Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста
статья по теме

Игры для детей младшего дошкольного возраста на развитие слухового внимания,, развития речи, мышления, восприятия, воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЛАДШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Где позвонили?

Цель. Определение направления звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочкаи т.п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо — громко!

Цель. Развитие координации движений и чувства  ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Наседка и цыплята

Цель. Закрепление понятий о количестве.

Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.'

Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Кто что услышит?

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, трубаи т.д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие словаря и фразовой речи.

О б о р уд о в.а н и е. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок — продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех—пяти), в каждой разный вид продуктов, например, горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям пр ислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку

Цель. Развитие координации движений. Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла. Описание игры. Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Часовой

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязка на глаза.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры.Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре—шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Где звенит?

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

         Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка  и  пр.

Описание игры. ПеДагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на-стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку. Если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить: если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1 Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Жмурки с голосом

Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой,  зовут  водящего  по имени).  Если водящий кого-

нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка — шапочку с длинными ушками, а мишка — шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка — с барабаном, а зайка — с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки

Ветер и птицы

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа — птички, другая — ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т.п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

МЛАДШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

Развития речи

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак — лак.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

МЛАДШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

Игры для развития речи

ЖИРАФ И МЫШОНОК

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход  игры

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки — вдох («У жирафа рост большой…»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, — выдох, с произношением звука ш-ш~ш {«…У мышонка — маленький»).

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой

Вместе с мышкой серенькой.

У  жирафа  рост  большой

У  мышонка – маленький

(Повторять  6-8 раз)

РАЗНОЦВЕТНЫЕ СНЕЖИНКИ (Возраст — 4 года)

Цель:            развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие

на центры речи, формирование аккуратности.

Материал:  фломастеры, белая бумага, ножницы. Ход  игры

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

ЛИСА-ПАТРИКЕЕВНА

Цель:            формирование правильной артикуляции челюстей и около-

ротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска {«мостик») или широкая лента, маленькие сушки или печенье.

Ход  игры

«Мостик»-доска лежит на полу. Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

ЛЯГУШКИ-КВАКУШКИ (Возраст — 4 года)

Цель:

развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, формирование правильного речевого дыхания.

Материал: шнур, стулья.

Ход игры

Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Внутри круга — «болото». Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, ведущий декламирует:

По тропинке, по дорожке

Скачут, прыгают лягушки.

Ква-ква-ква,

Скачут, прыгают лягушки.

Ква-ква-ква.

Дети, сидящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек, По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши,(пугают «лягушек»). «Лягушки» прыгают в «болото»; перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки, произнося «ква-ква» с глубоким выдохом.

В конце игры ведущий просит детей потянуться, поднять вверх руки, посмотреть на них (вдох).

ЗВУКИ ПО КРУГУ

Цель:            развитие фонематического слуха, распознавание звуков в

контексте слова и определение их места в названии предмета.

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 — зеленых, 3 — синих.

Ход  игры

В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые — для мягких звуков, синие — для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: м — начало слова, с — середина слова, к — конец слова.

Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.

Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ

Цель:            развитие фонематического слуха — научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» — и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части — начало слова, с — середина, к — конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ход  игры

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

ВЕСЕЛЫЙ ПОПУГАЙЧИК

Цель:            развитие звуко-фонематического анализа, формирование

чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Ход  игры

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыва-нием каждого слога.

Ребенку говорят; «Ты — веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а)   одинаковые — ра-ра-ра;

б)  со сменой темпа (медленно — быстро) — ра-ра-ра-ра ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в)  с наращиванием ряда — па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — папа-па-па-па.

Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

ВОДИЧКА

Цель:

развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.

Материал:  кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход  игры

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук С протяжно.

КАПИТАНЫ

Цель:             развитие умения сочетать произнесение звука с началом

выдоха, чередование длительного, плавного и сильного-выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (n-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.

Материал: таз с водой и бумажные кораблики.

Ход  игры

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук ф или /7.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто — вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.

«Но вот налетает порывистый ветер, — говорит взрослый, — он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.

Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук Л произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки!

СОСТРОЙ РОЖИЦУ

Цель:            формирование правильной артикуляции челюстей, языка и

околоротовой мускулатуры в покое и при речи, координация движений по команде.

Ход  и г р ы

Ребенок стоит напротив ведущего и по команде выполняет задания: выдвинуть нижнюю челюсть вперед; переместить назад, в сторону; поднять язык вверх, выдвинуть язык, надуть щеки.

Выигрывает тот,  кто выполнил все команды, не перепутав их.

