной неготовностью ребенка к школе.

Педагог-психолог:

Как вы считаете, какие физические нагрузки допустимы для детей 6-7 лет. (высказывания родителей)

Нужно прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите ребенка в бассейн, другие секции, приучите к прогулкам перед сном.

Педагог-психолог:

Поделитесь своим опытом, в какую спортивную секцию ходит ваш ребенок или как в вашей семье удовлетворяется потребность ребенка в двигательной активности. (высказывания родителей)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Разделиться на группы и попробовать составить режим дня на субботу и воскресенье с учетом двигательной активности. Обсуждение (высказывания родителей)

Педагог-психолог: Сейчас поговорим о нервно-психическом здоровье.

Такие проблемы как капризность, непоседливость, чрезмерная активность, или, напротив, заторможенность, вялость, чаще всего обусловлены именно физической неготовностью ребенка: незрелостью нервной системы, ее ослабленностью за счет чрезмерных учебных и спортивных нагрузок. У таких детей часто меняется настроение, они раздражительны, могут быть агрессивны или, наоборот, застенчивы и т.д.

При чрезмерных нагрузках и отсутствии эмоциональной поддержки со стороны семьи у такого ребенка возникают нервно-психические расстройства.    Нервно-психические нарушения проявляются по-разному: вялость, раздражительность, двигательное беспокойство, нарушение сна, ночное недержание мочи, заикание, тики и др.

Нейропсихологии считают, что ребенок готов к школе в возрасте 7 лет, именно в этом возрасте формируется произвольное внимание и многие другие механизмы мозговой деятельности, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Ребенок должен созреть для школы, не спешите!

 Гиперактивность как правило, дети вертятся и отвлекаются не из вредности, а потому что они не способны физически длительно концентрировать свои движения, сконцентрироваться во время задания, рассеяны и не знают покоя. Важно с пониманием отнестись к чрезмерно активному ребенку.

Физиологически это объясняется особенностями нервной системы: процессы возбуждения превалируют над процессами торможения из-за индивидуальных физиологических особенностей. Другими словами, детям сложно контролировать свои движения не потому, что не хочется, а потому, что не получается.

Ослабленная нервная система. Дети пассивны, быстро утомляются, рассеяны, для них характерна вялость, нежелание играть в активные и подвижные игры. Работоспособность низкая, темп деятельности очень медленный, волевые свойства выражены слабо. Им приходится все время подсказывать, помогать.

Таким детям необходим щадящий режим дня: дневной сон, лечебная физкультура, регулярное питание, длительные прогулки, активные игры. Учебные нагрузки по подготовке к школе должны быть минимальны.

Мелкая моторика В головном мозге центры, отвечающие за работу рук, обширны и связаны с другими нервными структурами, отвечающими, прежде всего, за развитие речи, а также восприятия, памяти, внимания. Поэтому развитие мелкой моторики не только подготавливает руку к письму, но и способствует развитию всех интеллектуальных функций.

К сожалению, у современных детей осталось очень мало практических занятий в повседневной жизни, где бы они развивали мелкую моторику руки. Если раньше развитие мелкой моторики проходило практически незаметно в быту без специальных тренировок, то сейчас вместо пуговиц – кнопки, вместо шнурков – липучки и.т.д. Как же подготовить руку к письму?

ИГРА

Предлагаю провести игру. Мелкую моторику развивает все, что мы делаем руками. Давайте попробуем по очереди назвать по одному занятию, которое развивает мелкую моторику. (высказывания родителей).

Конечно, не обязательно заниматься всеми этими видами деятельности сразу. Например, если ребенок противится рисовать, то можно постараться увлечь его аппликацией, но постараться выяснить причину отказа (чрезмерные требования к рисунку, критические замечания, быстрое утомление руки, чрезмерная значимость для родителей того, чтобы ребенок рисовал).

 Развитию мелкой моторики способствует массаж пальцев. Он же помогает расслабить мышцы кисти, если рука ребенка устала, например, сильно сжать в кулак 30 секунд, после чего руки сами расслабляются.

(Показать несколько упражнений и выполнить их с родителями) Рефлексия

Что нового вы узнали на нашей встрече?

 О чем задумались, может быть с чем-то не согласны?

 Какие вопросы по этой теме хотелось бы раскрыть более подробно или мы их вовсе не коснулись? (высказывания родителей)

 Встаньте, пожалуйста, в круг, предлагаю передавать по-очереди цветочек друг другу, участник, к которому он попадет, пожелает своему соседу: «Я желаю вам, чтобы ваш ребенок пошел в школу… (например, излучающим здоровьем…)

Сохранить здоровье ребенка - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Занятие 3 

Тема Я играю и учусь

Цель:

  • Игра и обучение
  • Обучение дошкольника через игру
  • Домашние игры

Педагог-психолог

Сегодня на занятии я постараюсь убедить вас в том, что учить детей в подготовительной группе нужно только через игру.

Но вначале давайте вспомним, во что играли вы в своем детстве? Повлияли ли эти игры на дальнейшее Ваше обучение? (высказывания родителей)

Подведем итог нашей дискуссии, через игру Вы развивались не только физически, но и интеллектуально, и творчески.

Когда у дошкольника отнимают игру и заменяют ее традиционным школьным обучением, его лишают счастья. От недостатка игры ребенок может заболеть: сначала появляется вялость, раздражительность и плохое настроение, а затем частые простуды, инфекции и головные боли. Он перестает развиваться.

Безболезненный метод обучения дошкольника – это игра. Конечно, можно научить ребенка, пользуясь и другими методами, но далеко не всех и не всему. Кроме того, ИГРАЯ, УЧИТЬСЯ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНЕЕ, ВЕСЕЛЕЕ, БЫСТРЕЕ И ПРОЩЕ.

Предлагаю разделиться на две команды и ответить на вопросы:

 1 команда - Что на Ваш взгляд объединяет игру и учение?

 2 команда - В чем отличие игры и учения? (высказывания родителей)

Игра и учение основаны на повторении. В повторении совершенствуются умения и навыки, с каждым разом задание выполняется все лучше и лучше. Сколько раз ребенку нужно такое повторение и нужно ли вообще? В игре ребенок решает сам: когда нужно, он перестает играть в ту или иную игру. В школе же он должен повторить столько раз, сколько определил учитель, независимо от того, что ребенок давно уже понял учебный материал. Игра никогда не бывает одинаковой.

