Статья на тему: "Особенности организации театрализованных игр с детьми с ОВЗ".
статья (старшая группа) по теме

Курганова Елена Александровна

В статье рассказывается об организации театрализованных игр и представлен фрагмент игры. Игра раскрывает творческие возможности и формирует положительные качества личности,что способствует гармонизации отношения детей с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Курганова Елена Александровна

                                                          МДОУ «Детский сад № 91

                                                          компенсирующего вида»,  г.о. Саранск,

                                                          учитель-дефектолог.

                                                          430028, г. Саранск ,

                                                          ул. Есенина, д. 6-а, кв. 24.

                                                          Сот. тел. 89272745272

                                                          Адрес эл. почты:

                                                          detskiisad91@yandex.ru

                                                         (для Кургановой Е.А.).

Тема: Организация театрализованных игр.

      Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки; попадают в мир прекрасного. Игра позволяет стимулировать двигательную активность ребёнка, совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений рук и ног, движений обеих рук, активизирует сенсомоторное развитие, развитие познавательной активности и основных познавательных процессов: воображения, памяти, коммуникативности, эмоционально-волевой сферы, раскрывают творческие возможности и формирует положительные качества личности. Всё это способствует гармонизации отношения ребёнка с окружающим миром.

     Если педагог сам увлечён каким-либо делом, он обязательно заинтересует им детей. Я убеждена, что сказку не нужно репетировать, а в неё надо играть, т.к. игра- ведущий вид деятельности наших детей. С детьми надо обращаться на равных, спрашивать их советов, интересоваться их мнением. Тогда они почувствуют, что от них многое зависит в игре, и будут относиться осознанно к роли, а это- начало творческого подхода.

     Необходимо правильно организовать театрализованную игру. Основными требованиями являются:

- содержательность и разнообразие тематики;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;

- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

   Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету сказки. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную ими тему.

    Известная рекомендация-чтение произведения до начала игры - требует обсуждения и уточнения. Прочитанное становится понятным, если оно хорошо иллюстрировано. (Можно использовать театр игрушек, «живые картинки»). Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.

    Вначале педагогу лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Дети начинают участвовать в диалоге с нами, имитируют движения, голос, интонацию персонажей игры.

   Дети с нарушениями интеллекта неинтересно играют, не проявляют инициативы и творчества, не способны действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Игровые действия детей, как правило, не эмоциональны, лишены чувств. Дети не используют выразительных движений, для изображения какого-либо персонажа. Их лицо лишено мимики, голос не интонирован, что может привести к потере интереса к игре. Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие: в младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (имитировать движения); в средней группе использовать художественно-образные выразительные средства - интонацию, мимику (жесты, позу, походку); в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

    Речь педагога, которую он ведёт сам, служит первым образцом для подражания. Далее – небольшие упражнения с детьми. После театрализованной игры  для упражнений использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например: « Кто лучше, кто жалобнее скажет?» Опросить всех детей, победителю аплодисменты. Мы привлекаем детей к лучшему исполнению. Детям это доставляет радость, кроме того, формируются необходимые умения. Затем упражнение в интонировании диалога. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации.

           С целью развития выразительного образа мы включаем игры с превращениями в животных. Они позволяют значительно расширить диапазон невербальных средств коммуникации, а в дальнейшем обогатить содержание игровых ролей. В процессе обычных наблюдений за способом передвижения, положением тела животного, выделяются его характерные движения (как ест, как спит, как бегает). Детей учим устанавливать связь между движениями и эмоциями, настроением персонажа. Для того, чтобы воспроизведение движения осуществлялось осмысленно, а не спонтанно, его необходимо рассматривать, изучать то, что оно выражает, особенно подчёркивать зависимость внешних проявлений и внутренних переживаний персонажа. Например, взрослый спрашивает: «Когда кошка сердится, она мурлычет?», «Как она держит спину, лапы?», «Как она шипит?», «Что она хочет этим сказать?», «Не подходите, оцарапаю!», «Можно такую кошку погладить?», «А почему?» Далее обучаем детей технике преображения головы, туловища, походки. Мы рекомендуем использовать игры с превращениями в животных: «Сердитый кот», «Весёлые медвежата», «Мишка рассердился», «Трусишка Зайка», «Зайки серые сидят». Специально подобранные музыкальные фрагменты и эмоциональная речь педагога позволяет детям вжиться в образ и стимулировать перевоплощение. Для того, чтобы развитие театрализованной деятельности проходило более успешно, мы создаём необходимые условия в нашей группе: уголок ряженных, декорации, костюмы, инструменты, магнитофон, аудиозаписи сказок, музыки; настольный театр, платковый театр, театр картинок и т.д. Для театрализованных игр мы изготавливаем костюмы и их детали: шапочки, маски, перчатки и т. д. Они не сложные, чтобы дети легко смогли надеть и снять их, не отвлекаясь от игры. Всё это помогает детям в играх, делает их более понятными, доступными и интересными.

