Мастер-класс для педагогов округа "Обучение детей работе с бумагой. Искусство оригами"
методическая разработка на тему

Шкорбатова Светлана Михайловна

 

Вступительное слово.

Добрый день уважаемые коллеги!  Я Шкорбатова Светлана Михайловна, работаю воспитателем в этом детском саду более 25 лет. В течении 15 лет я была педагогом дополнительного образования по Оригами. Получила первую квалификационную  категорию и как воспитатель и как педагог дополнительного образования.

За время моей работы у меня накопилось достаточно опыта, которым я бы хотела поделиться с  вами . Вы все наверняка знаете что искусство Оригами пришло к нам из Японии «ОРИ» -  сложенный, «ГАМИ» - бог. Это очень древнее искусство, это поделки и игрушки из бумаги – квадрата, треугольника, прямоугольника. Причем изначально, Оригами ограничивалось только складыванием бумаги, уже позже стали использовать вспомогательные материалы (клей, картон, и д.р.). Это очень увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. Вы все знаете, что Оригами развивает: творчество, фантазию, логическое мышление, интеллект, не говоря уже о мелкой моторики рук.

Еще Л. Н. Толстой говорил : «Нынешней зимой, меня научили делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые когда их дергаешь за хвост, махают крыльями, произведение такого петушка, есть настоящее искусство».

Работая воспитателем и ПДО,  я видела, какой интерес, это искусство вызывает у детей. На многих занятиях в детском саду (математика, конструирование, развитие речи, аппликация) я использую это искусство, включая элементы оригами, и с удовольствием наблюдаю, что занятия проходят более интересно и для детей, и для меня.

Детей можно обучать Оригами уже с младшего возраста.  Для этого используются самые простые элементы. На примере складывания елочки, чуть позже,  я покажу вам как это можно сделать. Почему именно ёлочки? Просто сама ёлочка вызывает у всех взрослых и детей ассоциацию праздника, а праздник для всех нас, особенно новый год, имеет большое значение.

Постепенно процесс  складывания усложняется, добавляются всевозможные элементы, такие как отгибание уголков в разные стороны. Также вводятся новые базовые формы, более сложные по своему складыванию.

А теперь перейдём к самому интересному. Я вам покажу, и вы сами попробуете, как  же лучше начинать и усложнять процесс складывания,  исходя из возрастных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_2.docx726.87 КБ

Предварительный просмотр:

О пользе оригами

          Действия по построению и  использованию наглядных моделей в максимальной степени способствуют развитию умственных способностей у детей. Наглядные модели создаются детьми в разных видах деятельности: рисунки, аппликации, оригами. Однако, строя такие присущие детским видам деятельности наглядные модели, дошкольники обычно не выделяют их соотношения с изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей. Положение существенно меняется, если наглядные модели становятся средством обучения, т.е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний.      В работе с детьми прекрасным средством обучения является искусство «Оригами». Педагогами многих стран давно замечено, что оригами развивает уверенность в своих силах и способностях, помогает развивать память, творческие способности. Психологами из Ростова на Дону супругами Шумаковыми были проведены специальные исследования роли оригами в развитии познавательных и психомоторных особенностей у детей.

Уровень интеллекта определялся до и после циклов занятий с помощью методики Равена. Скорость, гибкость и оригинальность мышления, асимметрия дедуктивно-индуктивных процессов мышления определялись по результатам интерпретации картинок, разработанных Гилфордом. Пространственное воображение оценивалось по тесту Варрон, основанному на принципе дополнения рисунка. В результате этой работы были сделаны статистически достоверные выводы о том, что оригами:

- повышает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки;

- повышает активность правого и левого полушарий мозга;

- повышает интеллектуальные способности;

- активизирует творческое мышление,

- увеличивает его скорость и гибкость;

- развивает пространственное воображение;

- повышает и стабилизирует на высоком уровне психо-эмоциональное состояние.

        Форма проведения занятий может быть различной, по усмотрению воспитателей, занятия могут проводиться по подгруппам, а при трудностях, возникающих у того или иного ребенка и индивидуально. На многих видах занятий может быть организована совместная деятельность.

Таблица взаимосвязи базовых форм

        В основе любой поделки лежит определённая заготовка – базовая форма. Здесь показана стройная и понятная система перехода от одной базовой формы к другой. Все базовые формы складываются из квадрата (он в центре рисунка). Умение их складывать позволит ребёнку быстро сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования

От простого к сложному.

        Обучение искусству «Оригами» можно начинать с детьми двухлетнего возраста, используя самые простые способы складывания. На примере складывания «Елочки» я хочу Вам показать, как постепенно усложнять процесс складывания  поделки, переходя от простого к сложному, соответственно возрасту ребенка, чем старше ребенок по возрасту, тем сложнее складывание.

                                                                                                                                                                                              сканирование0001

Дети  2 – 3 года.

Сначала нужно ребенка двухлетнего возраста научить складывать квадрат по диагонали. Это будет базовая форма треугольник. Из готовых модулей выкладываем «Елочку» на листе картона или приклеиваем модули на конус, сделанный из картона заранее приготовленный. Когда ребенок будет ровно складывать квадрат по диагонали, учим ребенка отгибать угол  представляя веточку нашей елочки.

сканирование0003сканирование0004

Дети  3 – 4 лет.

Немного усложняем складывание квадрата. Сначала складываем по диагонали, затем полученный треугольник складываем пополам, соединяя углы. Квадрат складываем пополам сторона со стороной, затем складываем еще раз пополам. После того, как ребенок научился складывать ровно данные фигуры, усложняем складывание, учим ребенка отгибать уголки в разных направлениях –оттягивая его вниз, и отгибая в сторону. Готовые модули так же выкладываем на картоне или приклеиваем на кону

сканирование0007

Дети  4 -5 лет.сканирование0005

Для детей этого возраста не составляет труда освоить базовые формы «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Воздушный змей». Все базовые формы даны в приложении или  описаны в любой книге по «Оригами». Из готовых модулей выкладываем елочку на картоне или               приклеиваем на конус.сканирование0008

сканирование0010

Дети 5 – 6 лет.

Для детей этого возраста  добавляем «Елочку» из гофрировки. Квадрат  гофрируем по диагонали, затем выкладываем на картоне или приклеиваем на конус.

сканирование0011

                                                                         

Дети 6 – 7 лет

Детям этого возраста  кроме всех видов складывания «Елочки»  можно добавить очень сложное складывание гофрировки по диагонали и вертикали. После того, как квадрат прогофрирован таким образом, его нужно сложить сначала правую сторону, затем левую, делая это одновременно, как бы сжимая квадрат. Из своего опыта работа могу сказать, что дети, с которыми занимались «Оригами» три года прекрасно с этим справляются. Все модули выкладываются на картоне или приклеиваются на конус.

      После того, как «Елочка» разного вида складывания готова, дети в соответствии с возрастом могут ее украсить поделками из «Оригами», которые ребенок уже умеет складывать или украсить любыми материалами изобразительной деятельности (фломастеры, маркеры, карандаши, краски и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Совместная работа с семьей по обучению детей работе с бумагой"

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из ...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс для родителей на тему: «Нетрадиционные техники работы с бумагой» Аппликация из бумажного теста.

Мастер-класс для родителей на тему:«Нетрадиционные  техники работы с бумагой»Аппликация из бумажного теста.Цель: Развитие творческих способностей в совместной деятельности  родителей и детей...

Мастер-класс "Использование Монтессори - материалов при обучении детей дошкольного возраста математике"

Программное содержание: введение понятий «большой-маленький», «больше чем – меньше чем», «легкий- тяжелый, легче тяжелее», «толстый-тонкий», &laqu...

Мастер- класс "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста" (текст)

Мастер- класс поможет моим коллегам использовать лэпбук в своей работе....

Выступление из опыта работа с элементами мастер-класса: «Игра как ведущий метод обучения детей ПДД в детском саду»

Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок становится участником дорожного движения с самого юного возраста, ког...

Мастер-класс для воспиаттелей на тему «Использование технологии конструирования из бумаги методом оригами»

Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование технологии конструирования из бумаги методом оригами»Никифорова Марина ИгоревнаМастер-класс на конкурс «Воспитатель года» н...