Взрослые и дети на улицах и дорогах
статья на тему
Всем известно, что тротуар отведен для пешеходов, а проезжая часть дороги - для автомобилей. появление автомобиля на тротуаре (и такое бывает) - явление достаточно редкое. А вот пешеход на дороге - это можно видеть постоянно. прежде всего, пешеход появляется на дороге потому, что ему надо эту дорогу перейти. иногда бывает так, что на дороге нет тротуаров и потому приходится идти по проезжей части. Можно перечеслить еще несколько ситуаций (ремонт тротуаров, луж и т.д.), когда человек идет там, где должны ездить автомобили. появление пешехода на проезжей части дороги уже является предпосылкой для дорожно-транспортного происшествия.
Среди большого количества пешеходов выделим детей - самых подвижных, самых непредсказуемых участников дорожного движения. Их появление на дороге всегда должно заставлять водителя моментально сконцентрироваться и быть прдельно внимательным. Приходиться признать, что дети (впрочем, как и взрослые) нарушают правила, предписанные для пешеходов. Во многих случаях они являются участниками и даже основными виновниками дорожно-транспортного происшествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
123.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всем известно, что тротуар отведен для пешеходов, а проезжая часть дороги – для автомобилей. Появление автомобиля на тротуаре (и такое бывает) – явление достаточно редкое. А вот пешеход на дороге – это можно видеть постоянно. Прежде всего, пешеход появляется на дороге потому, что ему надо эту дорогу перейти. Иногда бывает так, что на дороге нет тротуаров и потому приходится идти по проезжей части. Можно перечислить еще несколько ситуаций (ремонт тротуаров, луж и т.д.), когда человек идет там, где должны ездить автомобили. Появление пешехода на проезжей части дороги уже является предпосылкой для дорожно-транспортного происшествия.
Среди большого количества пешеходов выделим детей – самых подвижных, самых непредсказуемых участников дорожного движения. Их появление на дороге всегда должно заставлять водителя моментально сконцентрироваться и быть предельно внимательным. Приходиться признать, что дети (впрочем, как и взрослые) нарушают правила, предписанные для пешеходов. Во многих случаях они являются участниками и даже основными виновниками дорожно-транспортного происшествия.
Но среди всех детей мы выделяем одну возрастную группу, о которой можно было бы сказать так: «Они часто бывают нарушителями (в нашем, взрослом понимании), но они никогда не являются виновниками». Речь идет о детях дошкольного возраста (до 6-7 лет). Дети этого возраста никогда не бывают виновниками правил дорожного движения по умыслу, сознательно. Их появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, поведение в транспорте есть ни что иное, как наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. И виновными в том, что происходит «по их вине», они не могут быть, потому что таковы их психолого-физиологические характеристики.
Как же быть в этой ситуации? Ведь среди жертв дорожных происшествий много и детей дошкольного возраста. Оставлять «все как есть» до тех пор, пока дети подрастут, - недопустимо, слишком большую цену – жизнь и здоровье детей – приходится платить, как дань автомобилизации. Значит надо уберечь детей от автомобилей, уберечь их от выхода на дорогу.
Прежде всего, взрослые – родители, воспитатели, работники ГАИ – за все, что происходит на дороге с детьми дошкольного возраста, ответственность должны брать на себя.
Но эта ответственность возникает не тогда, когда «что-то произошло». Взрослые ответственны за предупреждение несчастного случая, они должны прогнозировать возможность его возникновения, предвидеть эту возможность и ее предотвратить.
Самые простые примеры показывают, что если бы взрослые постарались предвидеть последствия, то многих несчастных случаев могло и не быть. Вот самый простой пример.
Дети очень любознательны, они хотят обследовать «мир и его окрестности». Не случайно территории яслей и детских садов имеют изгородь, забор, не позволяющие детям самостоятельно покидать территорию. Казалось бы, какое отношение к травматизму детей на дорогах имеют дыра в заборе детского учреждения или оставленные открытыми ворота (калитка), ведущие на территорию детского сада. При потере визуального контакта с воспитателем ребенок через проем в заборе или калитку может выйти (а это для него так интересно!) – и сразу же резко увеличилась опасность возникновения с ним несчастного случая, в том числе и с участием транспорта.
Обычно в таких случаях ребенка ругают, даже наказывают, хотя взрослые должны четко понять, что именно они спровоцировали приведенную в качестве примера ситуацию.
Основное «хождение», особенно через дорогу, ребенок совершает совместно с родителями. Именно с ними и от них он приобретает необходимый опыт, в том числе и своего поведения на улице.
Встаньте где-нибудь на улице и понаблюдайте за тем, как люди переходят проезжую часть. Мы сейчас не будем рассматривать переход улицы в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора. Попробуем понаблюдать за переходом улицы «по правилам».
Зажегся зеленый сигнал светофора и навстречу друг другу в быстром темпе двинулись два потока людей. В этих потоках люди идут с разными скоростями, они задевают друг друга, сталкиваются между собой. Иногда это движение происходит на фоне автомобилей, звуками и другими способами, дающими понять пешеходам, что они сейчас поедут. Люди спешат, причем эта спешка проявляется тем больше, чем шире переходимая дорога. Переход улицы даже взрослого человека в отдельных случаях оценить можно как микростресс.
