Семь народов – семь алмазов 2012г
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

 

Дать детям представление о юкагирском народе, познакомить с историей происхождения, вековыми традициями, фольклором, культурой: приобщать детей к базовым ценностям юкагирской цивилизации на основе духовно-нравственных традиций народа,  познакомить  с династией Куриловых,  произведениями известного юкагирского писателя Улуро Адо, репродукциями картин Николая Курилова. Показать связь времен прошлого и настоящего. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sem_narodov-sem_almazov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Семь народов – семь алмазов - 2012г»

Тема: Юко и Мархиль приходят в гости

Группа: подготовительная к школе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель развлечения: формирование этнокультурой компетентности детей старшего дошкольного возраста

Задачи

воспитывающие: продолжать воспитывать у детей интерес и уважение                к этнокультуре народов Якутии;

развивающие: развивать чувство гордости за республику, в котором проживают люди разных национальностей, навыки коммуникативного общения, познавательную активность;

образовательные: дать детям представление о юкагирском народе, познакомить с историей происхождения, вековыми традициями, фольклором, культурой: приобщать детей к базовым ценностям юкагирской цивилизации на основе духовно-нравственных традиций  народа,  познакомить                                с династией Куриловых,  произведениями известного юкагирского писателя Улуро Адо, репродукциями картин Николая Курилова. Показать связь времен прошлого и настоящего.

Планируемые результаты: высказывает свою точку зрения; умеет поддерживать беседу; делится с педагогом и с детьми своими впечатлениями; участвует в дидактических и подвижных играх;                               в обыгрывании игровой ситуации; выражает положительные эмоции (интерес, удивление, радость, удовлетворение); интересуется этнокультурой других народов; знает традиции народов республики, знает животных и  классифицирует их по типу питания, имеет понятие                                            о многонациональности мира.

Материалы к развлечению: дидактические игры (круги Эйлера) «Животные тундры и тайги»; подвижные юкагирские  игры «Рыболовы и рыбки», «Метание чаута», игровая ситуация «Юко и Мархиль (юкагирские дети) пришли в гости», аудиозапись юкагирских мотивов,  репродукции картин  Н. Курилова, слайдовая презентация «Юкагиры», 2 обруча, картинки                        с животными тундры и тайги,  фигурка оленя с рогами, арканы (чауты)                  3 штуки, дети, одетые в юкагирскую национальную одежду.

План занятия:  I. Ориентировочный этап – 1мин.

                            II. Основной этап – 25 мин.

                             III. Динамические  паузы –  по 5мин.

                           IV. Заключительный этап – 3 мин.

Ориентировочный этап:  (Слайд «Герб Якутии»)

Воспитатель.

- Ребята, что изображено на экране? Правильно, это герб Якутии.                     А что означают 7 алмазов, изображенных в верхней части герба?

- Ребята, 7 алмазов – это коренные народы, которые живут у нас в Якутии. Это якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, долганы и юкагиры.

- Сегодня мы с вами поговорим о юкагирах.

Основной этап:

(Звучит бубен, входят дети в юкагирских национальных костюмах)

Дети-юкагиры: (приветствуют детей на юкагирском языке).

- К нам сегодня в гости пришли мальчик Юко и девочка Мархиль, они                                    по национальности юкагиры. Давайте с ними поздороваемся! Вы хотите узнать, где они живут?

(Слайд «Карта Якутии» и «Тундра»)

- Если полететь на самолете с юга на Север, то можно увидеть,                             что постепенно тайга кончается и начинается край безлесный. Имя этого края – тундра. Между реками Колыма и Индигирка родились Юко и Мархиль.

- Ребята, давайте узнаем больше о крае, где живут наши гости?

«Вы, знаете ли край, где в зимнем небе мглистом, мерцают ручейки смерзаясь на бегу, и быстрые следы, подобно прелым листьям, чеканны              на снегу?

Впервые в том краю, морозом опаленном, узнал я, как сладка весна                           в хмельном чаду. Когда кричит во тьме дрожащий олененок: «Ты не дрожи, земля, а то я упаду!»