ОТБОЙНЫЙ МОЛОТОК

Цель:            формирование навыка правильной артикуляции языка, зу-

бов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.

Ход  игры

Ведущий говорит: «Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звукдрдцд...

Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

а)   с наращиванием ряда: тук хлоп; тук, тук — хлоп, хлоп; тук, тук, тук хлоп, хлоп, хлоп и т.д.;

б)   со сменой темпа (быстро — медленно);

в)   с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).

ЧАСИКИ

Цель:

формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.

Ход  игры

Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная — побыстрее, а секундная — бежит очень быстро.

Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот».

Дети делают упражнения по команде: «Как часовая стрелка — медленнее; как минутная — быстрее; как секундная — еще быстрее».

Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ РАДИСТ

Цель:            развитие чувства ритма, формирование речевого дыхания,

развитие

Ход  игры

Ведущий говорит: "Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать».

Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук».

МЛАДШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

МЫШЛЕНИЕ

Мышление как ребенка, так и взрослого всегда предполагает решение какой-либо задачи, что обозначает необходимость соотношения целей задачи с ее условиями.

Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. Это проявляется в решении простых задач по конструированию, т.е. конструирование по образцу.

Ребенок повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.

К четырем годам мышление становится наглядно-образным. Это значит, что некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи становится образ.

Основное направление развития образного мышления — овладение способностью к замещению и пространственному моделированию, т.е. формированию умения использовать при решении разнообразных умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки.

Если ребенок строит и применяет пространственные модели, он в наглядной форме понимает устройство предметов и событий в мире, выявляет скрытые отношения вещей, учитывает их в своей деятельности, лучше их взаимодействие. Малыш оперирует заменителями и пространственными моделями «в уме», представляет себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее предвидит результат собственных действий. А это и есть понимание, мышление.

На пятом году жизни ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и тем, как они взаимодействуют друг с другом. Малыша продолжает интересовать, как предмет выглядит, но больше его внимание привлекает, из каких частей состоят предметы, как они между собой взаимодействуют.

До 4-х лет умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходило через практические действия с предметами. Ребенку необходимо было обязательно потрогать предмет, чтобы понять его. На пятом году некоторые задачи ребенок уже может решать в уме, опираясь на образное представление. Средством решения задач становится не действие, а образ, мышление приобретает наглядно-образный характер. Ребенок становится как бы естествоиспытателем.

К четырем годам для развития интеллекта малыша родителям необходимо предоставить ему возможность приобрести опыт манипуляции с различными предметами, обеспечить знаниями о различиях между предметами (цвет, форма, размер и т.д.}. В 4-5 лет обогащение жизненного опыта ребенка происходит за счет накопления образов и представлений о связях и отношениях между отдельными предметами и их частями. Ребенку следует помочь накапливать чувственный опыт взаимодействия с миром и научить отражать его через модели, образы предметов.

Уровень понимания ребенком предмета выражается в действиях с предметами и их наглядными образами, которые возникают в голове ребенка {их строение, функционирование и т.д.). Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, малыш пытается сформировать целостное представление об окружающем его мире. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка выражается в формировании представлений о мире в виде наглядных образов как едином, непротиворечивом целом.

В  таблице  отображены  основные  действия  ребенка, характеризующие  его  успешное  развитие.

Название реакции

Приблизительный возраст проявления

Время проявления

Осуществляет выбор карточек по образцу Знает название 3-4-х цветов Различает 2-3...

Выбирает из 3-х предметов самый большой или самый маленький

Преднамеренно складывает в колонку кубики или кольца по размеру

Понимает значение предлогов НАД, ПОД, В

3 года

Выполняет поделку из 2-3-х элементов Копирует мост с модели из 3-х кубиков

Изображает фигуру человека с двумя-четырьмя частями тела, не считая головы

3,5 года

Рисует человека с шестью частями тела Строит мост из 6-ти кубиков

4 года

МЛАДШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

ИГРЫ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  МЫШЛЕНИЯ

И  ВОСПРИЯТИЯ

Умение мыслить в этом возрасте подразумевает:

1)   выделение существенных признаков предмета;

2)   синтезирование различных признаков в целое представление о предмете;

3)   сравнение разных предметов и выявление различий в них;

4)   осмысление содержания жизненных ситуаций, подражание и проигрывание их с заменой одних объектов другими;

5) умение  осуществлять  «превращение», когда  один  и  тот  же  предмет  заменяет  другие  предметы  по  какому-либо  признаку.

ВО ЧТО С ЭТИМ МОЖНО ИГРАТЬ?

