Главные вкладки

    Педагогический социально-значимый, здоровьесберегающий проект для детей 5-7 лет "Во саду ли, в огороде..."
    проект (старшая, подготовительная группа)

    Басаман Ольга Валерьевна

    Это здоровьесберегающий проект направленный на сохранение своего здоровья и желание употреблять в пищу продукты, которые содержат витамины!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vo_sadu_li_v_ogorode.docx40.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социально-значимый здоровьесберегающий

    педагогический проект для детей 5 – 7 лет

    «Во саду ли, в огороде» 

    Составитель: воспитатель МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе Басаман Ольга Валерьевна

    Реализация: 2018-2019 учебный год

    Тип проекта:социально-значимый, познавательный, здоровьесберегающий.

    Срок реализации: средне – срочный, июнь – август 2019 года

    Участники проектной деятельности: педагоги, дети, родители, инструктор по ФК, медицинский персонал здравоохранительного учреждения

    Интеграция образовательных областей: Познавательноеразвитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие .

    Актуальность проекта: Национальный проект «Образование», утвержденный 24 декабря 2018 года,   ставит своей целью воспитание гармонично развитой личности. Неотъемлемой частью этого является физическое развитие. Забота о здоровье ребёнка в дошкольном детстве занимает приоритетную позицию. В этот период закладываются необходимые для здорового образа жизни навыки, привычки и физические качества. Нам, взрослым, очень важно формировать и поддерживать интерес детей к различным видам спорта, активному отдыху, закаливанию и правильному питанию.

     Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей.Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.Самой актуальной проблемой современного общества является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".

    Проблемная ситуация: Детский организм интенсивно растет и развивается. Причиной плохого настроения, отсутствие аппетита, частых простудных заболеваний может быть недостаток витаминов и питание нездоровой пищей – поэтому необходимо расширять знания детей о здоровой пище.

    Цель проекта: Формирование  у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

    Задачи проекта:

    • познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека;
    • закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления;
    • развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать мир природы, получать трудовые знания и навыки;
    • формировать представление о здоровом образе жизни. Влияние питания на здоровье человека;
    • формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа; развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей;
    • развивать коммуникативные способности детей;
    • формировать интерес детей к художественным произведениям, в том числе к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки); подбор литературы из истории витаминов;
    • развивать творческие способности детей, художественно-эстетический вкус;
    • развивать психические процессы детей, умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;
    • воспитание бережного отношения к своему здоровью, природе.
    • обобщить социальный опыт ребенка об овощах, фруктах и ягодах, используя нетрадиционную форму работы «Готовим вместе с мамой (папой), бабушкой (дедушкой)».
    • раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей;
    • поддерживать детскую инициативу, самостоятельность и активность.

    Социально-значимый результат реализации проекта:

    - распространение памяток «Витаминные заблуждения» для жителей микрорайона Приморье (на детской площадке) ;

    - проведение инсценированного развлечения для детей средней группы «В гостях у доктора Витаминкина»;

    - активное участие родителей с детьми в муниципальных, краевых и общероссийских  мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни: всероссийская акция «#ЗАРЯДКА.RU». (20.07.2019г.), муниципальный массовый  молодежный марафон «Беги со мной» (10.08.2019г.).

    Предполагаемый результат:

    Для детей:1.Приобретение необходимых знаний и представлений об овощах и фруктах; понятие о витаминах, раскрыть их значение для человека.

    2. Овладение детьми  необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми.

    3.Стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая)и поддерживать стремления к здоровому образу жизни .

    Для педагогов:

    1.        Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

    2.        Систематизация  знаний детей о свойствах, пользе и использовании овощей и фруктов для человека.

    3.         Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

    Для родителей:

    1.        Участие в создании рисунков, поделок, нетрадиционной форме работы «Готовим вместе с мамой (папой), бабушкой (дедушкой)».

    2.         Установление эмоционального контакта с детьми.

    Сотрудничество с семьёй:изготовление рисунков, поделок.

     Фото детей и родителей совместного приготовления пищи «Любимое и полезное блюдо моей семьи».

    Этапы реализации проекта:

    I. Этап — Подготовительный (разработка проекта).

    1.определение проблемы, ее актуальность;

    2. Беседа с детьми для уточнения представлений детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни человека.

    3. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

    4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.

    5. Подбор дидактических игр.

    6. Подбор художественной литературы.

    7. Подготовка методического обеспечения.

    8. Консультации для родителей: «Витаминные заблуждения»

    9. Анкетирование родителей.

    10. Подбор слайдов, презентаций.

         11. Памятка «Овощи, фрукты и ягоды – источник здоровья».

         12. Целевые прогулки по экологической тропе на территории детского сада.

