Статья: "Какими же должны быть жители города Санкт-Петербурга?".
статья по теме

Гуляева Татьяна Николаевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_a._s._pushkin.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

     Наш город Санкт-Петербург – один из самых больших и красивых городов мира. Наш город всегда считался культурной столицей России.

     Какими же должны быть жители этого города?

Прежде всего, они должны знать и любить свой город. А еще важно с малых лет научить детей чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми и внимательными к другим людям. Ребята должны знать, любить, беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского жителя…. . Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками.

     Дети – дошколята очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, позволяет создать эмоциональный настрой и ощущение себя истинным петербуржцем.

      Мне представляется целесообразным привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем постоянно встречаются, но порой не замечают. Сравнивая ближайшее окружение, дети могут выявить особенности Петербурга как города вообще, а затем подойдут к пониманию его неповторимости.

История города сохранилась и дошла до нас в стихах и песнях посвященных Петербургу, в фотографиях и картинах художников.

     В свои перспективные планы я включила общеизвестные произведения поэтов, художников и композиторов.

«Здесь будет город заложен…» (Петропавловская крепость)

«Дорогой Невский был тогда….» (Невский проспект)

«Ростральных колонн засверкали огни…» (стрелка Васильевского острова)

     Пушкинские произведения являются названиями запланированной совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с городом Санкт-Петербургом. Одновременно ребята знакомятся с определенными местами нашего города и творчеством великого поэта А. С. Пушкина.

     Пушкин и Петербург… Они неразделимы. Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь вдохновенно воспет, как Петербург Пушкиным.

     Читая об А. С. Пушкине я нашла высказывание В. Г. Белинского о поэте: «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

     Мы – петербуржцы! В таком замечательном городе, как наш  и люди должны быть добрые, отзывчивые, приветливые. Трудно быть настоящим человеком, но так славно и почетно. По-нашему поведению судят и о нашем городе.

     Одной из главных поставленных задач – воспитание вежливых и культурных петербуржцев.  Ведь вежливость – это визитная карточка культурного человека.  И поэзия А. П. Пушкина помогает мне в этом.  Изучение города способствует решению задач всестороннего развития детей. При знакомстве с городом у детей формируются познавательные процессы, активно развивается речь. Дошкольники получают широкие возможности сформировать пласт понятий: город, улица, проспект, памятник, архитектора, скульптура; у детей развиваются пространственные и сенсорные представления.

     Раннее знакомство с городом развивает ребенка и в личностном плане: ребенок начинает осознавать себя жителем Петербурга. Исторические и географические сведения будут успешно ложиться на ряд имеющихся зрительных впечатлений. Подготовленные дети станут осознанно и с интересом относиться к экскурсиям, будут иметь багаж зрительных, литературных и музыкальных образов.

     Пушкинский Петербург – понятие особенное, может быть единственное в своем роде. Представьте на миг, что поэт не написал бы своего «Медного всадника» и мы не узнали бы этих строк:

«Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?»

     А когда мы любуемся городом в белую ночь, мы вспоминаем пушкинские строки: «Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак, блеск безлунный…».

     Свое первое знакомство с великим поэтом мы с детьми начинали, конечно, с его детства. Маленький Саша уезжал в село Михайловское со своей няней Ариной Радионовной. Поэт по-настоящему крепко любил свою няню и написал ей много трогательных стихотворений. Саша Пушкин очень любил природу и в его стихах мы с детьми найдем все четыре времени года.

     Тут и наступление весны с ее ручьями, первыми пчелами и песней соловья; тут и лето с его грозами и зима с ее бодрящим холодком и красотой рассыпчатого снега.

     Арина Родионовна не только пела Пушкину русские народные песни – она была еще и сказочницей. Однако прошло достаточно много времени, когда наконец-то эти русские сказки нашли свою стихотворную форму.

     Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Так, в «Сказке о попе и о работнике его Балде» поэт изумительно тонко передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и  любителями пользоваться чужим трудом на дормовщинку. С такой же,  только более легкой усмешкой, говорит о жадной и сумасбродной старухе в «Сказке о рыбаке и рыбке».

     По созданным таблицам дети совместно все вместе обсуждают все сказки с нравственной точки зрения, называя положительных и отрицательных героев.

     Пушкинские сказки сродни народным песням. Нас всех пленяет напевность и легкость стихов. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно они вдохновляют композиторов на создание дивных опер. Именно они были включены в занятия по сказкам. Дети с удовольствием слушали отрывки из опер Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».

     При составлении перспективных планов учитывалась удаленность детского сада от исторического центра города. Дети дошкольники, проживающие в так называемых «спальных» районах, зачастую считают главной улицей города ближайший проспект (например: пр. Культуры). Они очень редко выезжают в центр Санкт-Петербурга с родителями с целью увидеть и узнать свой город. И, хотя многие из родителей очень мало или практически ничего не знали о городе, в котором живут, - я решила опереться в своей работе на родителей.  Родителей ознакомила с планами по ознакомлению детей с городом и все что узнавали дети,  узнавали и родители.  Закрепление материала происходило на экскурсиях, которые планировались заранее и тщательно продумывались: Как загорались интересом глаза детей после таких выездов!

     Воспитывая маленького петербуржца, никогда не забывала о «взрослых петербуржцах».  Им тоже нужна помощь, им тоже важно и интересно знавать город вместе с детьми. Я уверена – это делает семейные отношения добрыми и теплыми. А ведь в дружной семье и культура общения высокая. Вот так, не спеша, мы поможем воспитать семью, в которой начинает формироваться маленький Петербуржец, любящий свой дом и город.

     Вместе с родителями мы приступили к созданию и обогащению развивающей среды в группе. В каждой возрастной группе она разная: различный демонстрационный материал – календари, альбомы, книги, технические средства: магнитофон, диапроектор, слайдоскоп;  пазлы о городе, мозаики, кубики, конструкторы, «старый» город, дидактические игры, настольно-печатные игры, считалки, дружилки, загадки о городе. Интересна подборка стихов о городе с мнемотаблицами. Составлена большая картотека ребусов. Ребусы – это загадки, в которых зашифрованы слова при помощи знаков, рисунков и букв. А чтобы их расшифровать, дети должны вспомнить свои знания о городе.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в младшей группе "Должно быть всем понятно - чистым быть приятно!"

Цель:    Пробуждать к выполнению элементарных гигиенических навыков....

Статья: " КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛЕЗНАЯ ДЕТСКАЯ ИГРУШКА?"

Начнем с того, для чего нужны игрушки и что каждая из них может дать для детского развития. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка. Развивающий и образовательный эффект определяет...

«Всем должно быть ясно – чистым быть прекрасно»

Конспект состоит из двух частей. Вторая часть практическая....

Конспект занятия «Должно быть всем понятно - чистым быть приятно!»

Конспект занятия для группы младшего возрастаДанное занятие предназначено для детей младшей группы. В конспекте раскрываются приемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.Программное содер...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы Тема: «Улицы города должны быть чистыми»

С помощьюданного материала можно : развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, расширять и закреплять представления детей об утилизации мусора, о вторичном использовании б...

Статья. Какими должны быть театрализованные игры для детей 5-6 лет

Как правильно организовать театральную игру для детейЧто родителям надо знать об организации детской театральной деятельности в домашних условиях? Педагоги утверждают, что в театральные игры можно игр...