Там, в нашем краю стремительны и чисты реки, а огромное небо заполнено звездами, там целуются с землей олени, целуются всю жизнь, так они                     в землю влюблены…

У вас деревья высокие, а у нас они никогда не вырастают большими. Тоненькие, они как бы согнувшись, стоят. И не разгибаются. А когда приходит зима, спят под пушистым белым покрывалом – снегом…

А весной,  появляются у оленей маленькие олени – милята, такие же белые, пушистые, как почки у тальника, когда они весной просыпаются…»

- Вот в каком краю, тундре живут юкагиры. - Ребята, а вы знаете животных тундры и тайги  - нашей Якутии?

Дидактическая игра «Хищники и травоядные».

 -  Ребята, на какие группы по типу питания мы разделяем животных?                  (На травоядных     и хищников). Сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Хищники и травоядные».  Заодно узнаем, знаете ли вы животных родного края, нашей Якутии. А теперь послушайте правила игры. В зелёный круг мы будем помещать картинки   с   травоядными животными, а в красный круг – хищников. А вот в пересечение кругов как вы думаете, кого мы поместим? (Ребята должны попытаться сами сформулировать ответ).

- В наших лесах есть такое животное как медведь. А чем питается медведь? (Рыбой, мелкими животными, ягодами, грибами). Значит, медведь относится и к хищным животным  и травоядным, поэтому мы его поместим на  месте  пересечения двух кругов. Это относится и к другим животным, будьте внимательны при игре. Игра начинается.

Показ слайда «Юкагиры»

 - Юкагиры – северный народ, по другому их называют «одулы»,                         что означает сильные и могучие. Древние юкагиры занимались охотой, рыбной ловлей, приучали собак. Юкагиры - пешие охотники и рыболовы. Они держали оленей как транспорт. Зимой их жилищем была деревянная постройка с плоской крышей, которую заваливали корой и снегом, называлась она чандал.  При перекочевках по тундре юкагиры жили в легких жилищах – чумах. Одежду шили из звериных шкур, которую очень искусно выделывали,  и она становилась мягкой и бархатистой, как ткань. 

- Как гласит легенда, раньше юкагиров было много, как звезд на небе. Юко, Мархиль, а много ли осталось вас сейчас?

- Мало, очень мало! Юкагиры, которые живут в наше время, занимаются тем же, чем и их прадеды и отцы – разводят оленей, ловят рыбу, добывают пушнину.              

Динамическая пауза: п /и «Рыболовы и рыбки»

Юко:

- С детства нас, детей, учат быть ловкими, смелыми, выносливыми, а все это можно получить только в игре. Давайте мы с вами поиграем в юкагирскую народную игру «Рыболовы и рыбки». Я и Мархиль будем рыболовами, а вы рыбками. Игра начинается!

Воспитатель:

- Маленький народ юкагиров, издавна, наравне со своими соседями, почитал животворную силу огня. В любом юкагирском доме-чандале можно услышать, как уважительно и восхищенно говорят, обращаясь к огню: «Хайче Лачил Меру!» – «Дедушка, Большой Огонь!» Наверное, и вправду был в стародавние времена Большой Огонь, и когда юкагиры стали разъезжаться по свету, брали они с собой по Маленькому Угольку для своего очага.

Старая абуче, бабушка, хозяйка очага, знает много сказок и песен.                        Не случайно вечерами собираются вокруг неё дети. Тихо говорит бабушка: по обычаю у костра не положено громко петь и разговаривать – ведь огонь может разволноваться, а тогда и до пожара недалеко.

    - Юкагирский народ  очень талантливый. Сегодня мы познакомим вас с династией Куриловых.    Юко,  прочитай  нам, пожалуйста, стих.

Костёр ( авт. Улуро Адо- Гавриил Курилов)

                Посмотрите, люди земли,

Юкагиры костер развели

Пусть он жалок еще и мал

Но как жарок уже и ал!

Приходите, братья, к нашему костру -

Наших песен вкусить простоту.

Принесите, подкиньте дровец

В наш костер, в наш пожар сердец.

Чтобы он веселее жил,

Чтобы звезды крылом задел.

Чтоб увидал огромный мир,

Огонек, что зажег юкагир!

- Это стихотворение великого юкагирского поэта, писателя Улуро Адо,                          а настоящее его имя    Гавриил  Курилов.

Улуро Адо  говорил: «У каждого человека есть дар, талант, необходимо развивать его, а для этого надо быть настоящим человеком и много работать, поменьше спать!».