    II.Этап - Практический (реализация в образовательной деятельности)

    Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о витаминах, о правильном питании через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

    Познавательное развитие.

    НОД:

    •  «Здоровая пища»
    • «Витамины укрепляют организм»;
    • «Дает силы нам всегда витаминная еда».

    Беседы:

    • «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;
    • «Витаминная семейка».
    • «Что такое витамины?»
    • «Овощи, их значение в жизни человека»,
    • «Что посеешь, то и пожнешь»,
    • «Где растут фрукты, их польза для человека»,
    • «Без трудов нет и плодов»
    • «Почему надо охранять природу»,
    • «Все в природе взаимосвязано»,
    • «Что такое правильное питание»
    • «Что такое здоровый образ жизни»,
    • «Вспомним, как надо правильно кушать»
    • «Культура поведения во время еды»
    • «Гости в дом – радость в нем»
    • «Овощи, ягоды и фрукты нам здоровье сберегут!»
    • «Человек и его здоровье»
    • «Что можно приготовить из овощей»
    • «Как витамины вирус победили»
    • «Витамины которые мы выращиваем на огороде в детском саду»

    Речевое развитие.

    - Заучивание и чтение стихов об овощах, ягодах и фруктах;

    - Отгадывание и загадывание загадок детьми друг другу;

    - Чтение пословиц и поговорок о здоровье;

    - Чтение художественной литературы  об овощах, ягодах и фруктах.

    Ознакомление с произведениями художественной литературы:

    – «Гостеприимство», «Варенье»  О.Григорьев;
    – «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких» Г. Горн;
    – Энциклопедия для малышей  «Чудо – всюду» Т. Д. Нуждина
    – «Полезные продукты», стихи про витамины  Л. Зильберг
    –  Рассказ «Фрукты – Овощи» («Учимся правильно питаться» Ю.П.Климович)
    –  Рассказ «Очень вкусный пирог» Д. Хармс
    – «Про девочку Юлю, которая плохо кушала» С.Михалков;
    – «Королевство столовых приборов» Н.Литвинова;
    – Русские народные сказки: «Пых», «Гуси-лебеди», «Репка». «Вершки-корешки», «Мужик и медведь»;
    – Капустный лист» Е.  Бехлерова;
    – «Синьор Помидор» С. Я. Маршак;
    – «Огурцы», «Про репку», «Огородники» Н.Носов,   
    – «Хитрый огурчик»  Я. Пинясов;
    – «Загадки с грядки» Г. Сапгир ;
    – «Косточка», «Старик и яблони»  Л. Толстой ;
    – «Непобедимое пугало» П. Синявский ;
    – «Сказка о том, почему помидор стал красным»  Е. Фартутдинова;
    – «Кто как одет?» Э.Шим
    – «Мафин и его знаменитый кабачок» Э.Хогарт
    – «Мешок яблок», «Яблоко» В.Сутеев;
    – «Внучка  старой вишни» В.  Сухомлинский;
    – «По ягоды» Я.Тайц;
    – «Чипполино» Д.Родари.
    – «Дудочка и кувшинчик» В.Катаев

    – «Овощи» Ю. Тувим;

    –  «Редиска», «Горох», «Огурцы», «Помидор» Н. Егоров;

    –«Угощение для Медведя»В. Степанова

    –«Земляничка»Н.Павлова

    –«Маша обедает»С.Капутикян

    –«Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»Д.Мамин-Сибиряк

    –«Две фасольки, три боба» Е.Юдин

    –«Купите лук»И.Токмакова

    –«Бабушкин садик»С.Георгиев

    –«Стихи об овощах» Т. Браскина

    –«Война грибов с ягодами» В. Даль

    – «Про витамины и здоровье» И. Ревю

    –«Вишня» М. Исаковский

    –«Витаминная азбука» Н. Меркушова

    –«Редиска», «Горох», «Огурцы», «Помидор» Н. Егоров 

    –« Огород»Н. Нищева

    –Загадки « Что растет на грядке?» А. Барто

    –   Стихи про витамины  Е. Тихонова

    Игровая деятельность.

    Дидактические игры:

    «Назови ласково», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Четвертый лишний»,
    «Собери картинку», «Что где растет?»,  « Объясни, как собирают овощи»,
    «Доскажи словечко», «Один-Много», «Посчитай», «Расскажи-ка!», «Поварёнок», «Какой сок?», «Какое варенье?», «Из чего – какой?», «Узнай блюдо», «Что изменилось?», «Сложные слова», «Скажи наоборот», «Профессии в сельском хозяйстве», «Как растут слова?», «Красивые слова»,  
    «Определи действие», «Отгадай овощ (фрукт, ягоду) по описанию»,  
    «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Ягодка лесная, ягодка садовая»,
    «Веселый повар», «Клоун», «Коза в огороде», «Что сначала, что потом?»

