Организация прогулки в дошкольном учреждении
статья на тему

Мельник Елена Игоревна

Краткие методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_avtosohranennyy.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

Сообщение  

«Организация  прогулки  в  дошкольном  учреждении».

Воспитатель: Мельник Е. И.

2011г.

Организация  прогулки  в  дошкольном  учреждении.

Прогулка – обязательный  элемент  режима  дня. Основная  задача  педагогической  работы  воспитателя  на  прогулке  состоит  в  обеспечении  активной  содержательной, разнообразной и интересной  для  детей  деятельности.

Прогулка  должна  дать  ребёнку  разрядку, снять  напряжение  после  статических, сосредоточенных  занятий и создать у  него  жизнерадостное  настроение, что  обеспечивает  соответствующий  эмоциональный  тонус  для  успешного  физического  и  психического  развития  ребёнка  в  иных  условиях  и  видах  деятельности. Проводится она  два  раза  в день «в  первую  и  вторую  половину  дня», а  летом  вся  жизнь  детей  переносится  на  открытый  воздух «за  исключением  сна  и  приёма  пищи». Пребывание  детей  на  свежем  воздухе  способствует  укреплению  здоровья, закаливанию  организма, развитию  двигательной  и  познавательной  деятельностей. Время  проведения  прогулки  определено  в  программе   «по  которой  работают  учреждения» и его  объём  зависит  от  возраста  детей. Прогулка  обязательно  должна  проводиться  в  любую  погоду, за  исключением:  сильного  ветра, дождя, снегопада, мороза  превышающего  нормативные  показатели «младшая – средняя  группы - ниже -15 градусов : старшая – подготовительная  группы – ниже 20 градусов».

Содержание  прогулки  должно  соответствовать  физиолого – гигиеническим, педагогическим  требованиям  во  всех  возрастных  группах. При  организации  прогулки  большую  роль  играет  наличие  и  состояние  участков  каждой  группы их  планировка  и  благоустроенность.

Участки  ясельных  и  дошкольных  групп  должны  быть  изолированы  друг  от  друга  зелёными  насаждениями «кустарником» .Участок  ясельной группы  должен  быть  расположен  вблизи от  выхода из  помещений. Для  обеспечения  различных  видов  деятельности  рекомендуется  разделить  групповые  площадки  по  видам  игрового  и  физкультурного  оборудования. На  каждой  площадке  должен  быть  предусмотрен  навес  для  защиты  детей  от  солнца  и  осадков. Участок  должен  быть  хорошо  освещён  и  содержаться  в  образцовом  порядке. Уборка  территории  должна  производиться  ежедневно  до  прихода  детей. Ежедневно  санитарное  состояние  участков  должно  находиться  под  контролем  ДОУ и медицинского  персонала (рабочий  день  начинается  с  осмотра  всех  участков  для  обеспечения  охраны  жизни  и  здоровья  детей). Распределение  обязанностей  персонала, работающего  в  группах  раннего  возраста  можно  найти  в  книге  Л.Н.Павловой «Организация  жизни  и  культура  воспитания  детей  в  группах  раннего  возраста». Айрис – Пресс, М..2006. стр.1.

В  любое  время  года  при  проведении  прогулки  каждый  воспитатель  обязан  наблюдать  за  самочувствием  и  тепловым  состоянием  детей. В холодное  время  года  не  допускать  переохлаждения, а в тёплое – перегревания. В летний  период  педагог  обязан  соблюдать  питьевой  режим  на  прогулке. Комфортное  состояние  детей  на  

прогулку  на  каждый  день  работы.  В  структуру  плана  прогулки  следует  включить  разные  виды  деятельности.

Самостоятельная – на  прогулке  дети  находятся  в  тесном  контакте  с  природой, они  приспосабливаются  к  условиям  сезона  и  погоды, что  существенно  влияет  на  содержание  игр  детей . Зимой  преобладают  физкультурные  упражнения (катание  на  ледяной  дорожке, на  санках, на  горке); конструктивные  игры.

Катание  по  ледяной  дорожке, на  санках, на  горке  дети  3-4  лет  выполняют  с  помощью  воспитателя, 5-6  летние  справляются  самостоятельно  или  с  небольшой  помощью  педагога.

Для  конструктивных  игр  дети  активно  используют  снег, цветные  льдинки,  заранее  заготовленные  с  воспитателем. Летом  дети  с  удовольствием   играют  разнообразным  природным   материалом : камешки, жёлуди, листья, песок, вода. Участвуя  в  играх  самостоятельно, дети  организуются  в  небольшие  группы, свободно  бегают, прыгают, догоняют  друг  друга, упражняются  в  метании, играют  с  мячом,  со  скакалкой. Такие  игры  ценны  тем  что  каждый  ребёнок  может  проявить  инициативу  и  выполнить  задуманное. Роль  воспитателя  заключается  в  организации  условий  для  самостоятельной  деятельности «необходимое  оборудование  участка, выносной  материал: атрибуты, игрушки, модульный  материал и  пр».

Чтобы  обеспечить   необходимые  условия  для  детей  педагогу  надо  знать  интересы  каждого  малыша.

Познавательная – известно,  что  ознакомление  с  предметами  или  явлениями  даёт  наиболее  оптимальный  результат, если  оно  носит  действенный  характер. Необходимо  предоставить  детям  возможность  действовать  с  объектами  в  окружающем  его  мире. Предметами  исследования  старших  дошкольников  могут  быть: вода( «цветная  капелька», «фонтанчики», «водяные  часы»); ветер («откуда  дует  ветер», »воздух  занимает  место»); песок (« узоры  на  песке», «из  чего  построен  дом»); явления  неживой  природы (« измерение  тени  взрослого  и  ребёнка», »изготовление  солнечных  часов»); живая  природа (« живые  часы», « сколько  лет  дереву»).

Кроме  этого,  рекомендуется  использовать  разнообразные  дидактические  задания  и  игры . Например,» найди  листок  который  упал  давно, вчера, сегодня», «круглый  год».

С целью  усиления  внимания  к  речевой  работе  на  прогулке  рекомендуется  речевые  игры  и  задания – « что  ты  слышишь  вокруг  себя?», «Кто  позвал?» и др. Развивающие  слуховое  восприятие  и  фонематический  слух  детей.

Во  всех   возрастных  группах  в  любое  время  года  на  прогулке  необходимо  проводить  наблюдения  за  сезонными  изменениями, происходящими  в  растительном  и  животном  мире. К ним  педагог  должен  хорошо  подготовиться, продумать  организацию  детей, отобрать  объект, за  которым  будут  наблюдать, составить  вопросы  и  быть  готовым  к  неожиданным  ситуациям, возникающим  на  прогулке «прилёт  птиц, распустившийся  цветок, роса, радуга и пр.».

Трудовая – для её  организации  педагогу  необходимо  знать  и  соблюдать  требования  гигиены  детского  труда, правила  охраны  жизни  и  здоровья  детей «использование  не - опасных   предметов, предметов  вызывающих  аллергию и  соответствующих  возрастным  особенностям  детей». Трудовая  деятельность  планируется  и  проводится  в  любое  время  года. Зимой  организуется  работа  со  снегом ; осенью, весной  и  летом – в цветнике  и  на  огороде. Летом  рекомендуется  работать  с  детьми  не  в  жаркие  часы (  утром и вечером); обязательно  чередовать  виды  работы.  Инвентарь  должен  соответствовать  возрасту  детей.(см. сб. « Игрушки и  пособия   для  детского  сада» под  ред.В.М.Изгаршевой, М., Просвещение. 1987), После  работы  дети  должны  тщательно  помыть  руки  с  мылом.

 

Двигательная деятельность - подвижные игры, (сюжетные, подвижные  игры  с  элементами  подвижных  игр), эстафеты, физкультурные  развлечения, разнообразные  игровые  упражнения  с  предметами  и  без  них, упражнения  с  игровыми  материалами:  обручами, мячами, скакалками, ракетками кеглями и т.д.  это тот перечень  двигательных  форм,  которые  следует  активно  использовать  на  прогулке. Ежедневно  рекомендуется  планировать  две  подвижных  игры (утром  и  вечером). Кроме  того  дети  старших  и  подготовительных  групп  могут  предложить  педагогу  провести  их любимую  игру. Руководство  организованной  двигательной  деятельностью  на  прогулке  обеспечивает  воспитатель  группы. В  любую  минуту  она  обязана  оказать  детям  помощь –при  уточнении  правил  игры ,  распределении  ролей, команд. Подготовке  мест  для  проведения  эстафет,  соревнований. Некоторые  упражнения ( езда  на  самокате, велосипеде, ходьба по  узкой  дорожке, прыжковые  упражнения) требуют  непосредственного  внимания  и  помощи  взрослого – страховка, поддержка, совместное  выполнение  движений.

Проводя  разные  формы  двигательной  деятельности ,воспитатель  обязан  наблюдать  за  состоянием  детей, регулировать  нагрузку (увеличивать  или  уменьшать  время  игры), изменять  при  необходимости  некоторые  правила  игры, регулировать  длительность  пауз  в  игре, выбирать  место  для  проведения  игр, изменять  сложность  препятствий, преодолеваемых  в игре, определять  дистанцию  для  пробежек,  проползания, количество  прыжков.

Для  организации  музыкальной деятельности  педагогом  целесообразно  использовать  игры  с  пением, музыкально – дидактические  игры, ритмические  игры  со  словом  и  театрализованные  игры. Большую  часть  развлечений  музыкальному  руководителю  рекомендуется  проводить  на  воздухе.

Ежегодно, планируя  методическую  работу  с  педагогами, старший  воспитатель  использует  разнообразные, широко  вошедшие  в  практику  формы  работы: консультации, открытые  просмотры, круглые  столы и др. Учитывая, что  одна  из  главных  целей  в работе  старшего  воспитателя – совершенствовать  методы индивидуальной  работы  с  педагогами , руководитель методической  работы , зная  уровень  мастерства, выбирает  для  педагогического  коллектива  наиболее  действенные  формы  обучения. Для  молодых  специалистов  может  быть  семинар – практикум  на  тему: «особенности  организации и содержания  прогулки  в любое  время  года,  в  разных  возрастных   группах». В его  содержание  включаются  практические  задания, наблюдения  вариантов  проведение  прогулок  коллегами  с  последующим  обсуждением. В ходе  семинара – практикума  предусматривается  возможность  обсуждения  различных  точек  зрения,  дискуссии, создание  проблемных  ситуаций, которые  позволяют  в  итоге  выработать  единую  позицию  по данному  вопросу.

Интересным и  продуктивным  для  воспитателей  может  быть  и  правильно  организованный  открытый  показ  работы  педагога – мастера  по  организации  прогулки, на  котором  воспитатели  дошкольного  учреждения  овладевают  наиболее  эффективными, рациональными  методами  и  приёмами  работы  с  детьми  на  прогулке.  Руководитель  дошкольного  учреждения  обязан  систематически  проводить  инструктаж  с  педагогическим  и  техническим  персоналом  по  выполнению  требований  инструкции  охраны  жизни  и  здоровья  ребёнка.

     

Литература:

Т.Л. Богина,  Н. Т. Терехова» Режим  дня  в  детском  саду», М., Просвещение, 1987.

Т.И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина  « игры и развлечения  детей  на  воздухе». , М., Просвещение, 1983.

Е. Т. Смирнова «Гигиенические  основы  воспитания  в  дошкольных  учреждениях», М., Просвещение, 1973.

А. П. Чабовская «Основы педиатрии и  гигиены  детей  дошкольного  возраста», М., Просвещение,1980.

Г. Н. Пантелеева «Эстетика  участка  дошкольного  учреждения» ,М., Просвещение, 1988.

В. М. Изгаршева, Т. П. Сафонова «Детский  сад» (книга  для  заведующих), М., Просвещение, 1982.

Л. Н. Павлова «Организация  жизни и  культура  воспитания  детей  в  группах  раннего  возраста», М., Айрис-Пресс, 2006.

С. Н. Теплюк « Занятия  на  прогулке  с малышами» М., Мозайка - Синтез, 2006.

М.Ф. Литвинова» Подвижные  игры  и  игровые  упражнения  для  детей  3-го года  жизни» М., Линка  – Пресс, 2005.

В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова «Летние  праздники, игры  и  забавы  для  детей» М., Сфера, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989039","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Организация прогулки в дошкольном учреждении

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растите...

АКТИВИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

     Одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей является пребывание на открытом воздухе с использованием природных источников здоровья и активной двигательной деятел...

Консультация "Организация прогулки в дошкольном учреждении"

В данной статье приводятся основные особенности организации прогулки в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с САНПиН...

Консультация на тему: "Прогулки в дошкольном учреждении"

quot;Прогулки в дошкольном учреждении"...

Организация прогулки в дошкольной организации

теоретический материал для работы с педагогами ДОО...