Главные вкладки

    Развитие познавательной деятельности дошкольников в повседневной жизни детей
    материал (старшая группа) по теме

    Рудская Ирина Николаевна

     

    Возрастной период от пяти до шести лет – значимый этап в развитии познавательной деятельности дошкольника. В старшем дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в общем познавательном развитии ребенка. Для того чтобы лучше понять значение и роль этого возрастного периода, необходимо рассмотреть его в совокупности с предстоящими годами. На отрезке с двух до четырех лет объектами познания малыша является богатое, многообразное предметное содержание его ближайшего окружения. Всё, с  чем ребёнок сталкивался на своём пути познания (предметы, явления, события), воспринимались им как единичное в своём роде, единственное. И это «единственное» он интенсивно и активно познавал по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю». К четырём годам ребёнок освоил огромное количество предметов нашего мира. Но в основном накопленные представления фактически не были связаны между собой в сознании ребёнка. Постепенно к пяти годам «тылы» ребёнка крепнут. Мир его ближайшего окружения становится всё более прочным и ясным, так как ребёнок научился использовать «последовательность» для упорядочивания уже имеющейся у него и вновь поступающей информации. К тому же в сознании детей пяти лет уже накоплен значительный информационный багаж, который, конечно, будет пополняться и в старшем дошкольном возрасте.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В пять лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. Вспоминая его двух – трехлетним малышом, мы видим, как он вырос, повзрослел, поумнел… он стал большим, однако «старшим» и «большим» ребенок стал только в пределах дошкольного сада. На самом деле перед нами все те же маленькие дети, которым предстоит достаточный путь развития, уходящий далеко за границы дошкольного детства.

    Возрастной период от пяти до шести лет – значимый этап в развитии познавательной деятельности дошкольника. В старшем дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в общем познавательном развитии ребенка. Для того чтобы лучше понять значение и роль этого возрастного периода, необходимо рассмотреть его в совокупности с предстоящими годами. На отрезке с двух до четырех лет объектами познания малыша является богатое, многообразное предметное содержание его ближайшего окружения. Всё, с  чем ребёнок сталкивался на своём пути познания (предметы, явления, события), воспринимались им как единичное в своём роде, единственное. И это «единственное» он интенсивно и активно познавал по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю». К четырём годам ребёнок освоил огромное количество предметов нашего мира. Но в основном накопленные представления фактически не были связаны между собой в сознании ребёнка. Постепенно к пяти годам «тылы» ребёнка крепнут. Мир его ближайшего окружения становится всё более прочным и ясным, так как ребёнок научился использовать «последовательность» для упорядочивания уже имеющейся у него и вновь поступающей информации. К тому же в сознании детей пяти лет уже накоплен значительный информационный багаж, который, конечно, будет пополняться и в старшем дошкольном возрасте.

      Содержимое данного багажа (знания, отдельные понятия, представления о мире) играет существенную роль в умственном воспитании ребенка, т. к. является своеобразной «материальной базой», на основе которой происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. Действительно, ведь нужно что-то сравнивать, анализировать, обобщать, сопоставлять и т. п. Это «что-то» - и есть те представления, познания о мире, которые уже имеются в сознании ребенка или приобретаются им. И тем богаче, разнообразнее, занимательнее и осознаннее будет протекать развитие его познавательной деятельности. В пять – шесть лет ребенок по – прежнему смотрит на мир, широко открытыми глазами. И все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой пытливый взгляд на открывшуюся ранее перспективу познания большого мира, он смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать. Однако, имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста, возможность упорядочивания информации, пока еще не позволяет ему полностью переработать поступающую информацию и может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети пяти – шести лет не в состоянии осмыслить и понять.

       Предвидеть и предупредить результаты подобного несоответствия обязаны мы, взрослые, через разумное, продуманное руководство познавательным развитием детей. Нужно не забывать, что процесс познания включает в себя два равноценных компонента: один – восприятие информации, и другой – отношение к ней. Если мы хотим вырастить человека – созидателя, то в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребенок пронесет это отношение через всю жизнь. А приобретенные знания будут накладываться на это отношение. У детей пяти – шести лет мы наблюдаем стремление расширить познавательные горизонты действительности, то есть свой кругозор. Желания выявить вникнуть в существование в нашем мире связи и отношения к окружающему миру.

       Из опыта работы я знаю, что ребёнка пяти-шести лет интересует практически всё. Одна из главных трудностей для взрослых связана с тем, что они не владеют в должной мере той информацией, которая интересует детей.

              Дети моей группы часто задают вопросы: «Что такое кров?», «Почему у дерева ствол внизу толстый, а вверху тонкий?». И чтобы ответить правильно на все эти вопросы, я прибегаю к чтению познавательной литературы. Дети очень тянутся к книге в свободное время,  любят послушать увлекательное повествование, посмотреть красочные иллюстрации. Познавательная литература очень разнообразна и по своему содержанию, и по форме передачи информации. В детском саду стараюсь иметь книги с познавательным содержанием, с яркими и красочными иллюстрациями. У меня в группе такие книги есть. Они находятся в книжном уголке на виду у детей. Дети могут в свободное время посмотреть эти книги

         В старшей группе я ввела в работу с детьми, разбор и обсуждение рассказов – загадок – это форма работы позволит решать разные задачи познавательного развития ребенка. Колоссальную роль в развитии познавательной сферы играют картинки и диапозитивы, телепередачи. Причем в работе с детьми эти средства используются по-разному. Они могут служить средством наглядности, быть источником новой информации (познавательные телепередачи). Беседуя с родителями, я советую смотреть вместе с детьми такие передачи как «В мире животных», «Клуб кинопутешествий» и др.

                 Очень большую роль играет процесс совместной деятельности педагога и детей. Важно учитывать интересы детей, их желание иметь результаты совместной деятельности. Мы вместе с детьми изготовили макет знакомой детям улицы «Страна дорожных знаков». Посадили растения в помещении группы в теме «Природа» - дети были очень заинтересованы этой работой, задавали много вопросов. Я предложила своим детям познавательные темы, которые включают в себя конкретные сведения и факты. Это «времена года» - беседа о зиме, весне, лете, осени. «Солнечная система» - прочла познавательные рассказы о различных планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера и утра, от положения Земли по отношению к Солнцу.

              Для всестороннего развития детей в группе создана развивающая среда: книжный уголок, уголок изобразительной деятельности, музыкальный уголок, уголок по физическому воспитанию. Есть познавательный уголок, в котором имеются альбомы с марками, наборы знаков, наборы открыток с изображением городов, альбомы с загадками, альбомы с дикими и домашними животными. Так же в группе имеется уголок технического творчества для детей. В нем находятся сломанные часы, фотоаппарат, фонарь и т. д., детям очень интересно собирать их по частям и деталям. В группе также есть множество дидактических и сюжетно – ролевых игр, т. к. игры играют очень важную роль в развитии детей.

              В старшем дошкольном возрасте ребенок приступил к активному познаванию большого мира. Постигать этот мир только посредством слова пятилетнему ребенка очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез с его личным опытом. Для формирования у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире ему нужна серьезная поддержка. Поэтому в группе есть много картинок, иллюстраций.

              Большую роль в познавательном развитии играет природа. На прогулке я провожу беседы с детьми, наблюдения. Наблюдаем за деревьями, птицами, насекомыми, облаками и т. д. В зимнее время проводим опыты с водой. Наблюдаем за падающим снегом, рассматриваем на ладонях снежинки – какой она формы и почему, попадая на ладонь, тает. В группе вместе с детьми ухаживаем за комнатными растениями, поливаем их, рыхлим землю, а с больших листьев вытираем пыль салфеткой. Ухаживаем за рыбками в аквариуме, наблюдаем за их поведением. В старшей группе дети стали более наблюдательными, самостоятельными. Сами отмечают состояние погоды, называют месяц, день недели.

              В старшей группе мной была проведена большая работа по экологической теме.

               Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детских садах сочетается с воздействием на ребенка дома. Родители принимают активное участие в развитии и жизни группы. Введение маленького человека в мир прекрасного желательно начать в привычных условиях, делая акцент на беседах, наблюдениях, творческих занятиях и экскурсиях на природе, а затем и в залах краеведческого музея.

              Наблюдая за детьми 4-6 лет, можно заметить, что они полны интереса к окружающему миру и желания экспериментировать в нем. В это время в ребенке обнаруживается ярко выраженная связь «родство» с окружающим миром – растением, животным, персонажем сказки. Способность к одухотворению окружающего делает его чувствительным к различным видам искусства и ко всем проявлениям красивого в жизни.

              Занятие на природе «Поиск - игра» начинается с вопроса к ребенку: может ли он привести пример красивого из того, что он видит вокруг себя. Услышав ответ: «Цветок!» (или, например, бабочка, цветок), вместе внимательно рассмотрите цветок, полюбуйтесь яркой окраской, нежной линией изогнутого стебля. Предложите закрыть глаза, понюхать цветок, пощупать глянцевую поверхность листьев и ощутить пушистость стебля. Сравните цветок с бабочкой, обратите внимание ребенка на то, что крылышки бабочки похожи на лепестки цветка.