Цель:            развитие творческого мышления, формирование у ребенка

умения замещать одним предметом другие.

Материал:  несколько предметов, не имеющих однозначного назначения: палочка, кубик, коробка, камешек и т.п.

Ход  игры

Ведущий предлагает рассказать, как, по каким признакам эти предметы могут быть использованы вместо реального предмета. Если ребенок затрудняется, возьмите любой предмет и назовите возможные варианты.

Обязательное условие: должно быть соблюдено некоторое сходство с предметом. Так, температуру можно измерить палочкой-«термометром», а не коробочкой.

ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ

Цель:            научить ребенка операции сравнения; развитие внимания;

освоение малышом слов-антонимов.

Ход  игры

Ведущий говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» — надо идти, как раньше; если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры.

На освоение слов тяжелый легкий ведущий выдает пустые пакеты и просит показать, как несут легкую сумку, а как — тяжелую. Дети показывают. После этого по команде «Сумка легкая!» показывают, как несут легкую сумку, «Сумка тяжелая!» — как тяжелую.

Аналогично строится упражнение быстро медленно и  т. П.

ЕЛЬ, ЕЛКА, ЕЛОЧКА

Цель:            формирование правильной осанки, укрепление мышц туло-

вища и конечностей; тренировка внимания, развитие операций сравнения.

Ход  игры

Ведущий предлагает детям «пойти в лес» — дети идут по залу. Ведущий рассказывает: "В лесу стоят высокие ели — встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги выпрямлены) и раздвигают руки — «ветви» — слегка в сторону, ладонями вперед.

«Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели — елки, они пониже, но такие же стройные». Затем ведущий предлагает детям встать, как елки: принять правильную осанку, но в полуприсяде.

«Пойдем, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они, совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные. Ведущий просит детей «стать маленькими елочками». Дети садятся на корточки, держат голову прямо, спина выпрямлена, ладони слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз.

После того как дети освоят движения, ведущий предлагает им согласно команде принимать необходимое положение тела {ели, елки, елочки). Самые внимательные получают жетоны.

ГДЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ МЯЧ?

Цель:            развитие координации движений мышц пальцев и кистей

рук; тренировка зрительного анализатора; координация зрительного и двигательного анализаторов; овладение понятиями больше — меньше.

Материал:  мячи разного размера (диаметром 20 и 10 см), 2 коробки.

Ход  игры

Ребенок стоит перед двумя коробками, в одной из которых лежат большие мячи, в другой — маленькие. Ведущий дает ему подержать большой и маленький мячи, поднять их, сравнить по весу, размеру.

Затем ведущий просит принести большой мяч. Если ребенок не ошибся, его награждают жетоном; если ошибся и принес маленький мяч вместо большого, ведущий снова объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка обводит по окружности большой и маленький мячи, одновременно называя: «Большой мяч», «Маленький мяч».

Если ребенок смог принести мяч правильно, то задача усложняется: ведущий перемешивает мячи в одной коробке и снова просит принести какой-либо мяч.

КРУГ, КВАДРАТ

Цель:            обучение различению предметов по форме; развитие коор-

динации движений мышц пальцев рук.

Материал:  5 кругов и 5 квадратов, 2 разноцветные коробки.

Ход  игры

Ведущий знакомит ребенка с кругом, квадратом. Просит его подержать в руках круг и квадрат, закрыть глаза и обвести их по контуру, найти в них отличия.

После этого ведущий показывает квадрат и кладет его в коробку одного цвета, а круг — в коробку другого цвета. Затем спрашивает: «Где у нас лежит квадрат? Куда мы его положили?»

Наложив круг на круг, ведущий показывает и поясняет, что эти фигуры одинаковые. Начиная с третьей пары, к группировке предметов по форме привлекают ребенка. Ведущий показывает ребенку, что в одной стороне коробки лежат круги, а в другой — квадраты, и предлагает ему из общей коробки достать и разложить квадраты к квадратам, а круги — к кругам.

Для контроля за правильностью группировки предметов ребенка просят наложить фигуру на предмет соответствующей группировки.

НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ

Цель:            развитие, координации зрительного, слухового и моторного

анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Материал:  несколько флажков и жетонов разного цвета.

Ход  игры

Ведущий разбивает играющих на число групп, соответствующее числу флажков. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с флажками своего цвета. После слов ведущего «Идите гулять!» дети расходятся по площадке (комнате). По команде «Найди свой цвет!» дети собираются возле того флажка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.

ЗАГАДКИ

 Цель;

научить ребенка по ряду признаков определять предмет, развивать внимание, творческое воображение.

