Проектирование воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГТ в старшей группе на основе проектного метода
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ежова Лариса Владимировна

     Данный проект может использоваться как специализированный для дополнительного образования  детей по художественно-творческому развитию, а так же в рамках работы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) по направлению «Художественно-эстетическое воспитание» с целью ознакомления старших дошкольников с народным и декоративно-прикладным искусством.

Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры».

Реализация проекта позволяет  ознакомить детей  с народным прикладным искусством, традициями, бытом, обычаями  русского народа,  развить познавательные  способности у детей, способствует воспитанию любви к Отечеству, уважения к предкам,  интереса к самобытной русской культуре.

Использование проектного метода позволяет охватить все виды деятельности детей.

Знакомство с народной игрушкой, разнообразие  художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволит решить задачи развития личностных качеств и художественной культуры детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshaya_istoriya_malenkoy_igrushki.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Большая история маленькой игрушки»

       Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность, как одна из современных технологий образовательного процесса.  Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

   Проектная деятельность может рассматриваться как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. А так же сделает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Разработка проекта по теме «Большая история маленькой игрушки»

Тема проекта: «Большая история маленькой игрушки»

Актуальность:        Матрёшка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Цель проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи проекта:

познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки

выяснить географию и особенности национального сувенира 
развивать творческие способности, наблюдательность

воспитывать интерес к истории и культуре России

оформить мини – музей «Матрёшка»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Ожидаемые результаты:

Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей;

Развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук дошкольников;

Формирование патриотических чувств и развитие духовности;

Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов.

Этапы работы

1. Подготовительный:

изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных  направлений  работы над проектом;

планирование мероприятий  на тему проекта

2. Практический:

 творческая работа с детьми, направленная на решение следующих задач:

развитие творческих способностей,  навыков и умений  на занятиях и в свободное от занятий время (ИЗО, музыкальных, познавательных, по развитию речи);

разработка тематических занятий по русскому народному творчеству для старшего дошкольного возраста;

реализация запланированных мероприятий (открытых занятий, развлечений);

создание информационных стендов по народному творчеству.

3. Заключительный:

анализ  работы всех участников проекта;

проведение  презентации проекта, анализ его эффективности.

сбор коллекции игрушек – матрёшек;

оформление выставки детских работ «Ах, матрешка».

Реализация проекта

Образовательная область

Непосредственно-образовательная деятельность

Цель

познание

Беседа «История возникновения и развития матрёшечного дела»

Ознакомление с окружающим «Народные умельцы»

Беседа «Матрёшка – как символ семьи»

обобщить и систематизировать знание детей о России

закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных промыслах

воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.

воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

чтение художественной литературы

Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки»

Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки».

закреплять умения детей читать наизусть стихотворения,

совершенствовать речетворческие способности детей.
развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.
воспитывать интерес к литературе.





художественное творчество

Изобразительная деятельность (рисование)

«Сергиево- Посадская матрешка»

«Матрешка из Полхов-Майдана»

«Семеновские матрешки»

 «Авторская матрешка»


Изобразительная деятельность (аппликация)

«Матрешка-открытка»

продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;

учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;

знакомить с региональным декоративным искусством;

учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;

продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;

развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;

формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.

знакомить с спецификой создания декоративных цветов (оттенков).

музыка

песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка»,  

песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой,

русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой,

русская народная песня «Русская матрёшка»

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Воспитывать любовь к народному искусству.

Развлечение «Веселая ярмарка»

расширение и развитие у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства

становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

В результате проведённой работы у детей появился интерес к образцам русского народного искусства, обогатился словарный запас. Дети почувствовали, что человек – часть природы, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Ведь художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, воспитываются и нравственные и патриотические качества.

Список использованных источников

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. –   М.: Просвещение,2006.

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценариев календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, 3-е изд. Переработанное и дополненное – СПб: “Детство – Пресс”, 2008. Рекомендована Мин. образования РФ

“С чего начинается Родина?” (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. План воспитательно-образовательной работы на летний оздоровительный период в старшей группе-лето 2017 (07.12.2017)

План воспитательно-образовательной работы на летний оздоровительный период в старшей группе-лето 2017...

План воспитательно - образовательной деятельности в период зимних каникул в старшей группе

В преддверии Нового года не только каждый ребенок, но и взрослый ждет новогоднего и рождественского чуда. Данный план работы позволит разнообразить деятельность воспитанников в период зимних каникул в...

Отчёт по диагностики воспитательной -образовательной работы на конец учебного года в старшей группе

Аналитическая справка« Итоги педагогического мониторинга на конец  учебного  2018-2019 года в старшей группе»...

Планирование воспитательно-образовательной работы на 1 неделю декабря в старшей группе

Планирование воспитательно-образовательной работы на 1 неделю декабря в старшей группе...

Планирование воспитательно-образовательной работы на 2 неделю декабря в старшей группе

Планирование воспитательно-образовательной работы на 2 неделю декабря в старшей группе...

Конспект НОД по теме "Дорожные знаки" в старшей группе с использованием проектного метода

Цель: Расширять и закреплять знания и представление детей о првилах дорожного движения в соответствии с возрастам....