Конспект НОД по ручному труду “Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси”.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Дюбко Людмила Гурьяновна

Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_hmao_ruchnoy_trud.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ручному труду

“Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси”

Программное содержание:

  • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы;
  • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты – Мансийского округа;
  • Познакомить с декоративно-прикладным искусством обско-угорских народов;
  • Познакомить детей с иголкой и наперстком, объяснить им необходимость в работе;
  • Развивать интерес к шитью иголкой и наперстком различных изделий.

Материал к занятию: иголка, игольница, нитки, наперсток, ткань, ножницы, магнитофон, записи музыкальных произведений хантыйского поэта Ю.Шесталова.

Организационный момент.  
Воспитатель. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в гостях у коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси. Давайте рассмотрим с вами  предметы народного быта ханты.
Основная часть.
Дети рассматривают фотографии хантыйских изб на стойбище, рассматривают предметы народного быта ханты (туесок для сбора ягод сделанный из кореньев кедра; берестяная колыбель для младенцев; сани - “нарты” для перемещения; ложки из дерева; игольницы для игл; мешочки для рукоделия, в которых хранятся игольницы, нитки, иголки, ножницы…)

- Ребята, что, мы с  вами сейчас рассматривали.
-    Я познакомлю вас с культурой быта Обско-угорских народов, к ним относятся национальности ханты и манси. Живут они на родовых угодьях (стойбищах).
- Где живут ханты?
- Дома у них бревенчатые; хозяйственные постройки на больших высоких столбах, где они хранят продовольственные запасы. На столбах этих сделаны рубцы, чтобы зверь не смог забраться. Труд женщины и мужчины разделен. Издавна женщина занималась ведением хозяйства, мужчина же – промыслами: пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных. Женщины обско-угорских народов изготовляли предметы быта сами, оформляя их орнаментами. Они вкладывали всю свою душу. На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени. Женщина работала в зимнее время. В орнаменте отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: “заячьи ушки”, “беличий след”; птицы: “крылья чайки”, “хвост тетерева”; растения: “березовая ветка” и т.д. В орнаменте в яркой форме раскрываются эстетические вкусы народа, богатство и национальное своеобразие народа, чувство ритма, понимание цвета и формы.
Игра «Слушай внимательно!»
Воспитатель  перечисляет одежду, обувь хантыйского народа. Дети услышав название хантыйской одежды, обуви  -  хлопают в ладоши, если нет, топают ногами, (Перчатки, малица, платок, пальто, бурки, сокуй, плащ, нырики, сапоги, тапки).
-
 Сегодня мы с вами, подружимся с такими друзьями, как иголка и наперсток
Воспитатель показывает, хантыйскую игольницу.

- Вы видите, что у мастерицы иголка и наперсток тоже лежат в определенном месте.
Дети рассматривают изделия.
- Где лежит иголка и наперсток?
- Наперсток нужен мастерице, чтобы не уколоть пальцы. Хантыйская мастерица обшивала всю семью. Для того чтобы обшить всю семью приходилось шить долгими вечерами и днями. Вот и мы с вами сегодня будем шить иголкой по ткани.
Работа за столом
, сопровождается Хантыйской,  спокойной музыкой.
- У вас у каждого на столе иголка, наперсток и ткань. Давайте пошьем по ткани, (иголка идет на вас, а наперсток помогает иголке быстрее продвигаться вперед по ткани).  Этому делу нельзя научиться сразу, но вы всему научитесь. Как идет иголка?
- Для чего нужен наперсток?
Дети по ткани делают разные стежки.
- Что вы сегодня делали?
- Молодцы, хорошо вы шили.
Рефлексия.
- А сейчас, расскажите по очереди, какие чувства вы ощущали, когда рассматривали предметы быта, какие чувства испытывали, когда шили?
Дети рассказывают, о тех чувствах, которые испытали, когда работали с иголкой.
- Дети, с чем вы сегодня познакомились?
Рассматривание готовых работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»

Задачи:1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;3.Продолжать упражн...

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе....

педагогический проект «Знакомство детей с культурой и бытом народов ханты и манси посредством народного декоративно - прикладного искусства»

Информационно-творческий  проект реализует комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с культурой и бытом народов ханты и манси и предусматривает активное ...

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группе

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группеНаталья Поддерегина Конспект НОД по ручному труду «Знакомство...