Можно ли заставить играть? Никогда! Игра основывается на принципе «хочу!», а учение на принципе «надо!» Игра всегда связана с переживаниями восторга, торжества и успеха. Если ребенок не может решить игровую задачу, он просто играет во что-то другое, его не расстраивает это. В игре ребенок не чувствует себя неуспешным. А в учебе? Ситуации успеха многих детей настолько редки, что скоро начинаешь сомневаться: а способен ли ребенок вообще что-то решить без помощи родителей или педагога. В детской игре никогда не разовьется неуверенность в себе.

Но никакая игра не обеспечит обучение одновременно 20-25 первоклассников, не сможет дать ребенку то количество информации, которое он должен усвоить согласно школьной программы. Игра заложена в детях природой, она естественна, игре ребенка не нужно учить, он сам ей учится точно так же, как он учился ходить, говорить, бегать… Учение - система общественная. Детей специально учат учиться, готовят к школе, воспитывают послушание и дисциплинированность.

Как вы думаете, какие игры развивают волевые качества личности? (высказывания родителей)

 Один из способов развивать не только интеллектуальные способности дошкольника, но и волевые качества личности (н-р, дисциплинированность) играть в игры по правилам.

ДЛЯ РЕБЕНКА ИГРА – ВСЕ РАВНО ЧТО ДЛЯ РАСТЕНИЙ СОЛНЦЕ. В 6 лет дети уже реже играют в сюжетно-ролевые игры, а чаще в игры по правилам. Дети строго следят за правилами, могут появиться новые правила. Дошкольники экспериментируют и ставят опыты в игре, наблюдают за происходящим, дают себе задания, ставят цели и достигают их.

Какие игры придумывали в детстве вы? (высказывания родителей) Рисование, конструирование, аппликация, отгадывание загадок, прогулка, чтение сказки или просмотр мультфильмов для ребенка тоже может быть игрой. И чем больше творчества в этих занятиях – тем больше в них игры и развивающего потенциала.

В игру в дошкольном возрасте можно превратить любые занятия, главное, чтобы ребенку было интересно, доставляло ему удовольствие. Чтобы придумывать игры, нужно мыслить творчески. Как развить в себе творческое мышление? Забудьте слова «не получается», или «плохо выходит». Разучитесь критиковать и оценивать. Чем больше идей пришло к вам на ум – тем лучше. Идеи могут быть нереальными и фантастическими, неосуществимые и глупые – и это прекрасно.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Существует простой тест, помогающий проверить ваши творческие способности. Сколько способов применения канцелярской скрепки вы можете придумать за 2 минуты.

Родители на листочках пишут свои варианты.

4- самое распространенное число вариантов

8- необычно высокая отметка.

12 – очень редкая.

16 – вы лучший из 1000.

Можно придумать гораздо больше, н-р, 30.

Например, возьмем список из 30 любых предметов: Мышеловка. Книга. Яблоко. Вино. Стул. Сапог. Бумага. Ухо. Замок. Бусы. Волосы. Ракета. Голубь. Кукла. Клетка. Антенна. Мел. Градусник. Лестница. Букет. Очки. Прищепка. Штора. Ручка. Телефон. Подушка. Колокольчик. Письмо. Картина. Зубы. - Подумайте, как применить скрепку по отношению к каждому из них. (высказывание родителей).

Такие тесты помогают настроить на творческий лад, придумывать новые игры. Очень легко придумывать игру, внося в повседневную деятельность (уборку комнаты, сбор ягод на огороде и т.д.), элемент соревнования: кто быстрее, кто больше, кто интереснее и др.

Игры для дошкольников очень просты, поэтому не надо придумывать много дополнительных правил, оговорок, лазеек – их слишком сложно запомнить и трудно следить за их соблюдением. Существует непреложный закон, о котором постоянно следует помнить. Если вам и вашему ребенку неинтересно, прекратите занятия. Чтобы игра была и развлечением, и учением она должна приносить радость. Когда вы только объяснили правила игры или дали новое задание нужно обязательно поддержать малыша: «Молодец!», «Вот видишь, у тебя все получится!» и т.д. Но не комментируйте каждый шаг ребенка, иначе он будет не столько выполнять задание и думать самостоятельно, а следить за выражением вашего лица и ждать подсказки. ОСВОЕНИЕ ИГРЫ С ВАМИ, А ИГРА – БЕЗ ВАС

Хотите заинтересовать ребенка новой игрой, н-р, шашками, сыграйте с кем-либо из членов семьи. Освоение игры, когда ребенок учится во что-то играть, требует вашего активного участия, но когда суть игры схвачена, а ребенок способен уже другого научить этой игре – ваше участие должно стать минимальным.

Подсказки должны помогать найти правильный ответ, а не давать его. Оставьте ребенку возможность мыслить самостоятельно. Помните, что и в учебе вы можете оказать ребенку «медвежью услугу», ведь ваш ребенок – совершенно другой, и путь овладения теми же приемами у него свой. Постарайтесь понять, почему ребенок ошибается: ему не хватает тренированности; он делает что-то лишнее.

Когда вы видите ошибку, выражайте сомнение, не давите своим авторитетом. «Мне кажется», «А может быть что-то не так?», «Что-то у меня в голове не сходится» - все эти выражения говорят о том, что ошибка может быть, а может и нет. Выберите момент, когда ребенок правильно решил задание и уверенно себя чувствует. Начните сомневаться: «Ты точно уверен, что все правильно?» Пусть докажет. Ребенок должен понимать, что, говоря об ошибках, вы можете и лукавить, и ошибаться сами.

Дети любят выполнять задания, когда в них присутствует сказочный сюжет. Например, ребенку нужно закончить узор. Предложите не скучное: «Дорисуй узор», а сказочное: «Нарисуй как мячик», «Нарисуй волны, чтобы кораблик смог поплыть», «Нарисуй дым паровозика» и т.д.

Старайтесь «зажигать» ребенка новой идеей, новым исследованием, новым вопросом.

У вас получится, только если вы сами будете получать истинное удовольствие от исследования мира.

Рефлексия

В какие игры играют Ваши дети?

После сегодняшнего занятия, что вы добавите, измените в играх своих детей, на что обратите сейчас внимание, может быть, что-то измените в своем отношении к этому занятию? (высказывания родителей).

Играйте с детьми ведь это великолепно.

Занятие 4 

Тема: Интеллектуальная готовность

План:

  • познавательная активность
  • психологическое тестирование при поступлении в школу.

В начале нашего занятия предлагаю вспомнить три составляющие готовности ребенка к школе.

Педагог-психолог: Какая составляющая для Вас является приоритетной? (высказывания родителей, обсуждения)

 Как правило, взрослыми уделяется много внимания интеллектуальной готовности к школе.

В возрасте 5-7 лет у ребенка формируются психические функции, обеспечивающие впоследствии школьную успешность. Готовность к школе предполагает не только и не столько конкретные знания об окружающем мире, хотя если ребенок невежественен, то учиться в школе ему будет очень трудно, а высокую познавательную активность.

Педагог-психолог: Как Вы считаете, что важнее: научить ребенка в подготовительной группе читать, считать или развивать познавательную активность (любознательность, настойчивость, заинтересованность в учебной деятельности) (высказывания родителей, обсуждения).

 Не принципиально, умеет ли ребенок считать в пределах десяти или читать, знает ли названия всех месяцев по порядку, - хотя эти знания, важны, ведь ребенку с большим багажом знаний (высоким интеллектом) легче начать учиться.

Но нужно помнить, что сам интеллект развивается в процессе активной учебной деятельности. Поэтому дети в 1 классе не блещущие интеллектуальными способностями, впоследствии опережают по успеваемости своих более одаренных интеллектуально одноклассников за счет трудолюбия, любознательности, заинтересованности в учебе, настойчивости.

Родителям нужно всячески поддерживать познавательную активность у дошкольников. Как же это сделать?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Попробуйте ответить на вопрос так, чтобы оставить простор для обдумывания и для действия. Например, ребенок спрашивает: «Почему трава зеленая?» (высказывания родителей, обсуждения) «Потому что все растения зеленые». Вопрос - ответ, и тема исчерпана. Другой ответ: «Потому, что там внутри битком набиты маленькие пластиночки, они ее делают зеленой, а увидеть их можно под микроскопом». Этот ответ оставляет простор для обдумывания и для действий.

ЗАДАВАЙТЕ ДЕТЯМ ВОПРОСЫ! Когда детей не кормят готовыми ответами, а поощряют наблюдать, думать и пробовать, то их поисковая активность возрастает. Мало того, растет творческий потенциал. Существуют и американские и российские исследования, подтверждающие, что, когда детям специально дают задания на развитие творческого мышления, сразу начинают активно интеллектуально развиваться даже дети с задержкой психического развития.

Педагог-психолог:

Предлагаю разделиться на две команды и ответить на вопрос:

- На какие принципиальные для учебы в школе вещи должны обратить внимание родители? (высказывания родителей, обсуждение)

Фонематический слух 

Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные. (Привести примеры игр со словами на развитие фонематического слуха)

Чувство величины 

Множество величин (длина, масса, объем и т.д.), их можно измерить, уменьшить, увеличить, сравнить. (Обратиться к опыту родителей) Последовательность в изложении мыслей 

Умение вычленять главное-залог успешности в любом предмете и в жизни. Ориентация в пространстве (в пространстве дома, комнаты, листа бумаги) База для развития пространственного мышления – полноценная крупная моторика. Детям нужна двигательная активность.

Для успешного обучения в школе важно не столько умение ребенка читать, сколько развитие его речи, чистота произношения, умение рассказывать, пересказывать. Не рекомендуется учить дошкольников написанию письменных букв, а вот выполнение графических заданий может быть очень полезно. Нужно сформировать такую сторону мышления маленького человечка, как способность к рассуждению, к обдумыванию какого-либо вопроса или познавательной задачи.

Психолог предлагает родителям материал, опубликованный ниже, дает краткие пояснения, примеры.

Что должен знать и уметь ваш ребенок

 Общая осведомленность

О себе: фамилия, имя, дата рождения, сколько лет.

О семье: имя и отчество родителей, членов семьи (с кем живет), кто чем занимается (профессии), домашний адрес, телефон.

 О детском саде: название, имя и отчество воспитателей. В какую школу собирается идти.

О Родине: название страны, столицы, своего города. Ребенку могут показать картинки с гербом и флагом РФ и попросить назвать, что это такое.

Различать на картинках основные эмоции: грусть, радость, страх, удивление, злость, злорадство, интерес.

Различать по картинке возраст людей: старый, молодой, взрослый, ребенок, младенец.

Временная ориентация

Уметь определять время по часам.

Знать сегодняшнюю дату и день недели, время года.

Перечислять дни недели и месяцы по порядку.

Называть отличительные признаки времен года.

Называть месяцы лета, осени, зимы, весны.

Явления природы и в какое время года они бывают, а когда не бывают. Понимать и использовать в речи наречия часто, иногда, редко, всегда, сначала, потом, предлоги перед и после.

Знать последовательность: утро, день, вечер, ночь.

Знать, какие действия мы делаем утром (просыпаемся, умываемся, завтракаем), днем (обедаем), вечером (ужинаем), ночью (спим).

Знать, что в сутках 24 часа, в году 4 времени года, 12 месяцев, в неделе 7 дней, в часе 60 минут, в минуте 60 секунд (могут спросить в гимназии) Пространственная ориентация

Знать пространственные отношения: выше, ниже, справа, слева, посередине, в центре, между, в углу, внизу, вверху, впереди, сзади.

Использовать в речи предлоги на, над, снаружи, внутри, в, под, перед, за, из-за, через, рядом.

Собрать картинку из кубиков.

Показать правой рукой левое ухо и т.п.

Срисовать рисунок.

Осведомленность об окружающем мире

Знать части тела человека и животных.

Показывать на комнатном цветке корень, стебель, листья, бутон, цветок. Рассказывать, что нужно для роста растений.

Знать листья различных деревьев: дуба, клена, березы, каштана.

Знать, что у сосны и елки вместо листьев иголки.

Знать, различные плоды деревьев: каштан, шишка, желудь, кисть рябины, орех.

Называть таких детенышей животных, как жеребенок, ягненок, цыпленок, теленок, поросенок, щенок.

Знать, как животные «разговаривают»: иго-го, ме-е-е, ква-ква, га-га, мяу-мяу, гав-гав, бе-е-е, кукареку и т.д.

Знать, что едят животные, насекомые, рыбы, птицы, где они живут: улей, муравейник, берлога, логово (волк), нора (лиса), норка (мышь), пещера (летучие мыши), бобровая хатка, ракушка (улитка), гнездо, скворечник, дупло, будка. Знать, что у всех насекомых по 6 ног, у паукообразных- 8.

Называть какие предметы изготовлены из стекла, дерева, металла, бумаги, резины.

Ответить, чем отличается стекло от бумаги и т.п.

Знать различные профессии: кто строит дома, лечит больных и т.д.

 Отвечать на вопросы: что такое школа, больница, библиотека и т.д.

Знать инструменты различных профессий: фонендоскоп, шприц, кассовый аппарат, мастерок (строитель), шланг (пожарный), компьютер (программист), вилы, коса (фермер), кнут (пастух), сети, удочка (рыбак), ружье (охотник) и т.д.

Знать применение «сложных предметов»: лупа, телескоп, микроскоп, подзорная труба, бинокль, микрофон, калькулятор, часы, секундомер, календарь, линейка, градусник.

Уметь называть и находить различные цвета и оттенки.

Знать, различные виды спорта и спортивный инвентарь.

Знать различные музыкальные инструменты.

Знать, когда светит солнце, а когда звезды.

Знать, чем месяц отличается от луны.

Знать, чем отличается звук от буквы, а цифра от числа.

Понимание

Отвечать на вопросы типа: «Почему надо заботиться о птицах и животных? Зачем надо трудиться? Зачем нужен транспорт? Почему некоторые сказки называют народными? Что нужно делать, когда человек заболел? Зачем нужны деньги?»

 Мышление

Понимать разницу между живым и неживым н-р, чем похожи и отличаются птица и самолет. Классифицировать: растения, животные, домашние, дикие звери, птицы, насекомые, рыбы (делить зверей на живущих в лесу, южных странах, в воде, а также на хищников и травоядных); деревья, грибы, травы, цветы (садовые и полевые растения); демисезонную, зимнюю, летнюю, мужскую и женскую одежду, обувь и головные уборы; наземный, воздушный, подземный, водный транспорт; овощи, фрукты и ягоды; продукты питания (мясные, молочные и хлебобулочные); лесные и садовые деревья; мебель, электроприборы, посуда, инструменты, школьные принадлежности и игрушки.

Называть одним словом классы предметов (обобщать) (привести пример) Находить лишний предмет и объяснять свой выбор (привести пример) Объяснить смысл пословицы.

Отгадывать загадки.

Внимание

Найти ошибки художника (показать на примере) Найти, что забыл нарисовать художник? (показать на примере)

Найти отличия в картинках. (показать на примере)

Память

Знать наизусть стихи.

Повторить как минимум 6 слов из 10.

Выполнять задания типа: «Я называю 2,5, а ты 5,2. Я называю 7,2,9,6, а ты -6,9,2,7 и т.п.»

Воображение

Дорисовать загогулину до целого рисунка. (показать на примере)

Придумать, как можно больше способов дорисовать круг, чтобы что-нибудь получилось.

Придумать предложение, в котором бы были не связанные логикой слова, н-р, стол и месяц («На столе лежал рисунок звезд и месяца».)

Моторика руки

Списывать предложение, написанное каллиграфическим почерком.

Пройти лабиринт, не отрывая карандаша и не заходя за контур.

 Продолжить узор по точкам и клеточкам.

Срисовать фигуру по клеткам.

Устная речь

Разложить три картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Составить рассказ по картинке.

Уметь пересказать маленький текст.

Чтение

Уметь делить слова на слоги.

Делить текст на предложения.

Делать паузу в конце предложения при чтении.

Отвечать, сколько слов в предложении.

Читать по азбуке.

Математические умения и представления

Знать основные геометрические фигуры: (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг, шар, цилиндр, конус, куб).

Сравнивать размеры: что больше, длиннее, короче, выше, ниже, уже, шире.

Рефлексия

Педагог-психолог:

Что нового вы узнали на нашей встрече?

Какие вопросы по этой теме хотелось бы раскрыть более подробно или мы их вовсе не коснулись?

Встаньте, пожалуйста, в круг, предлагаю передавать по-очереди звоночек друг другу, участник, к которому он попадет, пожелает своему соседу: «Я желаю вам, чтобы ваш ребенок пошел в школу… (например, умеющим читать или умеющим рассуждать…)

В познавательной активности очень значимо интеллектуальное удовольствие, когда ребенок наслаждается самим фактом того, что добился, сделал, решил, понял!

Занятие 5 

Тема: Личностная готовность

План:

  • портрет личности зрелого ученика
  • сферы жизненных отношений, влияющие на личностное развитие

В начале нашего занятия я снова предлагаю вспомнить три составляющие готовности ребенка к школе.

Личностная готовность, на мой взгляд, самая важная составляющая готовности ребенка к школе.

Ребенку в школе предстоит постоянно общаться с самыми разными людьми (как сверстниками, так и педагогами), с которыми хочется подружиться, но не всегда это получается. Ежедневно ребенок сталкивается с различными проблемами, большинство из которых не связаны с учебой, но решать их предстоит самостоятельно, без помощи папы или мамы.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (работа в микрогруппах)

Педагог-психолог: Давайте смоделируем такую ситуацию: у ребенка низкая личностная готовность, с какими трудностями он может столкнуться в школе. (высказывания родителей, обсуждение)

Если ребенок готов к обучению в школе личностно, у него не возникнет проблем с поведением в школе, он будет ответственен в выполнении домашних заданий, к нему будут дружелюбно относиться одноклассники, а педагоги не станут приглашать его родителей в школу для поучительных бесед.

К 7 годам ребенок от «хочу» уже движется к «надо». Начинается переход к школьной позиции, но не бывает так, что вчера он был настоящей дитятей с ведущими игровыми мотивами, а сегодня утром проснулся настоящим школьником с основным учебным мотивом.

ОТ «ХОЧУ» К «НАДО» ПЕРЕХОД ДОЛГИЙ.

НЕ ЖДИТЕ ЕГО ЗА ОДИН ДЕНЬ.

Родителям предлагается ознакомиться с анкетой «Портрет личности зрелого ученика»

(приложение 4)

Оцените, насколько каждое качество сформировано у вашего ребенка, по десятибалльной шкале, где 10 баллов означает, что характеристика полностью соответствует вашему ребенку, а 0 баллов – совершенно не подходит. Не торопитесь с ответом.

КАЧЕСТВО

ОТВЕТ

1

Отношение к самому себе: самооценка

2

Отношение к сверстникам

3

Отношение к педагогу

4

Самостоятельность

5

Стремление к познанию

6

Культура поведения

7

Отношение к здоровью

(комментарии к тесту)

1 Отношение к самому себе: самооценка. Считает себя очень хорошим. Обладает чувством собственного достоинства, уверен в себе. Уверен в том, что его любят. Доволен тем, что сделал (своим рисунком, результатами в игре…) спокойно реагирует на неудачи. Не расстраивается, если задание не удалось выполнить с первого раза.

2 Отношение к сверстникам. Ребенок быстро устанавливает контакты с другими детьми, общителен, улыбчив, дружелюбен. У него есть постоянные друзья. Он способен прислушаться к мнению и интересам других, оказывать им помощь, откликаться на их просьбы. Делится своими игрушками, карандашами и т.п. Может прислушаться к чужому мнению, совету, учитывает интересы других людей. Способен постоять за себя, отстоять свое мнение и интересы. В совместной игре с другими детьми пытается объяснить свои замыслы, чтобы получить их согласие и поддержку. Избегает ссор, драк, капризов, старается разрешать конфликты мирным путем. Осторожен в подвижных играх, понимает, что может причинить другим детям боль. Терпеливо дожидается своей очереди и подчиняется правилам поведения. Спокойно реагирует на проигрыш в игре.

3 Отношение к педагогу. Присутствие незнакомых людей не стесняет ребенка, хотя он ведет себя более сдержанно. Быстро устанавливает контакты с воспитателем, стремиться к общению с ним, делится мыслями и переживаниями. Слушается педагога, быстро откликается на их просьбы (н-р, быстро прекращает подвижную игру по просьбе педагога), старательно выполняет задания. Понимает, что некоторые вещи делать «надо, хотя не всегда хочется».

4 Самостоятельность. Целеустремлен, начатое дело упорно стремится довести до конца. Начиная работу над заданием, пытается прежде обдумать свои действия (н-р, вслух рассказывает, что он собирается нарисовать). Стремится самостоятельно обнаружить свои ошибки и исправить их. Старается выполнить обещание или поручение без напоминаний взрослого. В свободное время способен придумать самостоятельно себе дело. При возникновении трудностей не торопится звать на помощь, пытается преодолеть их самостоятельно. Способен без отвлечений чем-либо в течении 30 минут заниматься (н-р, собирать конструктор). Самостоятельно одевается, ест. Имеет свои обязанности в хозяйстве (н-р, убирает свои игрушки на место, помогает родителям при уборке, моет посуду…)

5 Стремление к познанию С интересом выполняет учебные задания. Любит, когда ему читают вслух. Проявляет интерес к играм, которые требуют интеллектуальных усилий (домино, загадки, лото). Активен, охотно отвечает на вопросы, часто задает их сам, предлагает свои идеи. Постоянно придумывает новые сюжеты в играх, экспериментирует с предметами, любознателен.

6. Культура поведения. Культурно ведет себя в общественных местах (театре, цирке, поликлинике): понимает, что своей игрой может мешать другим людям, старается вести себя тихо, хотя не чувствует себя скованно. Вежлив. Знает и активно использует такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «извините» и т.п. Аккуратно ест. Убирает за собой посуду со стола. Не мусорит на улице, в парке, в лесу. Осторожен вблизи проезжей части, спокойно переходит дорогу с вами, следит за переключением цветов светофора.

7 Отношение к здоровью. Без напоминания моет руки перед едой, чистит зубы два раза в день, следит за чистотой своей одежды. Понимает, что еда бывает вредная и полезная. Самостоятельно следит за тем, чтобы есть мытые и зрелые овощи, фрукты, ягоды. Знает, что грибы и ягоды бывают ядовитыми. Понимает, что животные (н-р, собаки) бывают миролюбивые и агрессивные. Знает, что рану нужно продезинфицировать. Стремиться к занятиям спортом или подвижным играм, понимает, насколько движение важно для сохранения здоровья. Не капризничает при посещении врача.

Если вы оценивали все 7 параметров в 8-10 баллов, то ваш ребенок личностно готов к обучению в школе. Обратите внимание на те качества, которые не развиты у вашего ребенка (вы их оценили ниже, чем на 8 баллов). Подумайте, как их можно воспитать. Помните, что «воспитание дитя начинается самовоспитания родителей»

НАША ОБЯЗАННОСТЬ – НАУЧИТЬ ТОМУ,

ЧТО МОЖЕМ И ЗНАЕМ САМИ.

Поднимаясь по ступенькам к школе, постараемся выделить «факторы риска». Сюда входят следующие сферы жизненных отношений, влияющие на личностное развитие. Отношение к себе: самооценка

Обычно у детей 6-7 лет самооценка немного завышена, поскольку им еще сложно критически оценивать себя. Уровень самооценки можно определить, выполнив несложное задание.

Ребенку предлагают найти свое место на символической лесенке, где на верхних ступеньках самые ловкие, добрые, сильные, хорошие дети, а на самой нижней – недобрые, неловкие, непослушные. Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки – это свидетельствует не столько о способности объективно себя оценить, сколько об отрицательном влиянии постоянных одергиваний, порицаний со стороны взрослых.

В школе ребенка будут оценивать каждый день: быстро ли он собрал портфель, хорошо ли выполнил задание, слушался ли учительницу… Чувство постоянной неудачи, отрицательной оценки может привести к нервно-психическому расстройству, если не сформирована высокая самооценка. Хвалите ребенка при каждой победе. Не бойтесь перехвалить. Избалованность появляется при похвале на пустом месте. Если ребенок не смог выполнить с первого раза, похвалите его уже за то, что он попытался.

Никогда не проявляйте негативного отношения к тому, что сделал ребенок: рисунку, решению задач … Победа будет только там, где есть любовь, несмотря на неудачи и промахи. Всегда выражайте отношение к поступку, а не к ребенку. Слушая ребенка, будьте внимательны к нему и верьте. Дети начинают врать, когда боятся наказания за правду. Лживость всегда воспитывают родители – запомните это.

Отношение к сверстникам.

Развивайте в ребенке способность к сопереживанию. Старайтесь чаще просить ребенка представить себя на месте другого. Описывайте ситуацию на пальцах (н-р, если бы тебя так толкнули, тебе бы понравилось?) Старайтесь развить способность в ребенке видеть мир с точки зрения другого человека. Покажите ребенку свой пример: извиняйтесь с радушием, благодарите с улыбкой, помогайте с удовольствием.

Проверить степень общения ребенка со сверстниками несложно. Любая игра по правилам с двумя или более участниками позволяет увидеть: легко ли ребенок устанавливает контакты; считается ли с детьми как с партнерами; умеет ли играть по правилам.

Отношение к педагогу.

К 7 годам ребенок уже способен уловить разницу в отношениях с близкими взрослыми и с педагогом. Обратите внимание на то, как вы разговаривает с педагогом в присутствии ребенка. В силу своей непосредственности малыш будет во многом копировать ваше поведение. Обратите внимание как ваш ребенок общается со взрослыми, выполняет их просьбы. 6-7 летний ребенок, не чувствующий дистанции в общении со взрослыми, часто не способен понять и принять определенную цель, которую ставит перед учениками учитель, отсюда могут возникнуть трудности в обучении.

