Система работы по формированию у детей потребности к здоровому образу жизни
методическая разработка по теме

Описание работы по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ix_vserossiyskaya_akciya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

       Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера

в свои силы.

                                              В.А.Сухомлинский

      В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психологического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция снижения качества здоровья. Это приводит к тому, что в условиях систематических школьных нагрузок большинство выпускников детских садов с традиционно организованной системой воспитания оказываются в числе неуспевающих учеников, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья.

     Успех воспитания здорового ребенка в дошкольном возрасте обеспечивается следующими обязательными условиями:

готовностью педагога к осуществлению валеологического образования детей;

личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе получения знаний;

активным участием родителей в воспитательном процессе.

         Эффективной системой оздоровительной работы с детьми является комплексное решение как медико-оздоровительных, так и психолого- педагогических задач, что достигается сочетанием лечебно-профилактического, физкультурного и образовательного направлений в следующих организационных формах:

регулирование двигательной активности;

овладение основами гигиенической культуры;

профилактика заболеваний и травматизма, соблюдение мер безопасности;

формирование элементарных знаний о человеческом организме.

Учитывая возрастные особенности детей, работу по их оздоровлению мы делим на три этапа:

этап - двигательная активность и физическое развитие детей;

этап - основы безопасности жизни и здоровья детей;

этап - валеология и здоровье детей.

На первом этапе оздоровительной работы с детьми решаются следующие задачи:

Оздоровительные:

сохранять и укреплять здоровье детей;

формировать правильную осанку и развивать все группы мышц;

содействовать профилактике плоскостопия.

Образовательные:

развивать двигательные способности детей и физические качества;

 формировать умения и навыки правильного выполнения движений.

Воспитательные:

воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физкультурой и самостоятельной двигательной деятельности;

воспитывать чувство уверенности в себе.

       Второй этап оздоровительной работой с детьми посвящен профилактике заболеваний и травматизма, соблюдению мер безопасности, выработке навыков безопасного поведения. В целях повышения безопасности детей необходимо дать им знания и навыки поведения на дорогах, в транспорте, обучить их адекватным действиям при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций. Говоря о здоровье детей, его сохранении и укреплении, педагоги и медицинские работники часто забывают о том, как важно научить ребенка самому беречь свое здоровье. Быть здоровым, в понимании детей среднего дошкольного возраста, значит «не болеть». Что значит чувствовать себя здоровым и быть здоровым, они объяснить еще не могут. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство (78% из 20 опрошенных в группе детей) отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженного, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, слякоть), а также и от своих собственных действий (есть холодное мороженое, мочить ноги и т.д.)                                                                                                                                                                                                                        Возраст от 5 до 7 лет - наиболее благоприятный период формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой выработки у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью, является у него потребности в здоровом образе жизни.                                  

     К основным целям работы на втором этапе относятся:

сохранение и восстановление здоровья детей;

обучение основам безопасности жизнедеятельности;

формирование здорового образа жизни.

         Для реализации этих целей необходимо:

дать детям систему знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

научить их адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;

помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, транспорте;

прививать культурно-гигиенические навыки, выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму;

развивать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;

оказать помощь родителям в обучении детей правилам безопасности;

внедрить разработанную систему в практику работы с детьми и их родителями;

развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, обогащать словарь;

проводить мониторинг результатов работы;

научить детей нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.         Следующим этапом работы по оздоровлению детей является валеологическое воспитаниеребенка.                                  

      Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.                                                                    

    Формирование отношения к здоровью как величайшей ценности жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Наличие этой потребности позволяет решать важнейшие психологическую и социальную задачи - становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.    

   К важнейшим условиям воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни относятся:

Гигиенически организованная социальная среда обитания - основное условие развития у него потребности в здоровом образе жизни.  

    Среда обитания в детском саду должна соответствовать требованиям психологической безопасности, учитывать аспекты социальных отношений. Например, важно не только то, что детей вовремя укладывают спать в соответствии с режимом, но и то, как это делают, обеспечиваются ли их здоровый сон, комфортность при пробуждении.

   Наличие специальной обучающей программы, направленной на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Мы используем свою программу оздоровления «Здоровье с детства». Программа направлена на то, чтобы развитие ребёнка было гармоничным благодаря здоровьесберегающим технологиям воспитания.

   Овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Такая потребность формирует у ребенка на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно.                                                                  

          Реализация выдвинутых принципов позволяет решать следующие задачи:

- воспитывать валеологическое сознание детей, стремление заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;

- развивать основы валеологического мышления, т.е. умение использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни, самостоятельно решать свои проблемы (по возможности);

- воспитывать валеологические взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;

 формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимании сущности здорового образа жизни как стиля жизни, адекватного поведения в различных ситуациях.  

     В оздоровительную работу по валеологическому воспитанию включены направления:

ознакомление детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, доступных для изучения и наблюдения;

ознакомление детей с основами первой помощи при травмах;

закрепление знаний безопасности поведения в различных ситуациях;

приобретение навыков ухода за органами тела;

формирование навыков саморегуляции поведения (аутотренинг, массаж, гимнастика для глаз и т.п.);

приобретение навыков сохранения и укрепления осанки;

приобретение навыков здорового питания;

работа с родителями с целью создания благоприятных условий для оздоровления в семье, воспитание валеологической культуры родителей.  

   Основная задача коллектива – заложить основы гармоничного развития детей, базирующегося на совершенствовании показателей собственного здоровья, здоровья близких людей.

   Воспитательно – образовательный процесс в детском саду ориентирован на ФГТ с применением инновационных педагогических технологий.

   Педагоги нашего сада очень часто включают в педагогический процесс опытно – исследовательскую деятельность.                                        

  Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников позволяет детям активно включаться в процесс познания, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого делать небольшие открытия, выводы, умозаключения: пульс участился, а значит, сердце работает быстрее при активном движении; если заткнуть уши, ничего не услышишь и т.д. Моделируя на игрушках дорожные ситуации, педагог предлагает убедиться, что человек не может видеть движущийся транспорт, обходя автобус спереди. Поджигая кусочки дерева, бумаги, показывает, как быстро огонь распространяется и охватывает предмет, и внушает мысль, что нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Предложив детям пройти некоторое расстояние с завязанными глазами, убеждает их в том, насколько важен этот орган и как тщательно его нужно беречь.

   Основной метод работы наших педагогов – это проектная деятельность. Во-первых, проект – одно из средств интеграции образовательных областей.                                                                                    

   Во – вторых - проектная деятельность помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что, в конечном счете, развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки. В исследовательском проекте дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газеты, плаката, книги, выставки. Ролево - игровой проект предполагает решение поставленных перед детьми проблем путем их вхождения в образы сказочных персонажей. С помощью информационных проектов дети самостоятельно получают необходимую информацию и реализуют ее на практике. Результатом творческих проектов могут стать оформление группы, показ спектакля и т.д. В проекте сочетаюся разные направленности, поэтому и содержание их различны, все зависит от отношения педагога к этой деятельности, его инициативы и творческого подхода.                                                                                                                            

    Работу с детьми по валеологическому воспитанию строится на основе перспективного планирования, что позволяет отслеживать системную и комплексную работу. Мероприятия по валеологической направленности органично вплетаются в режимные моменты и деятельность детей. Валеологические знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер.                                                                                                                                            

         Проводимые оздоровительные мероприятия дают хорошие результаты, что отражает успешную работу педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей, а также огромный учебно-воспитательный потенциал, который имеет валеологический подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста.

        

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателей и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни

Главный момент в контексте "семья-дошкольное учреждение " личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей,успехов и неудач,сомнений и размышлений в процессе воспитания конкр...

Образовательные технологии: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни

Методы и приемы формирования у детей потребности в здоровом образе жизни...

"ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ"

Презентация к родительскому собранию "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ"...

Презентация "Содружество семьи и детского сада в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни"

Видеть красивого и здорового ребенка - желание каждого,кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее. в резентации показаны методы работы с родителями по формированию у детей привычки ...

«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»

Перспективный план«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»...

взаимодействие воспитателя и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни

Главный момент в контексте "семья-дошкольное учреждение " личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей,успехов и неудач,сомнений и размышлений в процессе воспит...

Взаимодействие детского сада и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения....