Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта
статья ( группа) по теме

Статья из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта

Кочергина Е.А.

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 275»  г.о.Самара, Россия

Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. И нам педагогам надо воспитывать в детях  бережное отношение к природе, а начинать нужно с  самых маленьких. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Чтобы научить ребенка увидеть красоту  педагог должен  сам уметь жить в гармонии с природой.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Одним из условий успешного экологического воспитания является создание среды, в которой взрослые своим примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

В работе с детьми широко используются для экологического воспитания детей прогулки.  Педагоги знакомят детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках  воспитатели  организуют игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Особенно радует глаз цветущие растения на клумбе. Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Также имеется огород для каждой группы. На грядках можно увидеть различные виды овощных культур. Ребята стараются помочь рыхлить, поливать, полоть. Им это очень нравится. Особенно они ждут результатов своего труда. И было много радости, когда собирали урожай и убирали грядки. Сейчас воспитатели работают над необычным проектом – создание зимней экологической тропы.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями воспитатели стараются использовать, как можно больше опытов Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Детский сад является постоянным участником районных,  городских конкурсов  и фестивалей творческих исследовательских  проектов «Я узнаю мир».

В процессе НОД  наши педагоги используют художественную литературу, прежде всего рекомендованную программой детского сада. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Дети с умилением слушают "звуки природы".  Для этого в детском саду имеется специально подобранная музыка, которая используется, как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей.

В детском саду постоянно проводятся различные конкурсы детских рисунков   и поделок из природного материала.  Воспитатели стараются привлечь родителей к изготовлению поделок. Также наши педагоги вместе с воспитанниками старших групп являются постоянными участниками конкурсов поделок и рисунков. Детям это очень нравится. За свои работы дети получают  призы. С детьми старших и подготовительных групп также проводятся викторины, кроссворды, интеллектуальные игры.

Следующей формой экологического воспитания являются праздники и развлечения. Важно в таких праздниках  воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, а особенно включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки педагоги стараются вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям.

Очень тесно в нашем детском саду ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями  по экологическому воспитанию детей педагоги детского дошкольного учреждения используют как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Под руководством старшего воспитателя  проводится  анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В дошкольных учреждениях заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.

Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. Ежегодно  проводится экологический праздник "День птиц". В программе праздника - конкурс "Лучший домик для птиц". Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет. В экологическом уголке помещаются советы для родителей. В помощь оформляется "Экологический стенд", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

В детском саду  постоянно функционируют  кружки по экологическому воспитанию "Юный эколог» и «Лесовичок».

Для решения задач экологического воспитания и развития  в нашем детском саду используются программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой, "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой.  Также используется в работе авторская программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста «Первоцвет» Епифановская Н.В., Швецова Е.С., Королева И.А., под редакцией Е.И.Касаткиной.

В результате проделанной нами работы есть положительные результаты:

-сформированы начала экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы;

-дети учатся практическим действиям по охране природы;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

В своей работе воспитатели постоянно прислушиваются к строкам, которые написал замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань э...

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

Главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, ...

консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...

консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...

консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...

консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...