Самостоятельность 

Иногда родители контролируют все и вся. Всегда выполнять уроки вместе со своим ребенком и постоянно его контролировать, может принести свои плоды в начальной школе, но затем может произойти «рывок» вниз в среднем звене, так как ребенок не умеет самостоятельно ставить цель и самостоятельно достигать ее. Тем самым родители, выполняя вместе с ребенком все задания, и полностью его контролируя, пользуются проверенным способом, как вырастить двоечника.

АКТИВНОСТЬ И САМОКОНТРОЛЬ ЗА НЕНАДОБНОСТЬЮ АТРОФИРУЮТСЯ.

Конечно, разумный контроль необходим, поскольку ребенок в 6-7 лет еще не в состоянии организовать свою жизнь по режиму, не оценивает время. Нужно сказать: «Иди делать уроки», но недопустимо «Иди, делай уроки, проверю». Почему?

ДИСКУССИЯ

Ответы родителей, обсуждения Можно сказать: «Проверь результаты», ведь в школе учат правилам проверки, а родители могут их детям напомнить. Учите ребенка самостоятельно планировать свои действия уже сейчас. Когда ребенок сталкивается с трудностями, помогайте ему наводящими вопросами, подсказками, покажите пример аналогичной задачи, но ни в коем случае не делайте за него, иначе он всегда будет ждать, что проблему решать за него. Давайте ребенку свободу выбора, н-р, ребенок может самостоятельно выбрать, что он будет есть на завтрак, во что оденется …

 ОБРАЩЕНИЕ К ЛИЧНОМУ ОПЫТУ - В чем ваши дети, уважаемые родители, проявляют свободу выбора уже сейчас, поделитесь своим опытом. Высказывания родителей Стремление к познанию очень важна позиция взрослого, который поддерживает и развивает в ребенке познание мира и удивление миром. «Ах! Я никогда такого не видел!» Что это? Познание мира или познание красоты? У ребенка эти вещи неразделимы, ему одинаково интересны и красивы и закат, и пружинка механизма.

ЗАДАВАЙТЕ ДЕТЯМ ВОПРОСЫ! Когда не кормят готовыми ответами, а поощряют наблюдать, думать и пробовать, то их поисковая активность возрастает.

Старайтесь давать как можно меньше готовых ответов на детские «Почему?». Не спешите с ответом, подумайте: возможно, вам удастся провести с ребенком эксперимент, в котором он сам найдет ответ на свой вопрос.

Игра – эта та «палочка-выручалочка», с помощью которой ребенок может выучить практически все на свете. Ребенок в 5 лет может выучить последовательность месяцев в году, если она задействована в игре. Н-р, набивать мячик и при каждом ударе мяча называть название месяца. Так как детям этого возраста сложно набивать мяч, то он будет тренироваться в набивании и непроизвольно выучит названия месяцев.

Научиться придумывать такие задания – задача родителей. Именно придумывать, а не знать, т. к. игра, в которую с интересом играет один ребенок не заинтересует другого.

Поделитесь своим практическим опытом, уважаемые родители, когда в процессе игры, ваш ребенок узнал, усвоил что-то новое? Задания для ребенка должны быть не только интересными, но и посильными. Культура поведения. Важно не только сообщить ребенку о правилах, но и объяснить их смысл, значение, причину. Н-р, спросите ребенка, зачем нужен светофор? Не давайте готовых ответов, задайте наводящие: «Что было бы, если бы светофора не было? Что случилось бы, если человек пошел на красный свет? Почему?» Часто родители напутствуют своих детей так: «Будь внимателен. Веди себя хорошо, а не то…» продолжите фразу.

Психолог объясняет ошибочность высказываний В первую очередь нужно научить ребенка быть внимательным, дать технологию, как это делать, н-р, поиграть в школу.

Рефлексия 

Педагог-психолог:

Что нового вы узнали на нашей встрече?

О чем задумались, может быть с чем-то не согласны?

Какие вопросы по этой теме хотелось бы раскрыть более подробно или мы их вовсе не коснулись? (высказывания родителей)

По традиции я предлагаю встать в круг и передавать по-очереди мячик друг другу, участник, к которому он попадет, пожелает своему соседу: «Я желаю вам, чтобы ваш ребенок пошел в школу… (например, целеустремленным или самостоятельным…)

Время преддошкольного развития является самым благоприятным для того, чтобы привить ребенку необходимые личностные свойства, которые в дальнейшей жизни сослужат ему хорошую службу. Это объясняется тем, что возраст пяти-семи лет характеризует тот период, в котором при благоприятных условиях воспитания ребенок из дошкольника превращается в школьника.

Занятие 6 

Тема Готовность родителей к школе

План:

  • Родительские ожидания
  • Виды гиперопек
  • Контроль и уважение к ребенку

Скоро вы станете родителями первоклассников, важно понять, что вы ждете от своего ребенка, когда он станет школьником. Ожидания родителей могут быть самыми разнообразными. (свободные высказывания родителей)

Часто мы ставим в пример самих себя, считая себя успешными, а свое поведение правильным. Н-р, говорим ребенку, что его папа был лидером в классе, а мама училась в музыкальной школе, а его дядя был круглым отличником… При этом постоянно говорим: «А у тебя не так». Что в этой ситуации делать ребенку? Соответствовать всем практически невозможно. А может быть папа был не только лидером, но и хулиганом, очень активным со взрывным темпераментом, а его сын флегматичный, рассудительный – другой. И получается, что ребенок не дотягивает по выдвинутым критериям до ожиданий родителей и рушится его самооценка. А без положительной самооценки он уж точно не сможет хорошо учиться.

На самом деле родительский пример – вещь хорошая. Ребенок нормально развивается только при наличии положительного опыта своих родителей. Отрицательно могут сказаться ожидания, сравнивающие результат: папа отличник, а у тебя троечки. В нашей семье двоек не получали!

Родительские сравнения бывают и со знаком «минус». Родители стараются предупредить своего семилетнего ребенка не совершать ошибок, которые совершили родители, не быть неудачниками. Часто эти попытки ребенок воспринимает как сигнал: я неправильный, со мной что-то не так, и его самооценка рушится.

Еще одно родительское ожидание – что ребенок воплотит его мечту. А если она его «не цепляет»? Что тогда? Ребенок, воплотивший родительскую мечту, будет успешен только в том случае, если родительское ожидание-мечта стало и его мечтой.