Ход  игры

Ведущий читает загадки. Дети их отгадывают. Ведущий обращает внимание на выделенные в загадке свойства предметов. Затем просит ребенка придумать свою загадку о том же предмете.

Следует поощрять любую попытку ребенка самому сочинить загадку, пусть даже самую простую, т.к. для детей четырех-пяти лет это задание достаточно сложное.

ЗАГАДКИ

Перед волком не дрожал, От медведя убежал, Но лисице на зубок Все ж попался... (колобок).

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок — Покатился... {колобок}.

С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган, Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? Вот подсказка вам, друзья: Его девочка Мальвина  Назыала... (Буратино).

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит).

Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете Больше нет ни одного, Потому что он не птица, Не тигренок, не лисица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок. Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка И зовется... (Чебурашка).

Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (черепахи).

У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя — маленький хвост, Спереди у зверя — хвост большой, Ну конечно, это он! Ну конечно, это... (слон).

И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете — На поляне, на опушке. Мы — зеленые... (лягушки).

На ветке не птичка — Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка. Кто же это?.. (Белка).

Я в любую непогоду Уважаю очень воду И от грязи берегусь — Чистоплотный, серый... (гусь).

МЛАДШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие ребенка трех-пяти лет становится все более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать. В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет тем самым его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий по изучению свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявлению связей и действий с ними малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами.

Развивающие занятия для этого возраста включают обучение ребенка выявлять и учитывать 8 своих действиях свойства предметов, умению использовать условные заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи). Для успешного освоения этих навыков, а также для того, чтобы задания соответствовали особенностям данного возраста, их необходимо включать в доступные и интересные ребенку виды деятельности: игру, рисование, лепку, конструирование и т.д.

Замечательно развивают восприятие загадки. Пытаясь отгадать загадку, ребенок начинает искать в окружающих предметах свойства, описанные в ней. Например: «Два брюха, четыре уха» (подушка); «Летом серый, а зимой белый» {заяц). Следует всячески поощрять желание ребенка самому составлять загадки.

По мере усложнения психики и развития психических процессов происходит их переплетение и взаимовлияние друг на друга. Так, загадывая и отгадывая загадки, ребенок одновременно развивает восприятие, внимание, творческое мышление, речь.

Предлагаем вам использовать игры для развития восприятия ребенка из главы «Игры для развития мышления», т.к. они носят комплексный характер и развивают как мышление, так и восприятие.

МЛАДШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную.

Основная задача познавательного воображения — воссоздание объективной реальности, «достраивание»' целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения ребенок может творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, «достраивать» целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего "Я». Она проявляется, во-первых, через многократное воспроизведение {или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций: малыш как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует себя сильным, смелым, всемогущим.

Своего апогея аффективное воображение достигает к 4-м годам. В 4-5 лет число необузданных фантазий, детских страхов снижается. Доминирующее значение начинает приобретать познавательное воображение при рисовании, конструировании, разыгрывании различных игровых сюжетов.

В 4-5 лет основной фазой в развитии ребенка является следование образцам. Как ранее одно-двухлетний ребенок при осваивании какого-либо движения мог многократно его повторять и постепенно овладевал правильными движениями, так и теперь малыш воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен многократно рисовать шаблонные графические схемы.

В воображение малыша начинает включаться процесс планирования. Если раньше фантазии ребенка были неуправляемы, он не мог предсказать, что получится, и лишь потом объяснял результат своей деятельности, то теперь, в 4-5 лет, ребенок в состоянии разделить свою деятельность на этапы: он может спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат, а затем приступить к следующему этапу.

Ребенок в 4-5 лет уже имеет значительный жизненный опыт, знания об окружающем мире, и он учитывает законы этого мира в своей деятельности. В результате рациональных действий фантазии малыша становятся более «приземленными», реально отражающими разные стороны жизни ребенка.

Следует внимательно относиться к фантазиям малыша, фиксировать результаты его творчества. Записи сохранят пережитые счастливые мгновения «открытий» и вызовут приятные воспоминания.

МЛАДШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

Игры для развития воображения

ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ

Цель:            развитие воображения; овладение понятием времени.

Материал:  оправа очков без стекол или  самодельная маска из бумаги.

Ход  игры

Ведущий рассказывает про времена года, как  они  влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот  волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит  весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?..» (Лето). И т.д.

ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ

Цель:            развитие воображения; овладение  различными формами предметов. Материал:  заготавливаются макеты цветных  клякс различной формы.

Ход  игры

Ведущий показывает кляксы и просит сказать  сколько предметов ребенок видит в кляксе и какие. Дети по очереди отвечают. Побеждает тот, кто назвал увиденные предметы последним.

Ведущему лучше записывать ответы, чтобы  дети  не  повторялись.

СУНДУЧОК СО СКАЗКОЙ

Цель:            развитие фантазии, связной  речи, творческого мышления.

Материал:  8-10 различных фигурок, коробочка.

Ход  игры

Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумывать, кем или чем этот предмет  будет  в сказке. После того как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ.

Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА

Цель:           освоение ребенком противоположных качеств предметов;

развитие познавательной функции; воображения.

Материал:  журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку. Ход  игры

Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через нее на предмет, то он поменяет свои свойства на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на предметы и рассказать, как они изменились.

ПОМОГИ КОЛОБКУ

Цель:           развитие познавательного воображения, творческого мышления, памяти, речи; определение последовательности событий.

Материал:  карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек-малышек — по карточке на каждый сюжет).

Ход  игры

Ведущий напоминает ребенку сказку про Колобка, показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.

ПОИГРАЕМ В РЕПКУ

Цель:           развитие речи и воображения; обучение символическому

проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение понятий больше — меньше, последовательности событий.

Материал: кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), красный (внучка), черный (Жучка), белый (кошка), серый (мышка).

Ход  игры

Ведущий рассказывет сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает «Репку».

Вначале можно разрешать пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами. Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.

ПОМОГИ КОЛОБКУ

Цель:           воспитание добрых чувств, развитие воображения, творчес-

кого мышления, связной речи.

Материал: сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).

Ход  игры

Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

ПОИГРАЕМ В ТЕАТР

Цель:           обучение ребенка драматизации текстов, умению вырази-

тельно отражать образ героя.

Материал: текст сказки «Колобок», кружки разных цветов, обозначающие героев сказки: желтый (Колобок), зеленый (бабушка), оранжевый (лиса), белый (заяц), коричневый (медведь), вырезанный из бумаги домик, атрибуты костюмов (шапочки, маски) для персонажей, занавес или ширма..

Ход игры

Желательно, чтобы в эту игру играли все члены семьи: чем больше участников, тем лучше. Ведущий предлагает поиграть в сказку «Колобок». Ребенок, опираясь на атрибуты сказки или самостоятельно, вспоминает, кто действовал в сказке, и находит каждому герою соответствующий ему кружок.

Затем ребенок распределяет роли среди членов семьи и вручает каждому соответствующий кружок (кто-то из членов семьи будет исполнять по несколько ролей, ребенку поручают роль Колобка).

Затем вместе с ребенком размечают пространство игровой площадки: договариваются, где будет домик бабушки и дедушки, где Колобок будет встречаться с другими героями сказки.

Перед игрой ведущий просит ребенка подсказать, как должны будут играть роли все участники, чтобы быть похожими на персонажей сказки. Подскажите ребенку, что это могут быть особые движения (неуклюжий большой медведь), высокий или низкий голос, суетливая, или размеренная, или неуклюжая походка.

Герои занимают свои места и начинают разыгрывать сказку.

Ваш ребенок хорошо справляется с игрой, если в 4-5 лет он легко размечает игровую площадку, может описать 2-3-х героев. Если у ребенка не все получается, разыграйте другие сказки из нашей книги {«Репка», «Маша и три медведя», «Волк и семеро козлят»), повторите «Колобок» через 1-2 недели.

СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД

Цель:           развитие речи, воображения, творческого мышления, освоение понятий больше — меньше — еще меньше.

Материал:  сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).

Ход игры

Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.

Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»: медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать, как повели себя? Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

Особенности развивающих игр и их условия.Сборник развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста....

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

1.Введение2.Особенности развивающих игр и их условия3.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.4.Заключение5.Список литературы6.Приложение...

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

Развивающие игры играют важную роль в жизни  малышей.Особое внимание педагоги и родители должны уделять этим играм для малышей....

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2-4 ЛЕТ) В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2-4 ЛЕТ) В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ...

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста (2-4 лет) в домашних условиях

С помощью игр, представленных ниже, можно развивать память, внимание, воображение и мышление малышей. Посредством игры дети приобретают новые знания и умения, развивают различные способности....

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

Настольные игры для детей позволяют решать сразу множество педагогических и воспитательных задач: развивать логический склад ума ребенка и обучать способности анализа ситуации в игровой развлекательно...

Методическая разработка. Экологическая развивающая игра для детей младшего дошкольного возраста «Кто где живет» Гнездо, улей, нора…

Экологическое воспитание имеет особое важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе.Основной целью экологического воспитания является формирование культуры поведен...