      В нашем детском саду в работе с детьми мы используем «Платковый театр» в сказках: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Рукавичка». Детям очень нравится «перевоплощаться», они имитируют движения, голос. Принимают на себя роль, удерживают её до конца. Развивают навыки эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми.

Фрагмент  игры.

    Детям предлагает педагог показать сказку «Колобок». С использованием настольного театра педагог рассказывает сказку. Затем проводится беседа по сказке.

  -Как называется сказка? (Сказка называется «Колобок»).

  -Кто слепил Колобка? ( Колобка слепили Бабушка и Дедушка).

  -Кого встретил Колобок в лесу? (Колобок встретил в лесу Зайца, Волка, Медведя, Лису).

  -Что сказал Заяц Колобку? (Колобок, я тебя съем).

  -Что ответил Колобок? (Колобок ответил: -Не ешь меня Заяц, я тебе песенку спою).

  -Кого ещё встретил Колобок? (Колобок встретил Волка, Медведя, Лису).

  -А, кто съел Колобка? (Колобка съела Лиса).

  -Какая была лиса? (Лиса была обманщица, хитрая).

 Далее идёт распределение ролей, планирование деятельности.

  - Максим, сегодня Колобком будешь ты.

  -Какой Колобок? (круглый, вкусный). Покажи, как катится Колобок? Каким голосом разговаривает Колобок? Что ты скажешь? Аналогично  распределяются другие роли).

 Далее педагог приглашает детей в путешествие. Дети в костюмах едут показывать сказку, затем идёт сама игра. Дети показывают сказку. Педагог читает текст. После показа дети возвращаются в детский сад. Затем подводится итог игры. Оценка деятельности детей.

      Сказки - это существенный механизм развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своём будущем. С помощью сказок можно воспитать ребёнка. Помогать преодолевать негативные стороны его формирующей личности.  Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития детей. Она необыкновенно насыщенная, что делает её привлекательной для детей.

ЛИТЕРАТУРА

       1. Артемова  Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. -  М.: Просвещение, 1991. – 5-15 с.  

       2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: Издательство «Союз»,2001.-320с.

       3. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. -78-79с., ил.

      4.Реутская Н. А. Театрализованные игры дошкольников. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. –М.: Просвещение, 1989.–286 с.

       5.Ушакова Н. В. Организация театрализованной деятельности в ДОУ.

Ж-л Воспитатель ДОУ, -№ 6, 2010. – 88-89 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Статья "Роль игры в организации театрализованной деятельности дошкольников"

Статья "Роль  игры  в  организации  театрализованнойдеятельности   дошкольников"...

Статья на тему "Особенности восприятия детьми сенсорных эталонов"

Усвоение сенсорных эталонов – процесс сложный и длительный, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.  Усвоить сенсорный эталон -  это вовсе не значит...

Статья" Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"

Театральная  деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется прин...

Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.И...

Статья на тему : "Особенности организации и проведения режимных моментов в детском саду"

Консультации для воспитателей по организации и проведению режимных моментов в детском саду...


 

Комментарии

Курганова Елена Александровна

Курганова Елена Александровна
МДОУ «Детский сад № 91
компенсирующего вида», г.о.Саранск,
учитель-дефектолог.
430028, г. Саранск ,
ул. Есенина, д. 6-а, кв. 24.
Сот. тел. 89272745272
Адрес эл. почты:
detskiisad91@yandex.ru
(для Кургановой Е.А.).

Тема: «Особенности организации театрализованных игр с детьми с ОВЗ».
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки; попадают в мир прекрасного. Игра позволяет стимулировать двигательную активность ребёнка, совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений рук и ног, движений обеих рук, активизирует сенсомоторное развитие, развитие познавательной активности и основных познавательных процессов: воображения, памяти, коммуникативности, эмоционально-волевой сферы, раскрывают творческие возможности и формирует положительные качества личности. Всё это способствует гармонизации отношения ребёнка с окружающим миром.
Если педагог сам увлечён каким-либо делом, он обязательно заинтересует им детей. Я убеждена, что сказку не нужно репетировать, а в неё надо играть, т.к. игра- ведущий вид деятельности наших детей. С детьми надо обращаться на равных, спрашивать их советов, интересоваться их мнением. Тогда они почувствуют, что от них многое зависит в игре, и будут относиться осознанно к роли, а это- начало творческого подхода.
Необходимо правильно организовать театрализованную игру. Основными требованиями являются:
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету сказки. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную ими тему.