ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА"
материал (старшая группа) по теме

Трубицына Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnyy_proekt1.doc540 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА».

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

1. ВИД ПРОЕКТА – познавательный, фронтальный.

2. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – средней продолжительности (1 неделя).

3. УЧАСТНИКИ – воспитатель Трубицына Е.Н., дети старшей группы, родители старшей группы.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ – познание, коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество.

5. Актуальность - Двадцать первый век - век промышленного и научного прогресса.       Все мы стремимся вперед, стремимся быть лучше. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева, однако в наше время это искусство начинает забываться. Вы скажете, что это было принято раньше в деревнях, что это занятие сложное. Однако я считаю, что кружевоплетение на коклюшках - прекрасно успокаивает, расслабляет человека от городской спешки, ручной труд всегда ценится, к тому же кружево - прекрасный подарок! Технология плетения зародилась в девятнадцатом веке, в России, в городе Елец Липецкой области. Кружевоплетение - традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение!

6. ЦЕЛЬ – формирование и развитие познавательного интереса к  предмету русского народного творчества – елецкому кружеву.

7. ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

- ПОЗНАНИЕ:

1. Уточнить и расширить знания детей о родном городе.

2. Познакомить детей со старинным народным промыслом-кружевоплетением.

3. Познакомить родителей с историей елекого кружева.

4. Приобщать детей к народному искусству.

5. Развивать интерес к труду мастеров родного края и их произведениям искусства.

- КОММУНИКАЦИЯ:

1.Пополнить и  активизировать словарь на основе углубления знаний детей о кружевоплетении.

2. Развивать умение использовать эти слова в своей речи.

3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

4. Способствовать развитию любознательности.

- СОЦИАЛИЗАЦИЯ:

  1. Познакомить детей с дидактической игрой «Что нужно для плетения кружева», направленную на закрепление представлений о кружеве.
  2. Познакомить детей с русской народной игрой «Кружева».

     3.  Развивать творческие способности детей в играх.

  1. Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.

 - БЕЗОПАСНОСТЬ:

  1. Продолжать знакомить детей с культурой поведения на улице и в музее народных промыслов.
  2. Формировать навыки безопасного поведения в русской народной игре «Кружева».

- ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1  Формировать интерес к кружеву через сказку Т.А.Ершовой «Сказка про то, как три речные царицы поссорились о мудром водяном царе и чудесном киришском кружеве».

2.Познакомить детей со стихотворениями  поэтов города Ельца  о елецком кружеве.

- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (продуктивная деятельность – рисование):

1. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

2. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

3. Продолжать учить симметрично располагать узор, использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы.

9. Предварительная работа: отображение целей и задач проекта, составление плана-схемы мероприятий, обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта, создание комфортной предметно-развивающей среды, подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.

10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

- Общеобразовательная программа воспитания и обучения детей МБДОУ детский сад № 4 «Рябинка»;

- Методическое пособие И.А. Лыкова .Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Москва. 2007.

- Альбом плетеных кружев. Москва, 1928.

- Художественная литература: стихотворения елецких поэтов о кружевах, Т.А. Ершова «Сказка про то, как три речные царицы поссорились о мудром водяном царе и чудесном киришском кружеве».

- конспекты НОД «Белая кружевная метелица», «В гостях у кружевницы»;

- атрибуты к дидактической игре «Что нужно для плетения кружева»;

- карточки узоров плетения кружев.

11. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ : предполагаю сформировать у детей познавательный интерес к предмету русского народного промысла – елецкому кружеву, привлечь уровень родительской активности   к старинным традициям города – коклюшечному кружевоплетению.

12. ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: организована выставка изделий из елецкого кружева в группе детского сада;  создана методическая копилка по данной теме.

13. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА.

- Открытая непосредственная образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности формирование целостной картины мира, расширение кругозора «В гостях у кружевницы».

- Выставка изделий из елецкого кружева.

Выводы

Плести кружева очень нелегко. Но при всей сложности плетеных узоров научиться делать кружева может каждый. Дети не  только познакомились с кружевами, но и многие воспитанники  заинтересовались приемами кружевоплетения и хотели бы себя попробывать в роли «маленьких кружевниц.

    ПРИЛОЖЕНИЯ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА.ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА».

ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА. ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА.

В октябре 2011 года художественный промысел «Елецкие кружева» отметит свое 210-летие. Работы елецких кружевниц славятся во всем мире. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность.

Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. В старинных русских летописях есть упоминание, что мастерство кружевного плетения встречалось еще в ХIII веке. Кружева плели в ХVI и последующих веках. Кружевные фабрики, основанные на труде крепостных мастериц, славились своими изделиями и далеко за пределами нашей Родины.

Центром кружевного искусства Липецкой области является город Елец. Кружевоплетением занимаются также в некоторых селах Становлянского, Измалковского и Данковского районов.

Кружева делятся на парные и сцепные. Парные кружева исполняются по сколкам, а сцепные – при помощи металлического вязального крючка, который как бы сцепляет отдельные части изделия.

Парные елецкие кружева, выполненные из тончайших ниток с изящным, тщательно выверенным орнаментом, основаны на чередовании различных по плотности крупных и мелких форм: ромбов, кружков, треугольников, располагающихся то по вертикали, то по горизонтали, то по диагонали или в шахматном порядке.

В рисунок вводится растительный орнамент, состоящий из веток, листков, цветов, обрамляемых сложной ажурной каймой. Узор кружев прост и в то же время сложен. Он предельно ясен по форме, но у него всегда много полутонов, малозаметных переходов от открыто-белого до густо-темного.

За последние годы усилиями художников был создан ряд высокохудожественных образцов кружевного искусства как с мелкой, так и с крупной орнаментикой, имеющих особый, «елецкий» характер узоров. В отличие от изделий мастериц других районов страны, елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.

Возникновение елецкого кружева

Кружевное производство в Ельце возникло из распространенного в ХVIII веке плетения гарусного шнура, которым после окраски вышивали солдатские мундиры.

Документально подтвержденной датой рождения елецкого кружева считают 1801 год, которым датируется сохранившееся полотенце со словами: «Сей плат шила диаконова дочь Александра Ивановна». О елецком же происхождении говорит изображение оленя и наличие полотнянки и сетки на самом изделии.

 В богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах кружево, а там в первую очередь оно и появилось, плели из металлических, льняных и шелковых нитей, а для украшения одежды богатых людей использовалось золото и серебро. Ранним работам были присущи геометрические фигуры с различными решетками и орнаментом, характерным для узорного

ткачества. Позднее появились тонкие и плавные растительные вкрапления, типичные для елецкого кружева более позднего периода.

К середине ХIХ века, когда Елец превратился в торговый город, а император Николай 1 своим указом от 1 июня 1846 года в торговых правах уравнял его с российскими губернскими и портовыми городами, кружевоплетение превратилось в кружевной промысел.

 Местные мастерицы еще в первой половине ХIХ века создали особый, самобытный стиль и технику плетения типично елецкого узора с обилием прозрачных ажурных решеток, отличающих наше кружево от вологодского и рязанского.

 В конце ХIХ века в Елецком уезде этим промыслом было занято более одиннадцати тысяч человек, а это треть всех кружевниц России. Елец превратился в важнейший центр производства и торговли кружевом.

 Мир оценил его по достоинству. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене творения ельчан покорили своей красотой. В 1927 году на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году – в Нью-Йорке.

Самобытное искусство процветало. Среди ельчан самыми именитыми мастерами считались монахини Знаменского монастыря. Двести его насельниц создали своего рода школу для елецких кружевниц. Здесь выполнялись заказы для украшения церквей, одежды священнослужителей, делались штучные изделия из золотых и серебряных нитей для особ императорского двора. Известно, что всего за месяц монахини изготовили неповторимые по красоте платья Великим Княгиням Романовым – Ольге и Ксении.

Предприятие росло и развивалось, открылся швейный цех, где красивое ручное, а потом и машинное кружево стали пришивать к постельному белью, платьям и блузкам. Потом заработала строчевышивальная фабрика.

Кружевной промысел Елецкого уезда является одним из наиболее крупных кустарных промыслов в России. Он городского происхождения. Сначала появился в Ельце, а оттуда перешел в уезд. Первое исследование местного кружевного промысла было произведено С.А.Давыдовой по поручению комиссии по исследованию кустарной промышленности в России в 1880 году. В конце ХIХ века в Ельце и его пригородах насчитывалось 4679 кружевниц, из которых только 500 было городских, остальные являлись жительницами пригорода, сел и деревень.