    «Сварим суп из овощей», «Мы считаем», «Веселый повар», «Зеленый друг» (ботаническое лото), «Во саду ли, в огороде», «Овощи и фрукты» (домино), «Витаминная дача», «Определи по схеме», «Чья это половинка?», «Витамины нам нужны».«Полезные и вредные продукты»,«Садовник», «Кто больше назовет блюд», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»,«Съедобное - несъедобное», «Кукла заболела», «Наполни баночку витаминами»

    Сюжетно-ролевые игры:

    «Магазин «Овощи-Фрукты»,  Магазин «Дары леса»,  «Плодовоовощная база», «Консервный завод»,  «Кафе», «Больница», «Семья», «Аптека», «Хозяюшки»,

    «На даче»

    Пальчиковые игры:

    «Компот».

    «Овощи-фрукты»

    «Ягоды».

    «Апельсин»

    «Капустка»

    «Овощи»

    «Пальчики в саду»

    «Хозяйка однажды с базара пришла»

    «У Лариски – две редиски»

    Театрализованная деятельность.

    – Инсценировка стихотворения «Помидор» Я.Бжехова;
    – Инсценировка сказки «Сказка о том,  почему помидор стал красным»

    Е. Фартутдинова ;
    – Инсценировка «Спор овощей»
    – Инсценировка сказок и их эпизодов
    – Пальчиковый театр «Репка» и др.  эпизоды из сказок, стихов.

    Познавательно-исследовательская деятельность:

    Наблюдения и исследовательская деятельность:

    – Наблюдение «Наш огород». Наблюдение в огороде за помидором и огурцом;
    – Наблюдение «Наш фруктовый сад». Наблюдение во фруктовом саду;
    – Солнце — источник тепла и света;
    – Наблюдение за смородиной;
    – Наблюдение за водой;
    – Наблюдение за сезонными изменениями;
    – Огород на подоконнике «Волшебная луковка»
    Создание огорода на подоконнике в группе и дома «Волшебная Луковка» (наблюдения, исследовательская деятельность, эксперименты);
    – Сбор растений (овощи, фрукты, ягоды) для гербария;
    – Приготовление фруктового (овощного) салата;
    – Дегустация салата;
    – «Готовим вместе с мамой (бабушкой), папой (дедушкой)». Приготовить любое блюдо из овощей, фруктов и ягод;
    – Выставка «Чипполино и его друзья» – витаминная  экспозиция.

    - Опыт «Свойства ягодки».

    Продуктивная деятельность.

    Рисование:

    - «Фруктово-овощная  сказка»;

    - «Натюрморт. Овощи».

    - «Огород»,

    - «Мои любимые овощи и фрукты»

    - «Яблоки созрели»

    - «Долька арбуза»

     Лепка:

    -«Ваза с фруктами»;

    -«Кисть винограда»;

    -«Овощи для салата» (соленое тесто).

    - «Что созрело в саду и огороде?»

    - «Что вредно, что полезно»

    - «Ягодное лето»

    - «Урожай собирай»

    - «Ягодки»

    Аппликация:

    -«Витаминный коллаж» (коллективная работа);

    - «Объемные овощи и фрукты»

    - «Овощи на тарелке»

    -  «Ваза с фруктами»

    - «Здоровое питание – залог процветания» (коллективная работа)

    - «На лесной полянке выросла клубника»

    - «Удивительные ягоды»

    - «Яблоки и груша»

    - «Помидоры»

    Конструирование:

    - «Как грядки превратились в огород»

    - «Машины везут овощи и фрукты» (из коробок)

    - Ручной труд «Ягодка» (из бросового материала)

    - «Корзинка для фруктов»,

    - «Овощи» (из полосок бумаги)

    Физическое развитие.

    Физкультминутка: «Сбор ягод».

    Подвижные игры:

     «Мы по ягоды пойдем», « Ягоды и фрукты », « Огуречик», «Медведь в малиннике»,  «Собери все предметы», «Кто быстрее соберет овощи (фрукты, ягоды) в корзину», «Собери урожай», «Выбери овощ (фрукт) для салата», «Свари компот (суп)», «Назови овощ (фрукт, ягоду)», «Сторож и зайцы»,  «Съедобное – несъедобное», «Баба сеяла горох», «Яблонька», «Прятки», «Третий лишний», «Собери витамины», «Раз, два, три к дереву беги», «Собери овощи в корзину», «Эйловишка, выходи, витамины догони», «Ягодку назови, к ней быстрее прибеги»

    Игра- хоровод «Кабачок», «По малину в сад пойдём».

    Эстафеты: «Собери корзинку ягод»,

    «Чей арбуз быстрее» (с фитболом),

    «Пронеси ягодку на ракетке»,

    «Полоса препятствий в саду»

    «Кто скорее соберет»

    Культурно – досуговая деятельность.

    – Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме: «Овощи», «Фрукты», « Ягоды», «Витамины».
    – Досуг: «Волшебные овощи»; «Фрукты – кладезь витаминов»;
    – Викторина «Овощи и Фрукты»;
    – КВН «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» 
    – Детско-родительский спортивный досуг «Загадочная страна «Витаминия»

    Викторина «Витаминный калейдоскоп»

    Развлечение «Вот веселый огород, что здесь только не растёт», «В гостях у доктора Витаминкина»

    Консультации и Рекомендации для родителей:
    – «Витаминная азбука здоровья»
    – «Это интересно!»
    – «Как приучить ребенка к овощам и фруктам?»
    – «Здоровое питание детей»

    –«Витаминные заблуждения»

    Памятка «Овощи и фрукты – источник здоровья».

    – « В каких продуктах «живут»  витамины»

    III. Этап – Заключительный.

    Открытый просмотр ООД «Витамины – наши друзья» с приглашением педагогов ДОУ, родителей.

    Презентация проекта «Во саду ли, в огороде…».

    В результате работы над проектом

    Дети:

    • познакомились с понятием «витамины», их ролью в жизни человека;
    • узнали какие витамины содержатся в фруктах, овощах и ягодах, как они влияют на здоровье людей;
    • закрепили знания: фрукты растут на деревьях, овощи – на земле и в земле, ягоды на кустарниках и земле;
    • еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
    • всё, что приготовлено из овощей и фруктов, нужно кушать потому, что это полезно и необходимо;
    • обобщать по существенным признакам «фрукты», «овощи», «ягоды».

    Родители:

    • получили консультации, повышающие их знания о разнообразии рациона продуктов в детском меню дома;
    • сформулировано сознательное отношение к проблеме правильного питания;
    • участвовали в создании фотоколлажа «Любимое и полезное блюдо моей семьи».
    • приняли активное участие в нетрадиционной форме работы «Готовим вместе с мамой (папой), бабушкой (дедушкой)»

    Список использованной литературы:

    1.Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -4-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2007.

    2.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. -2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика_Синтез,2011. -160с.

    3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие, Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. -207с.

    4.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. Конспекты занятий. -М.: Мозаика-Синтез, 2007.

    5.        Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир

    6.        Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». 2004.

    7.        Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы».

    8.        Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».

    9.        Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // М.: ТЦ «Сфера». 2005.

    10.        Дьяченко В. Ю., Гузенко О.В. и др. // «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд», тематическое планирование занятий // Волгоград: Учитель. 2007.

    11.        Затулина Г.Я. «Занятия по развитию речи дошкольников»

    12.        Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду // ТЦ Сфера. 2005.

    13.        Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

    14.        Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»

    15.        Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».

    16.Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Составитель В.В. Гербова и др. –М.: Издательство Оникс, 2010. -352с        

    17.        Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться» // Волгоград: Учитель. 2007.

    18.        Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). Практические разработки физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.

    19.        Корзунова А. «Золотой ус, лук, лимон, чеснок».

    20.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.

    21.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа,: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2002.-160с.:ил.

    22.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателя детского сада- М.: Просвещение, 1985. -192с.,ил.

    23.Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для маленьких. -СПб.: «Детство-пресс»; 2005.-32с.+вкл.4с.

    24.Лиштван З.В. Конструирование. -М.: Просвещение.1981.

    25.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. –Ярославль: Академия развития: Академия К; Академия Холдинг, 2001. -224с.

    26.Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова NESTLE, Москва, 2002. -72с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект для детей старшего дошкольного возраста "Во саду ли, в огороде"

    Летне - осенний проект с детьми старшего дошкольного возраста. Вводит детей в мир растений, расширяет знания детей о пользе овощей, фруктов....

    Сценарий спортивного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Во саду ли, в огороде..."

    Сценарий составлен с использованием здоровьесберегающих технологий....

    Презентация-игра для детей среднего дошкольного возраста "Во саду ли, в огороде"

    Презентация-игра для детей среднего дошкольного возраста "Во саду ли, в огороде"...

    Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Во саду ли, в огороде…» ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска муниципального образования Ейский районЭкологический проект для детей старшего дошкольного...

    Социально-значимый проект «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации»

    Социально-значимый проект, направленный на возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения  «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации»...

    Педагогический социально-значимый проект "Мы-наследники Победы"

    Это проект для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

    Участие воспитателя в социально-значимом проекте "Мировая живопись детям"

    Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. В современной образовательной системе педагоги до...