              Нужно любоваться красотой природы, выходя на прогулку, наблюдая за восходом солнца, окраской деревьев и цветов, расцветкой насекомых, радужными тенями на снегу в разное время дня. Однако нужно запастись терпением, чтобы ребенок сам начал замечать красивое. Чтобы это произошло, нам, взрослым, необходимо как можно чаще обращать внимание на красоту природы, поощрять самостоятельные открытия, разделять радость от увиденного. Во время прогулок мы рассматриваем с детьми очертания высыхающих пятен на асфальте, бегущие по небу облака, морозные узоры на стекле, прожилки камня или трещины на кафеле. Я обращала внимание на то, что в их контурах спрятаны самые причудливые образы: герои сказок, фигуры животных и птиц. Развитию мышления помогают вопросы и творческие задания, с которыми мы обращаемся к ребенку: «Скажи, на что это похоже? Что тебе это напоминает?». Прошу детей найти общее, рассказать, чем отличается, угадать, объяснить, придумать.

              Современные дети крайне редко бывают на природе. Общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. В природу мы воспринимаем окружающие не только глазами, но и через запах, звуки. Все это очень важно для развития всех органов чувств растущего человека, его эмоций. Мы, взрослые, всегда можем сделать так, чтобы прогулки не только оздоравливали ребенка, но и развивали его как личность.

              Я организовала прогулку в парк, где мы вместе с детьми собрали шишки, камушки, сухие листья и другой природный материал. Эти шишки дети пересчитывали, составляли узоры и картины из камешков и сухих листьев, сочиняли сказки. Главное, чтобы все эти виды деятельности ребенка нашли у нас понимание и поддержку. Очень важно развивать ребенка не только на занятиях в детском саду и дома, но и гуляя в парке, в сквере в лесу, на даче, особенно летом. В это время можно проводить игры «По дороге в парк», «Прядки с деревом», «Кто бы это мог быть?», «Угадай, что это?»

              В нашей группе «Клубничка» дети очень любят экспериментировать, проводить опыты, познавая мир. Для этого в группу мы приобрели лупу. Дети охотно занимаются. Мы для этого выделили отдельный уголок в группе. Проводили экспериментирование с природными материалами, все это доступно каждому ребенку. При проведении опытов может рассыпаться песок или разлиться вода, но мы сразу договариваемся о совместном наведении порядка в уголке. Для проведения опытов в уголке содержаться стаканчики из-под йогуртов, палочки от мороженого, емкости из-под фруктов. Чтобы было интересно, предлагаем своеобразную игру: превратиться в ученого и провести ряд исследований в природе и в своей лаборатории. Эксперименты проводим с песком, глиной, водой, камнями, шишками. Эти материалы мы собираем во время экскурсий в парк и на прогулках на участке в детском саду. Перед началом эксперимента мы обсуждаем, что нужно сделать, что произойдет во время опыта, что мы получим в результате и почему.

              Также в нашей группе имеется коллекция ракушек, семян растений, листьев. Дети самостоятельно определяют названия растений.

              В нашей группе создан уголок кубановедения, оборудована комната. Мы начинаем знакомить детей с тем, как жили люди раньше на Кубани, как был устроен дом, какую одежду они носили, из какой посуды ели, на какой мебели сидели и спали. В этом возрасте детям хочется «примерять» такую жизнь на себя и проигрывать ее, представляя себя ее участником.

              Во время экскурсий по городу мы рассматривали здания, крыши, антенны. Я спрашивала детей, чем бы они занимались, если бы в доме не было телевизора, во что бы играли. Рассказывала, что можно было бы поиграть в те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки, вспомнить правила игры в бирюльки.

             В целях знакомства с историей Кубани была организована экскурсия в краеведческий музей. Там мы с детьми рассматривали старинные вещи, которыми пользовались наши предки. Поход в музей вызвал огромный интерес у детей. Это сыграло огромную роль в развитии познавательной деятельности в повседневной жизни детей.

              Работу по познавательной деятельности я планирую продолжить и в подготовительной группе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательной деятельности дошкольников. Работа с родителями.

    Многие современные родители на сегодняшний день, к сожалению, считают, что детский сад - это то место, куда ребенка можно привести утром и в него, как в копилочку, будут складывать необходимые знания ...

    Особенности развития познавательной деятельности дошкольников.

    Статья об особенностях познвательной деятельности дошкольников....

    Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"

    Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"...

    Опыт работы по теме "Развитие познавательной деятельности дошкольников в повседневной жизни детей"

    " В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность"       Старший дошкольник - маленький фантезер, неу...

    Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс » (Образовательная область «Познавательное развитие»)

    Вед.: Все педагоги детских садов должны детально изучить Стандарт дошкольного образования. Сейчас мы немного пройдёмся по нему с помощью практических заданий. Вам необходимо будет прочесть утверж...