Начало производству было положено давно, но до 50-х годов ХIХ века плетением кружева занимались только в купеческих семьях и в помещичьих усадьбах.

С конца 70-х годов кружевное производство начинает проникать в глубь уезда, причем это распространение происходило с необычной быстротой и интенсивностью. По исследованию 1880 года, промысел охватывал уже 25 населенных пунктов, или всю прилегающую к городу Ламскую волость и несколько селений соседних волостей: Воронецкой, Суворовской, Верхне-Дрезгаловской.

За тридцать лет (с 1886 года) число кружевниц в Елецком уезде увеличилось почти в 4 раза.

Елецкое кружево пользовалось большой популярностью. Старое елецкое кружево отличалось не только необычайной тонкостью и тщательностью отделки, но и высокой художественностью. Местные мастерицы выработали свой особый стиль елецкого кружева, отличительной особенностью которого является мелкий стиль и тонкие, изящные мотивы. Кружевное производство расширялось. В 1913-1914 годах по Елецкому уезду было зарегистрировано 30352 взрослых женщин и девушек, 103243 подростка и 15 мужчин, занимавшихся плетением кружев. Такое увеличение количества было обусловлено тем, что в 80-е годы ХIХ века в деревню стали проникать денежные отношения и перед местным населением остро встал вопрос: где брать деньги. Распространению промысла за пределами города способствовало и появление торговых посредников, скупщиков.

Елецкое кружево пользовалось большой известностью благодаря необычайной тщательности отделки, высокой художественности. Местные кружевницы выработали свой особый стиль, особенностью которого являются тонкие, изящные мотивы.

    Первая мировая война произвела большие перемены на российском кружевном рынке. Сократилось промышленное изготовление и, следовательно, возрос спрос на кустарные кружева. Но подорожание сырья, снижение закупочных цен на кружева, переход на плетение белого кружева, требовавшего большей аккуратности и умения, повлекло за собой сокращение производства.

Елецкое кружево в СССР

Впервые елецкие кружевницы объединены в Промысловый Союз в 1924, который до 1941 находился в ведении Всероссийского кооперативного Совета. В состав Союза входило 45-49 артелей. В 1944 г., несмотря на продолжающиеся бои на фронтах, восстановлен Елецкий профсоюз кружевниц. В нем насчитывалось 7 артелей, позже – 23. Артели охватывали села – Плоское, Красное, Чернаву, Долгоруково, г.Задонск. Профсоюз действовал до 1960. Затем Союз кружевниц преобразован в комбинат художественных промыслов. С укреплением базы он получил статус производственного объединения «Елецкие кружева», а с началом реформ преобразован в товарищество с ограниченной ответственностью – фирму «Елецкие кружева».

Даже в годы Великой Отечественной войны в Ельце не дали умереть кружевному промыслу. А в пятидесятых годах его увидели Международные выставки в Праге, Каире, Брюсселе.

 Характерной особенностью Елецкого промысла является максимальное использование творческого ручного труда мастеров и художников, что определяет неповторимость изделий и является основой для раскрытия творческой индивидуальности мастеров. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делают кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремились передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность.

Работы елецких кружевниц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, получали медали, дипломы и награды. Коллекции изделий елецких кружевниц хранятся в Музее народного искусства, Государственном Русском музее, Государственном Музее этнографии СССР, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства народов СССР, Липецком, Орловском, Елецком краеведческих музеях.

 К 90-м годам в России производилось столько хлопчатобумажных кружев, что продукция ельчан стала терять рынок сбыта.

 В 1996 году «Елецкие кружева» были на грани банкротства. Зарплата не выплачивалась месяцами, долги и убытки в тех деньгах зашкаливали за 4 миллиарда рублей. Сегодня «Елецкие кружева», продолжая «залечивать раны» прежних лет, работают на максимальном подъеме. За последние 5 лет ежегодно объемы производства растут минимум на 150 процентов. Предприятие активно и плотно сотрудничает с 60 регионами России, ближним зарубежьем, постоянными партнерами здесь считают как минимум 200 торговых предприятий. Иностранцы обращают внимание на «Елецкие кружева» не случайно: в активе предприятия – более 30 дипломов и почетных грамот только за последнее время плюс две престижных золотые медали за качество. На предприятии к этим наградам относятся серьезно: это не только заслуженная оценка труда, но и повышение престижа елецких кружев. На фабрике делается все, чтобы самый придирчивый и разборчивый покупатель не смог найти ни одного изъяна в продукции предприятия.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У КРУЖЕВНИЦЫ»

Виды деятельности: познание, коммуникация, социализация, безопасность.

