Педагогический социально-значимый, здоровьесберегающий проект для детей 5-7 лет "Во саду ли, в огороде..."
проект (старшая, подготовительная группа)

Лебеденко Ольга Валерьевна

Это здоровьесберегающий проект направленный на сохранение своего здоровья и желание употреблять в пищу продукты, которые содержат витамины!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_sadu_li_v_ogorode.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-значимый здоровьесберегающий

педагогический проект для детей 5 – 7 лет

«Во саду ли, в огороде» 

Составитель: воспитатель МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе Басаман Ольга Валерьевна

Реализация: 2018-2019 учебный год

Тип проекта:социально-значимый, познавательный, здоровьесберегающий.

Срок реализации: средне – срочный, июнь – август 2019 года

Участники проектной деятельности: педагоги, дети, родители, инструктор по ФК, медицинский персонал здравоохранительного учреждения

Интеграция образовательных областей: Познавательноеразвитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие .

Актуальность проекта: Национальный проект «Образование», утвержденный 24 декабря 2018 года,   ставит своей целью воспитание гармонично развитой личности. Неотъемлемой частью этого является физическое развитие. Забота о здоровье ребёнка в дошкольном детстве занимает приоритетную позицию. В этот период закладываются необходимые для здорового образа жизни навыки, привычки и физические качества. Нам, взрослым, очень важно формировать и поддерживать интерес детей к различным видам спорта, активному отдыху, закаливанию и правильному питанию.

 Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей.Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.Самой актуальной проблемой современного общества является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".

Проблемная ситуация: Детский организм интенсивно растет и развивается. Причиной плохого настроения, отсутствие аппетита, частых простудных заболеваний может быть недостаток витаминов и питание нездоровой пищей – поэтому необходимо расширять знания детей о здоровой пище.

Цель проекта: Формирование  у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

Задачи проекта:

  • познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека;
  • закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления;
  • развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать мир природы, получать трудовые знания и навыки;
  • формировать представление о здоровом образе жизни. Влияние питания на здоровье человека;
  • формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа; развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей;
  • развивать коммуникативные способности детей;
  • формировать интерес детей к художественным произведениям, в том числе к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки); подбор литературы из истории витаминов;
  • развивать творческие способности детей, художественно-эстетический вкус;
  • развивать психические процессы детей, умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью, природе.
  • обобщить социальный опыт ребенка об овощах, фруктах и ягодах, используя нетрадиционную форму работы «Готовим вместе с мамой (папой), бабушкой (дедушкой)».
  • раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей;
  • поддерживать детскую инициативу, самостоятельность и активность.

Социально-значимый результат реализации проекта:

- распространение памяток «Витаминные заблуждения» для жителей микрорайона Приморье (на детской площадке) ;

- проведение инсценированного развлечения для детей средней группы «В гостях у доктора Витаминкина»;

- активное участие родителей с детьми в муниципальных, краевых и общероссийских  мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни: всероссийская акция «#ЗАРЯДКА.RU». (20.07.2019г.), муниципальный массовый  молодежный марафон «Беги со мной» (10.08.2019г.).

Предполагаемый результат:

Для детей:1.Приобретение необходимых знаний и представлений об овощах и фруктах; понятие о витаминах, раскрыть их значение для человека.

2. Овладение детьми  необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми.

3.Стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая)и поддерживать стремления к здоровому образу жизни .

Для педагогов:

1.        Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

2.        Систематизация  знаний детей о свойствах, пользе и использовании овощей и фруктов для человека.

3.         Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Для родителей:

1.        Участие в создании рисунков, поделок, нетрадиционной форме работы «Готовим вместе с мамой (папой), бабушкой (дедушкой)».

2.         Установление эмоционального контакта с детьми.

Сотрудничество с семьёй:изготовление рисунков, поделок.

 Фото детей и родителей совместного приготовления пищи «Любимое и полезное блюдо моей семьи».

Этапы реализации проекта:

I. Этап — Подготовительный (разработка проекта).

1.определение проблемы, ее актуальность;

2. Беседа с детьми для уточнения представлений детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни человека.

3. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.

5. Подбор дидактических игр.

6. Подбор художественной литературы.

7. Подготовка методического обеспечения.

8. Консультации для родителей: «Витаминные заблуждения»

9. Анкетирование родителей.

10. Подбор слайдов, презентаций.

     11. Памятка «Овощи, фрукты и ягоды – источник здоровья».

     12. Целевые прогулки по экологической тропе на территории детского сада.

II.Этап - Практический (реализация в образовательной деятельности)

Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о витаминах, о правильном питании через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

Познавательное развитие.

НОД:

  •  «Здоровая пища»
  • «Витамины укрепляют организм»;
  • «Дает силы нам всегда витаминная еда».

Беседы:

  • «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;
  • «Витаминная семейка».
  • «Что такое витамины?»
  • «Овощи, их значение в жизни человека»,
  • «Что посеешь, то и пожнешь»,
  • «Где растут фрукты, их польза для человека»,
  • «Без трудов нет и плодов»
  • «Почему надо охранять природу»,
  • «Все в природе взаимосвязано»,
  • «Что такое правильное питание»
  • «Что такое здоровый образ жизни»,
  • «Вспомним, как надо правильно кушать»
  • «Культура поведения во время еды»
  • «Гости в дом – радость в нем»
  • «Овощи, ягоды и фрукты нам здоровье сберегут!»
  • «Человек и его здоровье»
  • «Что можно приготовить из овощей»
  • «Как витамины вирус победили»
  • «Витамины которые мы выращиваем на огороде в детском саду»

Речевое развитие.

- Заучивание и чтение стихов об овощах, ягодах и фруктах;

- Отгадывание и загадывание загадок детьми друг другу;

- Чтение пословиц и поговорок о здоровье;

- Чтение художественной литературы  об овощах, ягодах и фруктах.

Ознакомление с произведениями художественной литературы:

– «Гостеприимство», «Варенье»  О.Григорьев;
– «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких» Г. Горн;
– Энциклопедия для малышей  «Чудо – всюду» Т. Д. Нуждина
– «Полезные продукты», стихи про витамины  Л. Зильберг
–  Рассказ «Фрукты – Овощи» («Учимся правильно питаться» Ю.П.Климович)
–  Рассказ «Очень вкусный пирог» Д. Хармс
– «Про девочку Юлю, которая плохо кушала» С.Михалков;
– «Королевство столовых приборов» Н.Литвинова;
– Русские народные сказки: «Пых», «Гуси-лебеди», «Репка». «Вершки-корешки», «Мужик и медведь»;
– Капустный лист» Е.  Бехлерова;
– «Синьор Помидор» С. Я. Маршак;
– «Огурцы», «Про репку», «Огородники» Н.Носов,   
– «Хитрый огурчик»  Я. Пинясов;
– «Загадки с грядки» Г. Сапгир ;
– «Косточка», «Старик и яблони»  Л. Толстой ;
– «Непобедимое пугало» П. Синявский ;
– «Сказка о том, почему помидор стал красным»  Е. Фартутдинова;
– «Кто как одет?» Э.Шим
– «Мафин и его знаменитый кабачок» Э.Хогарт
– «Мешок яблок», «Яблоко» В.Сутеев;
– «Внучка  старой вишни» В.  Сухомлинский;
– «По ягоды» Я.Тайц;
– «Чипполино» Д.Родари.
– «Дудочка и кувшинчик» В.Катаев

– «Овощи» Ю. Тувим;

–  «Редиска», «Горох», «Огурцы», «Помидор» Н. Егоров;

–«Угощение для Медведя»В. Степанова

–«Земляничка»Н.Павлова

–«Маша обедает»С.Капутикян

–«Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»Д.Мамин-Сибиряк

–«Две фасольки, три боба» Е.Юдин

–«Купите лук»И.Токмакова

–«Бабушкин садик»С.Георгиев

–«Стихи об овощах» Т. Браскина

–«Война грибов с ягодами» В. Даль

– «Про витамины и здоровье» И. Ревю

–«Вишня» М. Исаковский

–«Витаминная азбука» Н. Меркушова

–«Редиска», «Горох», «Огурцы», «Помидор» Н. Егоров 

–« Огород»Н. Нищева

–Загадки « Что растет на грядке?» А. Барто

–   Стихи про витамины  Е. Тихонова

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

«Назови ласково», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Четвертый лишний»,
«Собери картинку», «Что где растет?»,  « Объясни, как собирают овощи»,
«Доскажи словечко», «Один-Много», «Посчитай», «Расскажи-ка!», «Поварёнок», «Какой сок?», «Какое варенье?», «Из чего – какой?», «Узнай блюдо», «Что изменилось?», «Сложные слова», «Скажи наоборот», «Профессии в сельском хозяйстве», «Как растут слова?», «Красивые слова»,  
«Определи действие», «Отгадай овощ (фрукт, ягоду) по описанию»,  
«Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Ягодка лесная, ягодка садовая»,
«Веселый повар», «Клоун», «Коза в огороде», «Что сначала, что потом?»