Переключим внимание нашего наблюдения на взрослых с детьми (дошкольниками). В лучшем случае ребенка держат за руку. Взрослый практически тянет за собой ребенка. Переход взрослого с ребенком через улицу совсем не похож на прогулку. Переходя улицу, взрослый увеличивает скорость ходьбы, а ребенок остается где-то сзади и, хотя его держат за руку, он «болтается», как на привязи. Во избежание столкновения с идущими навстречу, взрослые меняют время от времени направление своего движения. Ребенок не успевает среагировать и его постоянно толкают идущие навстречу. Кроме того, встречные пешеходы видят только взрослого пешехода, а ребенка просто не замечают. Сам ребенок тоже не воспринимает идущих навстречу пешеходов.
Вся изложенная ситуация может выглядеть еще хуже, если ребенка не ведут за руку, а он сам держится за сумку. В этом случае количество доставшихся ему толчков, столкновений становится больше (может быть, потому и толкают молодые стариков, что те их толкали маленькими детьми?).
Единственное, что положительно в таком переходе улицы – за руку с родителями – это то, что родители обеспечивают безопасное пересечение проезжей части дороги ребенком. Как бы ребенку не было дискомфортно, он переходит дорогу безопасно, под контролем и руководством взрослого. Но именно при этом он овладевает тем набором социальных норм, которые сделают возможным для него хождение пешком как в группе, так и самостоятельно. Ребенок становится пешеходом. Его этому учат родители, воспитатели, окружающие его люди. Можно спрогнозировать, каким пешеходом он станет, как он будет переходить самостоятельно улицу. Взрослые передают детям то, чем владеют сами.
Роль семьи (в первую очередь мамы и папы) в воспитании детей трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, что делают мама и папа, отлично, лучше не бывает. Родители для ребенка является образцом поведения. Это потом, с возрастом, придет способность критически оценивать поступки, их результаты. А в том возрасте, который мы рассматриваем, родители – это только объект любви и подражания. Именно это должны вспомнить папы и мамы, когда они делают первый шаг на проезжую часть дороги, вообще, а тем более в неположенном месте или на красный сигнал светофора (имеется в виду, что с ними рядом их малолетний ребенок).
Итак, папа или мама с болтающимся сзади ребенком, которого они держат за руку, перебегают улицу, нарушая правила перехода. О том, что произошло нарушение правил, знает взрослый, ребенок не знает. Однако эту ситуацию он у себя в голове фиксирует. Он на конкретном примере, постигает «правила перехода». Если можно с папой (мамой) – значит так можно вообще. Если ничего не случилось, когда переходил с папой (мамой) – значит, ничего никогда не случится. Если так сделал папа (сделала мама) – значит так надо делать всегда. Хотелось бы, чтоб об этом помнили родители детей, закладывающие основу возможной будущей трагедии.
Следом за родителями по авторитету, по тому воздействию, которое они оказывают на детей, идут воспитатели детских садов. Иногда дети даже дома что-то делают или что-то не делают именно потому, что так сказала их любимая воспитательница. Именно этот фактор воспитатели должны максимально использовать и учитывать, ведя работу по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улице. Многие вещи дети делают еще, не понимая, почему это надо делать так и надо ли делать вообще. Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания.
Навык – это готовность выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате многократного повторения этих действий. Привычка – сложившийся способ поведения, осуществления которой в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться как стихийно, так и быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера.
Поведение ребенка на улице должно характеризоваться навыком, а выполнение правил (предписаний) безопасного движения должно стать привычкой.
В сельской местности часто бывает так, что трасса (автодорога) пересекает деревню (село), делит ее пополам. Дома жителей стоят по обе стороны дороги с интенсивным движением. Дорога становится для детей привычной частью пейзажа, окружения. Эта «привычность» может дорого стоить. Задача родителей, воспитателей сада, всех взрослых так построить свою работу с детьми, чтобы выход на дорогу был для них исключен, а сама дорога ассоциировалась со словом «нельзя».
Родители и воспитатели, водители и работники ГАИ, все взрослые пешеходы должны воспринимать самостоятельный переход дороги дошкольником, вообще их вывод на проезжую часть, как чрезвычайное происшествие, как нечто из ряда вон выходящее, но никак не обычное и нормальное явление.
По своим психолого-физиологическим особенностям ребенок до 6-7 летнего возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешехода, перейти правильно и безопасно дорогу не может. Однако жизнь диктует свои условия. Родители должны уходить на работу, а ребенка надо отправить в детский сад. Родители задерживаются на работе, а в саду уже закончился рабочий день. Родители больны (чаще всего это бывает в неполных семьях) и ребенка некому проводить и встретить. Поэтому родители вынуждены просить воспитателей отпускать детей домой одних или (что значительно лучше) вместе с другими родителями.
Родители, понимая всю опасность, вынужденно разрешают детям самостоятельно, на знакомом для них участке, переходить проезжую часть улицы. При этом взрослые понимают, что нет абсолютно никаких гарантий, что такой переход обязательно закончиться благополучно. Условия жизни в городах таковы, что все больше и больше детей самостоятельно маршируют по улицам.
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Взрослые и дети на улицах города"
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ...
Анкета для родителей «Взрослые и дети на улицах города»
Анкета для родителей «Взрослые и дети на улицах города»Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться с опытом семейного воспитания и индивидуально...
Консультация для родителей "Правила поведения взрослых и детей на улице "
С каждым годом все сложнее становиться дорожное движение. Постоянно растет число автомототранспорта на улицах города. В числе проблем, порожденных автомобилизацией, н...
Анкета для родителей "Взрослые и дети на улицах"
Анкета для родителей...
сообщение " Взрослые и дети на улицах города"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484188","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484197","...
Анкета для родителей «Взрослые и дети на улицах»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться с опытом семейного воспитания и индивидуально подойти к каждому ребёнку....