 

Программное содержание:

  • Познакомить детей со старинным народным промыслом — кружевоплетением.,
  • развивать интерес к труду мастеров родного края и к их произведения искусства..
  • развивать эстетическое восприятие, воображение, фантазию,
  • приобщать детей к народному искусству.
  • воспитывать любовь и уважение к предметам, созданных человеческим трудом.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных костюмов, рисование снежинок, прослушивание русских народных песен, беседа о русском быте и традициях.

О 6 о рудование:

Карточки с изображением предметов: подушка, для плетения кружева, подушка для сна; коклюшки, барабанные палочки; узор, рисунок; булавки, английская булавка; нитки, канат; кружевная салфетка; сарафан; кружевные снежинки.

Ход НОД:

В: Сегодня на улице пасмурно. А в нашей комнате тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами улыбнемся друг другу, подарим гостям свою улыбку. Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

Раздается стук в дверь.

В: К нам кто-то пришел. Давайте откроем дверь. Проходи, гостья дорогая.

Матрешка: Я маленькая крошка, А зовут меня...

Дети : Матрешка.

В.: Матрешка, что ты такая грустная?

М: У всех моих подружек, матрешек, очень красивые сарафаны. А у меня простой сарафан, без украшений. Я слышала, что ваш город Елец знаменит кружевом. Я хочу украсить им свой сарафан . Но что такое кружево, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста.

В: Матрешка правильно, наш город Елец знаменит кружевом. Но наши дети маленькие и тоже не знают, что это такое. А поможет нам бабушка, Матрена Ивановна. Она нам все расскажет о кружеве, и мы вместе поможем украсить сарафан Матрешки.

В: Для того , чтобы оказаться в гостях у Матрены Ивановны нам нужно сказать чистоговорку.

- Ва-ва-ва - хотим увидеть кружева. Сначала я произнесу тихо. Послушайте. А теперь повторите за мной, (дети произносят шепотом, тихо, громко).

В: Вот мы дочти в гостях у Матрены Ивановны.

М.И. Здравствуйте дети. Меня зовут Матрена Ивановна.

В: Матрена Ивановна, помогите нам пожалуйста. Расскажите о кружеве и помогите украсить сарафан для Матрешки.

М.И. Конечно я вам помогу. Я знаю, что такое кружево.

Кружево - это тонкая ткань, сплетенная из ниток разными узорами.

Плетут кружево вот на такой подушке. Для того, чтобы получилось кружево, нужен нарисованный узор, булавки, деревянные палочки, которые называются «коклюшки». На них наматываются нитки.

Давайте повторим слово «коклюшки» (хоровые и индивидуальные ответы).

Матрена Ивановна садится плести кружево.

Деревянные коклюшки Застучали друг о дружку. Чтоб узор был ровный, гладкий, Есть для этого булавки. Их в подушечку воткнем, Белой нитью оплетем, И узорная снежинка. Как нетающая льдинка, Все растет, растет, растет. Кружевной, изящный, нежный, Весь воздушный, белоснежный, Так смогли сплести узор - Не нарадуется взор! Нитяная паутинка. Как узоры изо льда. Белоснежная снежинка Не растает никогда. А вот и готовое кружево. Его вы можете потрогать. Как вы думаете, почему эта снежинка не растает никогда?

Дети: Эта снежинка сделана из ниточек. С кружевом нужно относиться аккуратно, бережно. М.И.У меня для вас есть подарок. Я хочу подарить вот такие кружевные

снежинки. Ими вы украсите сарафан Матрешки. В: Спасибо, Матрена Ивановна за рассказ о кружеве и за такой прекрасный подарок.