«Сварим суп из овощей», «Мы считаем», «Веселый повар», «Зеленый друг» (ботаническое лото), «Во саду ли, в огороде», «Овощи и фрукты» (домино), «Витаминная дача», «Определи по схеме», «Чья это половинка?», «Витамины нам нужны».«Полезные и вредные продукты»,«Садовник», «Кто больше назовет блюд», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»,«Съедобное - несъедобное», «Кукла заболела», «Наполни баночку витаминами»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин «Овощи-Фрукты»,  Магазин «Дары леса»,  «Плодовоовощная база», «Консервный завод»,  «Кафе», «Больница», «Семья», «Аптека», «Хозяюшки»,

«На даче»

Пальчиковые игры:

«Компот».

«Овощи-фрукты»

«Ягоды».

«Апельсин»

«Капустка»

«Овощи»

«Пальчики в саду»

«Хозяйка однажды с базара пришла»

«У Лариски – две редиски»

Театрализованная деятельность.

– Инсценировка стихотворения «Помидор» Я.Бжехова;
– Инсценировка сказки «Сказка о том,  почему помидор стал красным»

Е. Фартутдинова ;
– Инсценировка «Спор овощей»
– Инсценировка сказок и их эпизодов
– Пальчиковый театр «Репка» и др.  эпизоды из сказок, стихов.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Наблюдения и исследовательская деятельность:

– Наблюдение «Наш огород». Наблюдение в огороде за помидором и огурцом;
– Наблюдение «Наш фруктовый сад». Наблюдение во фруктовом саду;
– Солнце — источник тепла и света;
– Наблюдение за смородиной;
– Наблюдение за водой;
– Наблюдение за сезонными изменениями;
– Огород на подоконнике «Волшебная луковка»
Создание огорода на подоконнике в группе и дома «Волшебная Луковка» (наблюдения, исследовательская деятельность, эксперименты);
– Сбор растений (овощи, фрукты, ягоды) для гербария;
– Приготовление фруктового (овощного) салата;
– Дегустация салата;
– «Готовим вместе с мамой (бабушкой), папой (дедушкой)». Приготовить любое блюдо из овощей, фруктов и ягод;
– Выставка «Чипполино и его друзья» – витаминная  экспозиция.

- Опыт «Свойства ягодки».

Продуктивная деятельность.

Рисование:

- «Фруктово-овощная  сказка»;

- «Натюрморт. Овощи».

- «Огород»,

- «Мои любимые овощи и фрукты»

- «Яблоки созрели»

- «Долька арбуза»

 Лепка:

-«Ваза с фруктами»;

-«Кисть винограда»;

-«Овощи для салата» (соленое тесто).

- «Что созрело в саду и огороде?»

- «Что вредно, что полезно»

- «Ягодное лето»

- «Урожай собирай»

- «Ягодки»

Аппликация:

-«Витаминный коллаж» (коллективная работа);

- «Объемные овощи и фрукты»

- «Овощи на тарелке»

-  «Ваза с фруктами»

- «Здоровое питание – залог процветания» (коллективная работа)

- «На лесной полянке выросла клубника»

- «Удивительные ягоды»

- «Яблоки и груша»

- «Помидоры»

Конструирование:

- «Как грядки превратились в огород»

- «Машины везут овощи и фрукты» (из коробок)

- Ручной труд «Ягодка» (из бросового материала)

- «Корзинка для фруктов»,

- «Овощи» (из полосок бумаги)

Физическое развитие.

Физкультминутка: «Сбор ягод».

Подвижные игры:

 «Мы по ягоды пойдем», « Ягоды и фрукты », « Огуречик», «Медведь в малиннике»,  «Собери все предметы», «Кто быстрее соберет овощи (фрукты, ягоды) в корзину», «Собери урожай», «Выбери овощ (фрукт) для салата», «Свари компот (суп)», «Назови овощ (фрукт, ягоду)», «Сторож и зайцы»,  «Съедобное – несъедобное», «Баба сеяла горох», «Яблонька», «Прятки», «Третий лишний», «Собери витамины», «Раз, два, три к дереву беги», «Собери овощи в корзину», «Эйловишка, выходи, витамины догони», «Ягодку назови, к ней быстрее прибеги»

Игра- хоровод «Кабачок», «По малину в сад пойдём».

Эстафеты: «Собери корзинку ягод»,

«Чей арбуз быстрее» (с фитболом),

«Пронеси ягодку на ракетке»,

«Полоса препятствий в саду»

«Кто скорее соберет»

Культурно – досуговая деятельность.

– Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме: «Овощи», «Фрукты», « Ягоды», «Витамины».
– Досуг: «Волшебные овощи»; «Фрукты – кладезь витаминов»;
– Викторина «Овощи и Фрукты»;
– КВН «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» 
– Детско-родительский спортивный досуг «Загадочная страна «Витаминия»

Викторина «Витаминный калейдоскоп»

Развлечение «Вот веселый огород, что здесь только не растёт», «В гостях у доктора Витаминкина»

Консультации и Рекомендации для родителей:
– «Витаминная азбука здоровья»
– «Это интересно!»
– «Как приучить ребенка к овощам и фруктам?»
– «Здоровое питание детей»

–«Витаминные заблуждения»

Памятка «Овощи и фрукты – источник здоровья».

– « В каких продуктах «живут»  витамины»

III. Этап – Заключительный.

Открытый просмотр ООД «Витамины – наши друзья» с приглашением педагогов ДОУ, родителей.

Презентация проекта «Во саду ли, в огороде…».

В результате работы над проектом

Дети:

  • познакомились с понятием «витамины», их ролью в жизни человека;
  • узнали какие витамины содержатся в фруктах, овощах и ягодах, как они влияют на здоровье людей;
  • закрепили знания: фрукты растут на деревьях, овощи – на земле и в земле, ягоды на кустарниках и земле;
  • еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
  • всё, что приготовлено из овощей и фруктов, нужно кушать потому, что это полезно и необходимо;
  • обобщать по существенным признакам «фрукты», «овощи», «ягоды».

Родители:

  • получили консультации, повышающие их знания о разнообразии рациона продуктов в детском меню дома;
  • сформулировано сознательное отношение к проблеме правильного питания;
  • участвовали в создании фотоколлажа «Любимое и полезное блюдо моей семьи».
  • приняли активное участие в нетрадиционной форме работы «Готовим вместе с мамой (папой), бабушкой (дедушкой)»

Список использованной литературы:

1.Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -4-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2007.

2.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. -2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика_Синтез,2011. -160с.

3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие, Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. -207с.

4.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. Конспекты занятий. -М.: Мозаика-Синтез, 2007.

5.        Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир

6.        Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». 2004.

7.        Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы».

8.        Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».

9.        Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // М.: ТЦ «Сфера». 2005.

10.        Дьяченко В. Ю., Гузенко О.В. и др. // «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд», тематическое планирование занятий // Волгоград: Учитель. 2007.

11.        Затулина Г.Я. «Занятия по развитию речи дошкольников»

12.        Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду // ТЦ Сфера. 2005.

13.        Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

14.        Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»

15.        Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».

16.Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Составитель В.В. Гербова и др. –М.: Издательство Оникс, 2010. -352с        

17.        Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться» // Волгоград: Учитель. 2007.

18.        Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). Практические разработки физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.

19.        Корзунова А. «Золотой ус, лук, лимон, чеснок».

20.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.

21.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа,: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2002.-160с.:ил.

22.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателя детского сада- М.: Просвещение, 1985. -192с.,ил.

23.Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для маленьких. -СПб.: «Детство-пресс»; 2005.-32с.+вкл.4с.

24.Лиштван З.В. Конструирование. -М.: Просвещение.1981.

25.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. –Ярославль: Академия развития: Академия К; Академия Холдинг, 2001. -224с.

26.Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова NESTLE, Москва, 2002. -72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации»

Социально-значимый проект, направленный на возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения  «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации»...

Педагогический социально-значимый проект "Мы-наследники Победы"

Это проект для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Паспорт педагогического социального значимого проекта по ППД "Дорожная азбука"

Паспорт педагогического социального значимого проекта по ППД "Дорожная азбука" МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОБИРЮСИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "СОЛНЫ...