-  Братья Семен, Гавриил и  Николай Курилов родились в семье оленевода. Жили  в тундре,  пасли  оленей. Улуро Адо написал много книг, и даже особую книгу для чтения на юкагирском языке – для юкагирских детей. Чем бы  ни занимались братья, они  всегда старались  запечатлеть народные традиции, легенды, обычаи. Братья с детства хотели, чтобы юкагиры оставались на родной земле, чтобы возродились древние «игры богатырей».

- Ребята, сейчас вам Юко покажет юкагирскую игру. Называется игра «Мунехач» - (Метание чаута).

Динамическая пауза: п/игра

 «Мунехач. – (Метание чаута)»

В стороне на площадке ставится фигура оленя с рогами.                                 Дети, изображающие оленеводов, располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 метра от него.

Поочередно оленеводы с места или с разбега метают чаут (аркан) на оба рога. Каждый оленевод имеет три попытки. От того, как он попал в цель, засчитываются очки. Если попал чаутом на оба рога, то получает 5 очков, если на один рог, то 3 очка, если промахнулся – 0 очков.

Выигрывает тот, у кого больше всего очков.

Правило: Метать чаут можно только с условленного расстояния.

- Сейчас мы с вами посмотрим картины Николая Курилова:

Это картина называется «Танец». На черной бумаге художник наклеил вырезанные из белой бумаги фигуры оленей и оленевода. Ребята посмотрите внимательно белый и черный цвет, напоминают борьбу дня и ночи, лета и зимы.

В картине «Запутавшиеся олени», изображены олени в смертельной схватке  с арканом, черный и белый цвет напоминают борьбу света и тьмы. Николай Курилов в своих работах очень любил изображать оленя.

В работе «Поздняя осень» художник размышляет о  гармонии существования человека на Земле. Декоративность аппликации достигается за счет цветовых пятен, а также  ажурных линий, изображающих берег и фигуры оленей.

    - Вот какие талантливые люди есть среди малочисленного юкагирского народа. Юкагирский народ очень любит свою суровую Родину, и всегда хотел жить на своей земле.

И как говорил  стихами Улуро Адо:  Я как будто привязан арканом к этой тундре, к оленям своим…

Заключительный этап. Рефлексия.

    Юко и Мархиль.

- Ребята, нам пора идти домой, спасибо вам за теплый прием.

   Педагог.

- Благодарим вас, Юко и Мархиль, за стихи, за рассказ о вашем народе. Ребята, что вы узнали  о юкагирах, народе, проживающей на территории нашей Республики Саха (Якутия)? (ответы детей)

- Юко и Мархиль, мы подружились с вами, может, вы останетесь с нами?

Мархиль.

- Я вам отвечу стихами Улуро Адо:

… Город в памяти каждой веткою, каждым листиком малым живет,

Красотою славится редкой, в нем отзывчив и весел народ.

И зовешь ты меня в этот древний русский город,

где звук не угас колоколен, и солнце напевней,

золотистей, чем в тундре у нас…

   - Спасибо Вам, ребята, за приглашение, но нас ждут дома, и мы очень соскучились по своей тундре, по родным. А на память, мы дарим вам алмазики, обозначающие на гербе нашей республики Саха (Якутия) нас, юкагиров. (раздают детям изображения алмазов)

Воспитатель.

   - И вам спасибо за то, что приходили к нам в гости. А наши ребята теперь знают, что каждый народ должен знать свое прошлое, гордиться своей и уважать другие национальности, знать традиции и фольклор, жить в мире и в дружбе.

(на юкагирском языке)

- До свидания, ребята! (прощаются и уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружная семья народов России

Дружная семья народов России...

Дидактическое пособие " Кочевая семья народов Севера"

Дидактическо-игровое пособие "Кочевая семья народов Севера" позволит узнать историю нашего родного края - Югра, особенности жизни и быта кочевой жизни народов севера. Способствует формирован...

Конспект НОД по ручному труду “Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси”.

Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к малой и большой Род...

Дружная семья народов

Конспект организованной образовательной деятельностипо формированию представлений о родном крае...

Краткосрочный проект для детей средней группы: "Начало воды-родник,начало народа-семья"

Цель: формировать у детей понятие «семья».Задачи: 1.Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.2.Воспитывать у детей любовь и уважение  к членам семьи, учить прояв...

Урал – это большая семья народов. И все они – башкиры, татары, чуваши, русские, украинцы называют себя уральцами.

Урал  многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Родители вмести, с детьми нашего детского сада участвуют в национальных праздниках....