М.И. Пожалуйста. Приходите еще. Я буду вам очень рада. В: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого скажем чистоговорку:

Та-та-та - вот какая красота, (дети произносят шепотом, тихо, громко) В: Вот мы и детском саду. А теперь мы с вами поиграем и посмотрим, как вы запомнили, что нужно для плетения кружева.

Дидактическая игра «Что нужно для плетения кружева?»

А теперь мы с вами пойдем на улицу, и я вас познакомлю с новой русской народной игрой «Кружева».

«Кружева» (русская народная игра)

Дети выбирают двух водящих, один из них - челночок, другой ткач. Остальные встают парами в круг или полукругом лицом к центру.

Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челночок встает у второй пары, а ткач - у первой. По сигналу ткача челночок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач догоняет.

Если ткач догонит челночка прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челночком. Ребенок, бывший челночком, идет к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встает с ним на противоположном конце полукруга, игрок оставшийся без пары, становится ткачом.

Если челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль челночка, а второй - ткача.

Правила

  1. Челночок начинает игру только по сигналу ткача.
  2. Ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками игроков, стоящих в парах (см. рисунок).

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела.

СТИХОТВОРЕНИЯ ПОЭТОВ ГОРОДА ЕЛЬЦА О КРУЖЕВЕ.

Елецкое кружево.

Прилетел тополиным пухом,

Зазвенел комаром над ухом,

Целый день до вечерней зари

О любви мне своей говорил…

Убеждал, что он – добрая весть,

Что с ним буду я счастлива здесь…

Только он мне совсем не нужен,

И другой мне на счастье сужен…

Ах, спасибо, бабуля моя,

Что плести научила меня

Ох, елецкое тонкое кружево,

Под коклюшки душою звеня...

Из комода я сколок возьму,

Все иголочки в нем переткну,

Молча выплету черный узор -

Не получится наш разговор.

Я подумаю: нет, ты не пух,

Но тебе не скажу это вслух

И не выйду тебя провожать –

Буду дальше любимого ждать…

Он приедет, я знаю, весной,

Работящий, веселый такой!

Буду я в белом платье из кружев –

Мы в сиреневом вальсе закружим…

Ах, спасибо, бабуля моя,

Что плести научила меня

Ох, елецкое тонкое кружево,

Под коклюшки душою звеня…

Из комода я сколок возьму,

Все иголочки в нем переткну…

Счастья выплету белый узор -

И получится наш разговор!

Надежда Цыплакова

Кружева елецкие.

В истории нашего города

Немало былинных страниц.

И есть, что написаны с гордостью

Руками простых кружевниц.

Коклюшки, как гусли волшебные,

Звенят и звенят без конца…

Два века узоры отменные

Повсюду волнуют сердца.

Для них, вдохновеньем отмеченных,

Как будто для добрых друзей,

Нигде нет дорог засекреченных,

Нигде нет закрытых дверей.

Их знают в Европе и в Азии.

Будь выставка то иль музей,

Звучат, как таланта признание,

И «браво», и «гут», и «о, кей».

И промыслу этому древнему

В Ельце непременно мужать,

Поскольку все видят, что вверено

Его молодым продолжать.

Растут мастерицы умелые,

По нраву им творческий труд.

Они эстафету уверенно

В начавшийся век пронесут.

Кружева елецкие – это чудеса,

Кружева елецкие – нежная краса.

Кружева елецкие – и любовь, и труд.

Кружева елецкие знают там и тут.

Н.Бадулин, журналист, поэт.

Кружевная слава.

А мне Елец всегда был дорог –

Люблю собора купола,

Что украшают древний город,

Где создаются кружева.

Бродя по улицам старинным,

Мимо распахнутых окон,

Ни с чем услышишь не сравнимый

Коклюшек тихий перезвон.

Красавица пройдет навстречу,

Стучит игриво каблучок,

И как к лицу ей, я отмечу,

Наш кружевной воротничок.

Ажурно, скромно и изящно

Вздыхают женщины в мечтах

О неподдельных, настоящих,

Ручной работы кружевах.

Сосна так много повидала –

Воды в ней много утекло.

Река одна лишь точно знала,

Как зарождалось ремесло.

Она, конечно же, гордится,

Что протекать ей суждено –

Где есть такие кружевницы.

Искусство Богом им дано.