МЫ МОЖЕМ ЛИШЬ СТАРАТЬСЯ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПОЛЮБИЛ ТО ЖЕ, ЧТО ЛЮБИМ МЫ. ЧАСТО БЕЗ ГАРАНТИИ РЕЗУЛЬТАТА.

Вот отец мечтает видеть сына математиком.

Занимается с ним сам, покупает книги, отдает учиться в математический класс.

Результат – сын увлечен математикой. Но бывает и иначе. Не тянет ребенок математическую школу. Неинтересно ему, невзирая на все родительские усилия. Часто родители, зная, что у ребенка есть способности к учению, ожидают, что в школе он будет хорошо учиться. Это вполне правомерно, но не факт. Бывает, что школьная программа оказалась слишком трудной для ребенка. А может быть у ребенка блестящий интеллект, но к нему прилагается астения, высокая тревожность, медлительность. Да, мы можем ожидать от способного ребенка учебы по способностям. Но когда это не случается, не следует обвинять ребенка.

 Волнения, страдания, болезненные воспоминания родителей об их школьных годах могут идти на пользу ребенку в том случае, если передаются как опыт. Передачи опыта не произойдет, если родитель говорит своему ребенку: «Да, страшно как ты войдешь в класс. Понимаю тебя. На новенького всегда косо смотрят, даже надо мной ребята тогда издевались! Ты постарайся не обращать внимания, хотя это трудно! Родитель в этом случае остается все тем же испуганным ребенком, и помочь преодолеть тревогу перед новым не только не помогает, но и усугубляет. Как же быть?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Попробуйте сформулировать ответ. (свободные высказывания родителей)

Нужно встать в позицию взрослого, прожив давний опыт и прочувствовав его заново сказать: «Да, я по себе помню, что действительно в этой ситуации можно волноваться и переживать. Но только поначалу. Пройдет урок, может быть два, и ты успокоишься. А через два-три дня чужие ребята станут знакомыми. А через месяц у тебя среди них друзья появятся. Так было у меня, так бывает у всех, так будет и у тебя.

Больная группа родительских ожиданий связана с обучением в конкретной школе. Мы уверены, если в начальной школе «сильный» учитель, интересная авторская программа, то ребенок выйдет оттуда хорошо подготовленным чуть ли не до института. Однако не всегда эти ожидания сбываются. Особая тема - ущерб для здоровья ребенка в условиях повышенной нагрузки. Об этом мы уже говорили на предыдущих занятиях. Но помимо этого ожидания могут не совпасть с реальностью еще и потому, что в действительности понятие «хорошая школа» очень неопределенно и неконкретно.

Что вы вкладываете в понятие «хорошая школа»?

Комментарии психолога о первой учительнице мы уже говорили на предыдущем занятии. Может быть есть какие-то вопросы?

Выдержит ли ребенок нагрузку? Интересно ли ему будет учиться? Если вы считаете, что да, тогда эта школа, действительно даст ему хороший старт. Выбор школы ваше родительское право. Вот только невозможно заранее предугадать, как оно повернется. Родители вольны реализовывать любые свои ожидания, но при этом должны быть готовы к соответствующим последствиям. Важно свои мотивы не путать с действительными интересами детей. Родительские ожидания могут обернуться для детей опытом – или травмой.

Скоро ваш ребенок станет первоклассником, он не сразу адаптируется к школе, к новым требованиям и своему новому статусу. Но и у родителей меняется статус и идет процесс адаптации. Как не сделать дом филиалом начальной школы? Как маме не превратиться в учительницу, а папе в директора? Дадим ли мы ребенку взрослеть, или загоним обратно в пеленки? Все эти вопросы важны, от ответов на них зависит школьная жизнь ребенка не только в первом классе, но и в последующих.

О родительских ожиданиях мы уже поговорили. Оценить их, научиться с ними управляться – это стратегия родительского поведения. Сейчас поговорим о тактике – ежедневном и ежечасном стиле взаимодействия с ребенком. О привычной линии родительского поведения, которая либо развивает ребенка, либо оставляет его навсегда малышом при папе, маме.

Полный контроль и неослабленное ежесекундное внимание к делам ребенка со стороны родителей называется гиперопекой. Ее можно разделить на несколько видов. Сейчас мы поговорим о каждом из них, вы, подумайте, какому из видов отнесете свое воспитание, а, может быть, в вашей семье этого нет.

Первый вид гиперореки – потворствующая. Родители в восхищении. Любимый ребенок кумир семьи, его стараются оградить от всего, что мешает детскому благополучию. Ребенок на каждом шагу чувствует, что он первый, единственный – центр мира, вокруг него все вращается и служит. Речь идет не столько о постоянном контроле, сколько о чрезмерном покровительстве, стремлении освободить его от малейших трудностей. Если в школе такой ребенок- «центр вселенной» найдет, наконец, свое место среди людей, то произойдет это путем многих и многих страданий. Ведь он привык быть в центре внимания, ловить восхищенные взгляды окружающих, добиваться всего без особого труда и старания. А в школе работать надо! И никто не любит! Скорей к маме! Дома поддержка: «Кто сказал, что ты плохо читаешь? Ты прекрасно читаешь! Почему нужно решить все задачи? Пожалели бы ребенка! Вон другие тоже не решили и ничего.» Стараясь поддержать чадо, родители принижают учительницу, одноклассников и весь мир вокруг. Чаще всего этот видгиперопеки наблюдается в семье, где один ребенок или в неполной семье.

Второй вид гиперопеки, когда родителям все интересно. Конечно родителям все интересно знать про своего первоклашку, но часто этого интереса бывает так много, что он буквально душит ребенка, не оставляя ребенку места, где бы он мог побыть в одиночестве, не оставляя поля, где бы ребенок принимал собственное решение, формировал свое личное мнение. Это очень плохо. Потому что став школьником, ребенок должен отдалиться от родителей, и

В ШКОЛЬНЫХ ДЕЛАХ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН СЛУШАТЬ НЕ МАМУ, А УЧИТЕЛЬНИЦУ. ЭТО НОРМАЛЬНО.

Может возникнуть вопрос, а что же делать, если учительница говорит что-то действительно неправильно? Во-первых, в первом классе это бывает редко.

