Дошкольное образование в Чехии
статья по теме

Астахова Светлана Валерьевна

Обобщение материала в ходе работы международного семинара в Праге "Инновационные программы дошкольного воспитания и образования", май 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehiya._doshkolnoe_obrazovanie.doc65.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное воспитание и образование в Чехии.

материалы международного семинара

«Инновационные прогРаммы дошкольного воспитания и образования»

прага, май 2011 г.

Задачей дошкольного образования в Чехии является дополнение семейного воспитания. В то же время оно должно помочь обеспечить детям среду с достаточным количеством разносторонних стимулов к активному развитию и обучению. Дети в детских садах обучаются (учат стихи, песни, цвета, основы иностранных языков и др.), а также ходят на экскурсии и находятся в важном социальном контакте со своими ровесниками.

В систему дошкольного образования включены дети до шестилетнего возраста. Речь идет о специфическом виде «присмотра за детьми», который осуществляется посредством яслей (для самых маленьких детей) и детских садов.

Дошкольное воспитание детей в Чехии базируется на сети садов-яслей и детских садов. Их посещение, как правило, необязательно.

Сады-ясли предназначены для детей до трехлетнего возраста. Они находятся под контролем Министерства здравоохранения Чехии.

В детские сады принимаются дети, начиная с 3-х летнего возраста. Они - традиционная часть системы образования, управляемой Министерством образования. В детский сад родители приводят детей ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) к 7 часам утра и забирают в 17 часов. Плата за содержание детей в детском саду зависит, во-первых, от его статуса (государственный, ведомственный, частный), во-вторых, от района расположения самого детского учреждения. В июле и августе большинство детских садов не работает, а оставшихся в городе в период отпусков детей собирают со всего города или района в один или несколько работающих садов.

Уровень образования и ухода за детьми в детских садах Чехии очень высок. С детьми ежедневно гуляют, в программу включены экскурсии, посещение театров, развивающие занятия и обучение иностранному языку.

 

С 3 лет ребенка можно отдать в детский сад Materska skola.  Это государственное учреждение системы образования.

Здание детского сада является типовым для Праги. Оно двухэтажное, рассчитано на четыре группы, по две на каждом этаже.

Территория детского сада.

Площадка  и веранда для всех групп общая, дети играют в общие игрушки, катаются вместе с пластиковой горки.

Территория богата зеленью, кустовыми многолетними растениями.

ГРУППОВЫЕ КОМНАТЫ

В раздевальной комнате представлены детские шкафчики как открытые, без дверец (по числу детей). Состоят из четырёх ярусов: верхний для головных уборов, ниже – для предметов личной гигиены, далее – самое большое отделение -  для верхней одежды и жилетов со светоотражателями, которые дети надевают при выходе с территории детского сада: при посещении экскурсий, выходе в театр. Самый нижний ярус – для обуви.

В прихожей располагается информационный стенд для родителей.

А также стенды с детскими работами.

Оборудование туалетной комнаты подбирается исходя из возрастных возможностей детей. В ней выделяются три зоны: умывальная, душевая, зона санузлов.

Помещение оборудовано детскими унитазами в открытых кабинах без перегородок. Используются полотенцесушители, ячейки которых промаркированы знакомыми детям изображениями. Для развития культурно-гигиенических навыков используются индивидуальные зубные щётки, стаканчики для полоскания, расчёски.

Групповая комната

 В группе пражского детского сада по списку не более 20 человек.

Оборудование, игрушки и материалы предметно – развивающей среды групп составлены в соответствии с критериями:

  • Соответствие оборудования, игрушек, и материалов возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребёнка,
  • Полифункциональность оборудования
  • Дидактическая ценность игрушек и материалов
  • Эстетическая направленность оборудования, игрушек и материалов.

Всё оборудование, учебно – методические и игровые материалы обеспечивают психическую безопасность ребёнка, не провоцируют его на безопасные действия, не вызывают проявления жестокости по отношению к сверстникам, не порождают отрицательные эмоции.

При отборе оборудования, материалов и игрушек  учитываются необходимость и целесообразность оборудования, возрастные особенности детей, развивающая направленность.

В детском саду нет отдельных помещений для занятий музыкой, физической культурой. Музыкальные и спортивные центры расположены прямо в группах.

Спальные места детей оборудованы следующим образом: стационарные кровати с постельным бельём присутствуют только в группах 24 часового пребывания детей, в остальных группах используются пластиковые лежаки с матрацами. Дети не раздеваясь, спят в одежде. Постельного белья как такового нет.

Рабочее место педагога определено столом, информационной доской. Педагоги ведут журнал годового и календарного планирования.

ПОМЕЩЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА

Кабинет заведующей и методический кабинет составляют единое помещение. Руководитель учреждения является и методистом.

В пражских детских садах отсутствует,  привычный нам,   пищеблок. Еду доставляют в сад. Для этого в расположении  каждой  группы существует кухонное помещение, в котором помощник  разогревает, раздаёт пищу, моет посуду.

Подсобным помещением является и кладовая, общая для всего детского сада.

В детском саду предусмотрено дополнительное образование по изобразительной деятельности. Оно представлено гончарной мастерской, которая располагается в пристройке к зданию детского сада.

Занимаются с детьми старших возрастных групп по подгруппам, в вечернее время.

Дети изготавливают портреты родителей, барельефы, скульптуры малых форм, игрушки, вазоны.

Материалы приобретаются за счёт  родителей.

Дети принимают участие в различных конкурсах, занимают призовые места.

           

     

                                                           

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.

ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...

Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.

   Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...