И очень радостно, бывая

В каком-то в городе в гостях,

Узнать, что о Ельце здесь знают –

Наслышаны о кружевах!

* * *

Покуда связь времен жива –

В Ельце плетутся кружева…

Она плела, когда жил Пушкин,

Наш город был тогда другим,

И, незаметно став старушкой,

Все завещала молодым.

И вот уж маленькая внучка,

Забросив старые игрушки,

Своей невинной детской ручкой

Берет старинные коклюшки.

Пусть голодно, и власть сменилась,

Война гражданская идет,

Но ремесло все ж не забылось,

И вот уж девушка плетет.

Взрывали, рушили, крушили,

И плакал город о церквях,

Но красоту не погубили –

Она осталась в кружевах.

Порой узор морозный тронет

Иль паутинки тонкой сетка,

И эта красота напомнит

Ручного кружева салфетку…

Прошли года и лихолетья,

В Ельце сменилось столько лиц.

Но краше всех чудес на свете

Талант елецких кружевниц!

Покуда связь времен жива –

В Ельце плетутся кружева…

Е. Богатикова, работница фирмы ЗАО  «Елецкие кружева»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРОРОВАННОЙ НОД  «В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ДАРЬИ».

Виды деятельности: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация.

Программное содержание:

  • Уточнить и расширить знания детей о г.Ельце;
  • Помочь усвоить обычаи и промыслы;
  • Познакомить с кружевоплетением как видом народного декоративно- прикладного творчества;
  • Учить симметрично располагать узор, использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы;
  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой родине.
  • Коррекционные задачи:
  • Обогатить словарный запас по теме;
  • Уточнять значения новых слов;
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Развивать мелкую моторику руки.

Оформление:

фотостенд «Древняя как сама Русь», изба, «подушка» для плетения, сундучок, изделия из кружева.

Материалы и инструменты:

коклюшки, вырезанные из тонированной бумаги полотенца, гуашевые краски белого цвета, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Ход НОД:

(Дети вместе с воспитателем стоят у фотостенда,

рассказывающем о г.Ельце).

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в красивом древнем городе. Как он называется? (Елец). Правильно. Наш город был построен много веков назад в густом еловом лесу. Отсюда и его название Елец. Это был город-крепость. Наши земляки-ельчане отважно защищали родную землю от врагов. Наш город, ребята, город-труженик. Какие заводы и фабрики известны вам в Ельце? (Ответы детей). Ребята, а чем славится наш город? (Кружевоплетением)

(Звучит фонограмма песни «Кружево Елецкое».

Чтение стихотворения «Кружева как белые ромашки»).

Воспитатель: Да, елецкий народ издавна удивлял мир то победами героическими, то открытиями невиданными, то руками умелыми. Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с замечательной кружевницей бабушкой Дарьей. А вот и её дом. (Дети стучат в окно).

Бабушка Дарья: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу в дом, заходите, садитесь.

Воспитатель: Ребята, кружевоплетение возникло в незапамятные времена и передавалось из поколения в поколение. Бабушке Дарье этот промысел передался от её матери.

Дети: Бабушка Дарья, расскажите, пожалуйста, как плетут кружево!

Бабушка Дарья: Представьте себе, ребята, долгий зимний вечер. Горит лучина, и при её неярком свете девичьи руки творят настоящие чудеса. Кружева елецкие особенны тем, что их создавали не с помощью крючка или спиц, а при помощи специальных палочек-коклюшек, которыми перебрасывали нитки с одного места на другое. (Показывает). Сначала на твёрдом матерчатом валике мастерицы прикалывали булавки в тех местах, где начиналось плетение узоров, потом на эти булавки надевали нитки и перебрасывали их с помощью коклюшек. Вот посмотрите, здесь у меня несколько образцов кружева. (Достаёт из сундучка изделия из кружева).

Воспитатель: Бабушка Дарья! А чем отличается елецкое кружево от кружева других мест?

Бабушка Дарья:

Елецкое кружево отличается лёгкостью, нежностью, самобытностью. В его узорах можно увидеть цветы, «»жучков», «бабочек», «паучков» и геометрические орнаменты, составленные из разнообразных квадратиков, уголков, ромбиков.

Дети: А из чего плели кружево?