Во-вторых все вопросы решать с учителем без ребенка, путем переговоров и выяснений, а не настаивании на своем. Если вы считаете, все переговоры ни к чему не приводят, переведите к другой учительнице, но, прежде сто раз подумайте, не произойдет ли и в новом классе то же самое. Мнение учительницы должно оставаться важным для вашего ребенка класса до третьего - пятого, а затем важным станет мнение друзей. Это нормально. Но это касается только чисто учебных вопросов. Если у вас с детьми хорошие отношения, вы останетесь для них авторитетом до старости. Но в первом классе нужно понять и принять, что по всем вопросам учебы главный - учитель. Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми, пусть это останется прерогативой учителя. Если это делает учитель, то такие сравнения остаются учебными вопросами, а ребенок знает, что дома его не будут меньше любить из-за того, что он медленнее читает, чем другие. Пример из реальной жизни, когда родители сравнивают и им бесконечно интересно решительно все о своем ребенке, каждая мелочь. Задача таких излишне любознательных родителей – оставлять малышу зону свободного роста, умерить свой пыл и дать возможность формировать собственное мнение.

Третий вид гиперопеки - когда родители все контролируют. Задача родителей – организовать распорядок жизни детей, но в понятие организации жизни не входит тотальный контроль и управление ребенком, как лялечкой.

НУЖНО РАЗДЕЛЯТЬ КОНТРОЛЬ И ПОМОЩЬ. ПОНИМАТЬ, КАКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО СЕЙЧАС УМЕСТНО.

Разделим контроль и помощь. В чем отличия? (Высказывания родителей)

Помощь – это когда о ней просят: «У меня не получается задача, помоги», «Как быстрее выучить стихотворение?» Контроль процесс противоположный. Мы обращаемся к ребенку: «Дай я проверю», «Послушай, как надо учить стихотворение».

Контроль должен быть не тотальным, а выборочным. Н-р, учитель говорит нам, что ребенок не справляется с предметом, постоянно забывает приносить в класс все учебники и т. д. Тогда нужно контролировать, сложен ли ранец, как решены примеры… Если контролировать все и вся, то у ребенка

АКТИВНОСТЬ И САМОКОНТРОЛЬ ЗА НЕНАДОБНОСТЬЮ АТРОФИРУЮТСЯ. Выполнять уроки вместе со своим ребенком, сидеть с ним рядом и полностью контролировать – это один из давно проверенных способов вырастить двоечника. Организуя домашнюю жизнь ребенка, нельзя допустить тотальный контроль. Можно сказать, «Садись делать уроки, пора».

Это необходимо для большинства первоклассников, которым еще трудно оценивать время. Но совсем другое дело сказать: «Делай уроки, я проверю». Лучше сказать, «Проверь результат», этому учат в школе.

Родительскую власть применять необходимо, контролировать, наказывать, понуждать, за что-то наказывать, но в целом отношение к школьным делам ребенка должно носить характер помощи. Контроль – дело гибкое.

Хорошим поощрением для ребенка может стать снижение контроля.

. РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НА РАВНЫХ СО ВЗРОСЛЫМИ.

Часто от родителей можно услышать: «Я к нему отношусь как ко взрослому!» Н-р, «Мы с дочкой общаемся на равных! Если нужно поехать на дачу, то спрашиваю ее, согласна ли она. Если нет, то начинаю уговаривать.» - Как вы думаете, что может произойти дальше. (Высказывания родителей)

Предположим девочка наотрез отказалась и поступила так, как она хочет, так воспитывается самодур. Разговаривать «на равных», «жить на равных» с ребенком – это миф. Пример истории с заборами в детских садах Америки Детям легче жить в условиях мудрой родительской власти. А наши долгие беседы и объяснения учат ребенка вовсе не взрослости, а борьбе с родительской властью и авторитетом. Ребенок сам знает, что он не равен взрослому, что он маленький и зависимый. С пяти до четырнадцати лет ребенок учится самостоятельно контактировать с миром, используя родительский опыт, но поступки уже совершает свои.

РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ТЕ ЖЕ ЧУВСТВА, ЧТО И ВЗРОСЛЫЕ.

 Он имеет право на те же чувства, что и взрослые: радость, гнев, сочувствие, обиду. Он имеет полное право не делать все и всегда безупречно, слабиться, не любить какой-то предмет, что-то сделать менее тщательно, чувствовать себя в чем-то неуверенно. Здесь родители обязаны отнестись к нему с уважением, как к равному. Когда мы горим о воспитании личности, то можно с уверенностью сказать, что оно начинается с самовоспитания родителей.

Родители должны отказаться от своих стереотипов, как правильно воспитывать ребенка. Здесь каждая ситуация уникальна и требует особого решения, которое может подсказать только сердце. Большинство родительских ошибок в воспитании происходит из-за недостаточной осознанности, непонимания выбора, который они делают, в каждый момент своей жизни.

Каждый день на чаше весов оказывается ребенок и … мнение окружающих, собственные страхи (в том числе и за ребенка), усталость, поглощенность своими заботами. Каждый день вы выбираете – в пользу ребенка, стремления его понять, в пользу воспитания или в пользу эго, себя?

Рефлексия 

Педагог-психолог:

Что нового вы узнали на нашей встрече?

О чем задумались, может быть с чем-то не согласны?

 Какие вопросы по этой теме хотелось бы раскрыть более подробно или мы их вовсе не коснулись? (Высказывания родителей)

По традиции я предлагаю встать в круг и передавать по-очереди звоночек друг другу, участник, к которому он попадет, пожелает своему соседу: «Я желаю вам, чтобы, когда ваш ребенок пошел в школу вы…

 Итог: При решении проблемы подготовки ребенка к обучению в школе, как и при решении всех других проблем, самое главное, чтобы ребенок чувствовал вашу любовь к нему, несмотря на все трудности, с которыми он столкнется. Только тогда вы сохраните как физическое, так и психическое здоровье ребенка.

Помните, Ваш ребёнок будет учиться в школе не так, как когда-то учились Вы. Никогда не ругайте маленького человека обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Только положительно оценивайте учёбу Вашего малыша, даже если Вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Проявляйте максимум внимания к своему малышу, переживайте за каждую его неудачу и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом! Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в своего ребёнка, и вместе у вас всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Предшкольная подготовка старших дошкольников

В данной статье рассказывается, как организовать образовательный процесс в ДОУ для подготовки старших дошкольников к обучению в школе и какие задачи в связи с этим предстоит решить педагогу....

Педагогический социально-значимый, здоровьесберегающий проект для детей 5-7 лет "Во саду ли, в огороде..."

Это здоровьесберегающий проект направленный на сохранение своего здоровья и желание употреблять в пищу продукты, которые содержат витамины!...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»

Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный к школе ребенок не вс...

Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию математических способностей дошкольников через конструирование из счетных палочек Кюизенера

Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, Московская область, 2022г.Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет ...