Развитие и своевременная коррекция развития зрительного восприятия и пространственного мышления у дошкольников"
занимательные факты (старшая группа) на тему

Что такое зрительное восприятия? Как оно влияет на дальнейшее обучение ребенка в школе. Как правильно и последовательно развивать зрительное восприятие и пространственное мышление у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_obl.seminara.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №56 «Ромашка» 141407 г.Химки Московская область Молодежная 28, тел. 571 1

Тема: «Развитие и своевременная

коррекция  развития зрительного восприятия и

пространственного мышления у детей

дошкольного возраста».

Из опыта работы педагога – психолога

 

Володиной Татьяны Владимировны

                                                                Г. Химки 2009г.

Приоритетным направлением в моей работе является развитие и своевременная коррекция зрительного восприятия и пространственного мышления у детей дошкольного возраста.

Восприятие  и пространственное мышление - это те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строиться работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, и воображения.

Поэтому, усилия педагогов в школе  по развитию логического мышления, хорошей памяти, способности творческого решения  разноплановых задач зачастую оказывается малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются лечить следствие, а не первоначальную причину слабой неуспеваемости.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА - одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение -  один из ведущий каналов получения информации о внешнем мире.

Данная психическая функция обеспечивается работой теменно-затылочных зон головного мозга. Поражение этих зон у детей, вызванное различными причинами (особенностями внутриутробного развития , родовыми или послеродовыми черепно-мозговыми травмами, хроническими заболеваниями ребенка), приводит не только к нарушению наглядного отражения мира, но и разрушает основу формирования тех психических процессов, которые строятся на базе наглядно-действенного отражения действительности.

От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи,понимание логико-грамматических конструкций, отражающих реальные отношения между предметами.

Поэтому развитие или компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.

Природа сама позаботилась о том, чтобы малыш был готов начать развитие своих способностей с самого раннего возраста. Мозг ребенка, составляет при рождении всего 25% ( по массе ) мозга взрослого, особенно быстро растет и «дозревает» именно в первые годы жизни (к 9 месяцам он удваивается, к 2,5 утраивается, и к 7 годам составляет 90%). Оказывается  природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый  здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери , когда с учебой у детей плохо.                        

Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга. Но только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры когда начинают функционировать те или иные способности, по « линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем легче происходит образование связей, а с возрастом новым связям образовываться все труднее и труднее. Это явление называется   НЕОБРАТИМОЕ  УГАСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ  ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ.

Практика показывает, что именно те дети, которые уже ДО школы, обладали высоким уровнем развития зрительно моторного восприятия и пространственного мышления, впоследствии не испытывают трудностей в учебе. Достаточно дать детям, только что поступающим в школу, несколько психологических тестов, что бы сказать : вот они будут  хорошо и легко учиться, эти – средне, а эти – с трудом; одни имеют  уже «задатки» исследователей, а другие – нет; у одних уже заметен творческий потенциал, а у других его не обнаружить  никакими способами.

Лишая ребенка, в силу незнания, своевременного и полноценного развития  в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его  на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат.

Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумные заботы папы и мамы приносят самые богатые плоды. Ведь именно в раннем детстве малыш больше всего зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие второстепенными. Чему родители отдадут предпочтение  в обучении: чтению, письму, математике, иностранным языкам т.е. развитию исполнительских способностей или развитию зритель- моторного, слухового и тактильного восприятия и пространственного мышления . А когда эти способности будут развиты, тогда ребенок будет готов развить у себя сам творческие способности  в процессе самосовершенствования, саморазвития. Только так формируются и вырастают таланты и тем более гении.

И перед наши государством, школой, воспитателями и родителями  вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех , кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только сознательным членом общества , не только здоровым и крепким человеком, но и -обязательно!- инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.

Есть великая формула « дедушки» космонавтики К. Э. Циалковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные.» Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобразительного и исследовательского таланта. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. И если ребенок научился думать до школы именно думать и размышлять, чтение и письмо к нему приходит само собой, как правило у таких детей нет проблем  в освоении математике,  в дальнейшем он хорошо понимает алгебру видит и чувствует геометрию и черчение, легко  постигает  азы информатики,  хорошо справляется с физикой, а как сказал один ученый «физика- это ЖИЗНЬ».В наше время сделан большой акцент на то, что бы научить детей до школы писать, читать и считать, работает система подготовке детей к школе,  на этих курсах учитель тренирует ребенка под свою программу, под свои требования, тем самым облегчая себе работу в начальной школе. Дети посещающие подготовку к школе показывают низкие  результаты по  оценке  мотивационной готовности к школе, они еще до школы устают от тетрадей, от учебников, от учителя, от уроков и  в целом от школы. Ведь раньше ребенок  первый раз  получал ранец на выпускном вечере в детском саду, вход в школу для него был открыт только первого сентября. Для него все было новое и интересное. Дети ждали когда наступит момент и они пойдут в школу и для них прозвенит первый звонок и начнется первый урок. Я не против подготовки к школе, но я считаю что дети должны готовиться к школе иным способом, а  именно  на подготовке они должны играть и  развивать пространственное мышление и зрительное восприятие    через  развивающие игры.  

ёВ своей работе я использую развивающие игры   Б.П.Никитина « Сложи узор» и «Кубики для всех»,  а   так   же   самую   древнюю головоломку Танграм, листик, колумбово яйцо и др. Они  все   исходят  из   общей  идеи   и   обладают  характерными особенностями:

1.Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок

решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или

пластика, деталей из конструктора.

2. Задачи     даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа , письменной или устной инструкции и таким образом    знакомят его с разными способами  передачи информации.

3.Задачи   расположены       примерно       в   порядке   возрастания сложности,  т.е  в  них использован принцип народных игр:  от простого к сложному.

4.3адачи имеют очень широкий диапазон трудности: от доступных

иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому.

Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируется только исполнительские черты в ребенке.

Основные        принципы       работы        коррекционно-развивающих занятий:

1 .Индивидуализация методов обучения.

-малый состав группы 6-8 человек

-формирование группы по уровню развития восприятия

2.Индивидуализация темпов обучения.

3.Соблюдение принципов последовательности и этапности в освоении материала.

4.Максимальное использование игровых методов обучения.

5.Постоянный контроль формирования навыков и повторение пройденного материала.

Танграм-старинная китайская игра–головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Сущность её заключается в складывании из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом различных фигурок, а также придумывании новых, успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей.

Дети должны знать не только название геометрических фигур. Но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительными и осязательно двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

В работе с танграмом я использую  несколько этапов освоения детьми этой головоломки.

Первый этап - ознакомительный

Цель: упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составление из    них    новых    геометрических    фигур    (   квадратов,    треугольников, четырехугольников)

Второй  этап-     конструирование фигур силуэтов путем наложения на образец.

Третий этап - составление фигур силуэтов по разлинованным образцам.

Для   успешного   освоения   этого   этапа   необходимо   умение   зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Необходимо умение мысленно  представлять     изменения     в расположении  фигур,   которые происходят в результате их трансфигурации.

Четвертый этап - перенос фигуры - силуэтов на не разлинованный образец.

От детей требуется уже хорошо развитое зрительно - пространственное

восприятие и конструктивно-логическое мышление.

Пятый этап - восстановление фигур по образам   контурного характера-

это последний этап  освоения танграма. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членение формы той или иной плоскостной фигуры на составные части.

На этом этапе обучения одна из главных задач состоит в развитии у детей

умение   анализировать   форму   плоскостной   фигуры   по   контурному   ее изображению, т.е комбинаторных способностей.

Кубики Никитина «Сложи узор».

Развивает у детей:

-пространственное воображение  

-сообразительность и логическое мышление

-цветоощущение

-умение анализировать, синтезировать, комбинировать

-навыки счета и графические способности

-навыки классификации.

Воспитывает у детей:

-аккуратность                              - точность                                                -усидчивость

-целеустремленность.                  - внимание.

1. этап-подготовительный (работа по образцу)

Детям раздаются карточки в натуральную величину кубика. Они должны методом наложения собрать задание.

2 этап-работа в коробке, что бы ребенок чувствовал границы.

3 этап-конструирование без коробки в горизонтальной и вертикальной плоскости.

4этап-силуэтное        конструирование по нерасчлененному образцу.
5 этап- симметричное конструирование

6этап-конструирование группой из 6-8 наборов

7этап-увилечение масштаба

8этап-конструирование по замыслу.

                                    «Кубики для всех» Б.П. Никитина.

Игра в "Кубики для всех" учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
    Фигурки игры "Кубики для всех" обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели.

     Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Кстати, по заверениям многих родителей, эта игра слишком сложна для них. Однако ребенок увлекается придумыванием новых моделей, а потом и составлением заданий для взрослых.

Таким образом, на основании всего выше перечисленного можно сделать вывод о том, что развитие зрительно-пространственного восприятия и логического мышления - процесс долгий и многотрудный как для ребенка, так и для его родителей. Но ведь большие трудности могут дать и большие радости радость преодоления, радость открытия, радость творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие свойств зрительного восприятия в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями зрения

Уважаемые коллеги эт статья будет полезной не только логопедам и конеч же тифлопедагогам....

Консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений"

Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире.Освоение детьми пространства и пространственных отнош...

Педагогический всеобуч "Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений"

К 4 годам ребёнок должен воспринимать и различать пять и более форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семь и более цветов. Рекомендуем использовать такие игры, как «По...

Приёмы и методы профилактики и коррекции нарушений зрительного восприятия у дошкольников

Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте является профилактикой трудностей в обучении младших школьников, в том числе дисграфии....

«Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений».

Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире. Зрительное восприятие лежит в основе зрите...

Развитие у дошкольников с ОВЗ зрительно-моторной координации, пространственного мышления с помощью игры "Пентамино"

ldquo;Пентамино” - одна из самых популярных мировых головоломок. Эту игру хорошо использовать на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ, а также она поможет объединить в интересной совместн...

Педагогический всеобуч «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений»

Ребенок  к 4 годам воспринимает и различает пять и более форм предметов, может дифференцировать их по величине, знать и называть семь и более цветов....