Бабушка Дарья:

Плели елецкое кружево из тонких льняных или шёлковых нитей. Дети: Бабушка, а какое бывает кружево? Бабушка Дарья:

Кружево бывает узкое и широкое. Вот посмотрите, здесь у меня несколько образцов кружева. Это мерное кружево, лёгкое как паутинка. (Достаёт из сундучка изделия из кружев, показывает, как она украсила кружевом платочек, полотенец). Вот воротничок. Это снежинка, которая не тает. Эта салфетка лёгкая, воздушная. Воротничок - кружевная метелица.

Воспитатель: Плетение, ребята, дело небыстрое и кропотливое. В кружеве, ребята, есть что-то очаровательное, чарующее. Елецкие кружева принесли городу всемирную известность. Ребята, а как вы думаете, для чего нужны кружева? (Ответы детей). Да, кружевные воротнички, оборки, жилеты делают одежду красивой, праздничной, нарядной, а кружевные салфетки, шторы, полотенца украшают дом, делают его уютным и неповторимым. Ребята, а вы хотите нарисовать кружево! Давайте украсим им наши полотенчики. Мы будем рисовать тонкими-тонкими кисточками белой гуашевой краской. А бабушка Дарья нам в этом поможет. Каждый из вас сейчас выберет по своему желанию полотенце и нарисует на нём кружево необычной красоты. Придумайте свой сказочный узор. Это могут быть цветы, листья, завитки, веточки.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.        

(Показать большой палец. Сделать «шаги» указательным и средним пальцами. Сложить ладони «крышей» домика.

Соединять большой палец со всеми остальными.

Сцепить пальцы обеих рук в «замок».

Погрозить указательным пальцем.)

(Показ техники рисования воспитателем, дети садятся за столы и рисуют).

 Бабушка Дарья: А сейчас пора и хоровод завести!

 Дети:

Кружева мы наплели,

Хоровод мы завели,

 Словно белая метель, кружевная карусель.

 Славим наших кружевниц, наших мастериц.

 Им спасибо говорим,

Низко кланяемся им!

 Кружева наплели, Хоровод завели!

(Дети водят хоровод)

 Дети: Спасибо, бабушка, за интересный рассказ, за ваши умелые руки. Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад.

Бабушка Дарья: Жду вас ещё в гости! (Бабушка Дарья дарит детям кружева). До свиданья, детки!

                                                         

                                                         Литература:

  1. Альбом плетения кружев. Москва, 1928.

    2. Земля Липецкая. Историческое наследие культуры и  искусства. – СПб.: «Иван Федоров», 2003.

  1. Ершев С.П. Елецкие кружева и кружевницы. (Историко-экономический очерк). ЕГУ, 2000.
  2. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Москва, 2007
  3. Тулинова О.В. Елец промышленный. Страницы истории елецих предприятий // Научно-краеведческое издание. – Елец, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по декоративному творчеству "Вологодские кружева"

Занятие проводится с детьми старшшего дошкольного возраста в целях расширеняи знаний о вологдских кружевах...

рисование в подготовительной к школе группе на тему:"Кружево" ( салфетки, воротники, бабочки)

Конспект занятия по рисованию на тему "Кружево"  рисование тушью.  Дидактическая игра "Нарисуй ниткой узор салфетки" Представлена  дидактическ...

Квиллинг-бумажное кружево

В прошлом году , в своей группе, я  вела кружок "Квиллинг-бумажное кружево", дети с большим удовольствием скручивали бумажные полоски и создавали интересные работы. Вот что получилось!...

Вологодское кружево

Фрагмент музыкального занятия...

Мастер-класс по теме: "Зимою белой, белой..." Коллаж с использованием кружева.

Ознакомление педагогов с опытом работы вне занятий путем показа последовательности действий, методов, приемов. форм педагогической деятельности. Коллаж - однин из самых интересных для детей дошкольног...

Кружева, кружева, кружева...

quot;Окружают меня кружева". Л. Яхнин.Окружают меня кружева.Одуванчик дрожащий едва.Пенный гребень на гладкой волнеИ узор на морозном окне.Кружева в стрекозиных крылах,И в летящих сквозных облак...

Творческо-информационный познавательный проект во второй младшей группе «Морозные кружева».

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20233621","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"460","width":"318"}}]]...