Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка.
статья на тему

 

 Продолжительное время система дошкольно­го образования в России была ориентирована, прежде всего,  на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных  авторов,   формирование  эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_pedagoga_dou_v_processe_sohraneniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка.

   На фоне прогрессивных изменений в сфере образования мы видим, что существующая модель  воспитания меняется, несколько меняются и приоритеты воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. Социальный портрет ребенка 7 лет[1] ,говорит нам о том, что наш выпускник в первую очередь должен обладать таким набором интегративных качеств как физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками и т. д.

 Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего,  на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных  авторов, среди которых А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина,   формирование  эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий.

Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста  приобретает  фигура взрослого - воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для  эмоционального благополучия ребенка. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Это диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ по данному вопросу.

   В нашем ДОУ,   функционирует творческая группа, мы занимаемся вопросами оптимизации эмоционального развития в условиях дошкольного учреждения.

    Целью нашей работы  является актуализация  среди коллектива  педагогических средств, обеспечивающих эмоциональное развитие дошкольника.  

    Одним из главных условий,  способствующих эмоциональному развитию детей, считаем организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей среды.

    Эмоционально развивающая среда – совокупность педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. Она включает в себя следующие компоненты:

    Первый  компонентом является взаимодействие педагога с   детьми, основанное на личностно-ориентированном  и деятельностном подходах,  не менее значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога.  Своим примером воспитатель должен транслировать детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживать и поощрять положительные поступки детей. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям  призвано создавать  положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.

    Следующим основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и  т. д. ) Хочется подробно остановиться на формировании пространственной структуры групп, цель которой обеспечить эмоциональный комфорт детей, это наличие специально-организованных зон, среди которых: зона двигательной активности, «Я- пространство»  (Уголок уединения); Сухой бассейн, песочница;  «Уголок настроения» и т. д.

    Одно из направлений развития  эмоциональной  сферы дошкольников — организации работы в так называемых «уголках настроения». При их оформлении мы ориентируемся, в первую очередь, на возраст ребенка, его жизненный опыт. В группах раннего возраста при выборе эмоциональных образов, лучше находить близкие и знакомые им сказочные персонажи с ярко выраженным проявлением какой-либо эмоции. При оформлении  «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Так, в изображении эмоций радости, удовольствия, счастья можно использовать гамму желтого, оранжевого, розового цвета, спокойствия — синий и зеленые тона,  а страх и тревогу изобразить   фиолетовым  или черным  цветом.  Жизненный опыт ребенка  не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать  ее.

 Стабильность окружающей среды, способствующая  устойчивому чувству безопасности и эмоциональному  комфорту, является третьим компонентом в структуре эмоционально-развивающей среды. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.

Эмоционально - активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми - заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды, она  включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника:

Игры, способствующие благоприятной адаптации ребенка к условиям ДОУ;

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;

Игры с песком и водой;

Игры-ситуации, активизирующие общение;

Игры, направленные на развитие психической устойчивости;

Эмоциональные паузы;

Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;

Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.

   Для регуляции эмоционального состояния  мы также  используем ритм, ритмические упражнения, стишки, потешки, детские песенки. Ритм  выступает  как фон, организующий и собирающий ребенка.

   Развитию эмоционального благополучия детей способствуют занятия по психогимнастике. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы)[2].

   Работа с педагогическим коллективом выстроена нами  так, что каждый из компонентов эмоционально-развивающей среды освещается с помощью целого ряда мероприятий. Так например, с целью оптимизации взаимодействия педагога с детьми реализованы:

 Семинары-практикумы «Эффективные техники общения с ребенком» и «Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей»;

Консультации « Эмоциональное развитие детей» и «Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе»;

Разработаны текстовые рекомендации в виде памяток по сериям: «Создание условий психологического комфорта в группе» и «Способы эффективного общения с детьми».

Для обогащения арсенала педагогов средствами, обеспечивающими эмоциональное развитие дошкольника, созданы и распространены картотеки игр и упражнений  на каждый возрастной период.

Список используемой литературы.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003

Алямовская В.Г. , Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000, ( http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02d.shtml)

Основные педагогические условия эмоционального развития детей раннего возраста.  Материалы сайта (http://www.superinf.ru/)

Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Н.В.Нищева – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

 


[1] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.№ 655.

[2] Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003. С. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль продуктивной деятельности в речевом и эмоциональном развитии ребенка (консультация для педагогов)

Консультация для воспитателей о роли продуктивной деятельности в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста....

Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка.

Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка....

Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности, любви, уважения, добро...

Консультация для родителей: РОЛЬ СЕМЬИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

Значительная роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и нравств...

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка»

    Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера ...