Предшкольная подготовка старших дошкольников
статья (подготовительная группа)

Мазур Ольга Юрьевна

В данной статье рассказывается, как организовать образовательный процесс в ДОУ для подготовки старших дошкольников к обучению в школе и какие задачи в связи с этим предстоит решить педагогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predshkolnaya_podgotovka_starshih_doshkolnikov.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предшкольная подготовка старших дошкольников

     В дошкольной организации педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от воспитанников требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует умственное и физическое развитие, но и способствует более успешному решению любых образовательных задач, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

     Подготовка воспитанников к обучению в первом классе в дошкольной организации начинается с раннего возраста и проводится в щадящем режиме.

     Образовательные задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной. Такая организация даёт возможность осуществлять полноценное развитие и воспитание, а также подготовить детей к школе.

     Через все виды педагогической деятельности просматривается важнейшая задача дошкольного образования – усиление факторов, развивающих готовность дошкольников к органичному переходу в новые условия жизнедеятельности. Выделяются семь видов готовности: физическая, мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, общечеловеческая и социальная. Эти виды готовности выступают ориентирами в организации дошкольной подготовки в дошкольной организации.

     Физическое здоровье ребенка – важнейший показатель его готовности к освоению школьной программы. Физкультурные занятия ведутся в игровой форме – традиционные и нетрадиционные. Проводятся дни здоровья, досуги, спортивные праздники. Большое внимание уделяется проведению физкультминуток, пальчиковых игр на занятиях, подвижным играм на прогулках.

     Центральной задачей подготовки детей к школе, наряду с сохранением и укреплением здоровья, является обеспечение их своевременного и полноценного психического развития. Основные направления работы: психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

     Ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Он должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять контроль.

     Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению в школе предполагает владение грамматическим строем речи и её логическое оформление, способность к конструированию. В ДОУ соблюдается последовательность работы по формированию словаря, звуковой культуры речи, грамматическому строю речи, обучению грамоте, чтению и художественной литературе.

     Педагоги дошкольной организации успешно используют современную игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, методику Дьенеша, Кьюизинера.

     Обучение по данной технологии и современным методикам осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, совершенствуется воображение, формируется внутренний характер мотивации. Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» в педагогическом процессе позволило перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно. Благодаря использованию игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» у детей сформированы базисные математические представления и конструктивные умения. С помощью игр с математическим содержанием, таких как «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Математические корзинки», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Логоформочки» и др., у детей развиты познавательный интерес, наблюдательность, исследовательский подход, воображение, креативность мышления.

     Большое внимание педагоги уделяют эмоциональному состоянию детей, воспитывают качества, позволяющие ребёнку преодолевать эмоциональную неуверенность, формируют умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними. Эмоциональная готовность тесно связана с социальной готовностью к школе. Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность воспитанников; взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     В старшем возрасте продолжается работа по расширению области социально-нравственных ориентаций и чувств детей. Педагоги постепенно развивают в детях чувство самоуважения, собственного достоинства. Они направляют сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков, движимых благородными мотивами гуманности и справедливости.

     Дети проявляют активный познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремятся узнать новое, нацелены на самостоятельность. Они владеют разными формами и способами культурного поведения, охотно вступают в общение.

     Велика роль участия семьи в предшкольной подготовке детей. Дошкольная организация взаимодействует с семьями, используя разнообразные формы.

     Таким образом, работа дошкольной организации по предшкольной подготовке детей соответствует запросам общества и  обеспечивает сохранение самоценности периода детства, строится на игровых, сюжетных и интегрированных формах образовательной деятельности.

Литература

  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предшкольного образования старших дошкольников "Хочу учиться"

Цель: создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»

Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных гра...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный к школе ребенок не вс...