Консультация для педагогов
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 44.doc44.9 КБ
Microsoft Office document icon 45.doc43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для старших дошкольников

В предлагаемой вниманию читателей статье нам хотелось бьь показать, каким образом в дидактических играх можно формировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Руководствуясь общими дидактическими требованиями, я пришла к выводу: одним из необходимых условий является системность, т.е, нужна система игр с по следовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Благодаря широкому распространению таких средств информации, как телевидение, радио, кино, дети уже в дошкольном возрасте накапливают массу впечатлений, представлений, сведений об окружающей жизни. Они оказывают огромное воздействие на чувства, речь, взаимоотношения и пове дение детей. Однако этот объем информации, получаемой в детском саду, дома, в ближайшем окружении, не может быть переработан детьми самостоятельно. Поэто му, чтобы активно влиять на развитие детей, воспитатели должны учитывать в своей работе все источники информации и получаемые детьми впечатления.

Учитывая большой поток информации, влияющей на дошкольников, я расширила тематическое содержание предлагаемых им дидактических игр.

На первом этапе исследования я разработала систему игр, частично используя классификацию В.Н. Аванесовой (по содержанию и задачам, по характеру игровых действии и правил).

/. Игры-поручения, основанные на интересе детей к таким действиям с игрушками и предметами, как подбор, складывание и раскладывание, вставление и т.п. Игровое действие в таких играх элементарно, по своему характеру часто совпадает с практическими действиями с предметами .

2.        Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей
таинственностью, неизвестностью («Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что
изменилось?»).

3.        Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых
заключается в изображении жизненных ситуаций, в исполнении ролей взрослых
(продавца, покупателя, почтальона) или животных (волка, гусей и т.д.).

  1. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового ре зультата, выиграть («Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т.д.).
  2. Игры в фанты или игры в запретный (штрафной) предмет (картинки) или его свойство (например, цвет), связанные с такими игровыми моментами, как избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку не сказать запретного слова.


Предварительный просмотр:

В играх на отрицание требуется составить суждение об отсутствии связи между признаком и предметом на основе суждений о связях между признаками предмета или суждение о связи между признаком и предметом на основе суждения об их отсутствии.

Пример первого варианта. Игорь и Вася ловили рыбу. Вася не поймал сазана, он поймал пескаря. Что поймал Игорь? Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу - сазана и пескаря, а Вася не поймал сазана, помогает сделать вывод: Игорь поймал сазана. Это правильный ответ.

Пример второго варианта. Игорь, Вася и Коля ловили рыбу. Кто-то поймал сазана, кто-то - пескаря, кто-то - окуня. Игорь и Вася поймали сазана. Что поймал Коля? Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу, помотает сделать вывод о том, что Коля поймал не сазана. Это правильный ответ.

В задачах на сопоставление требуется найти суждение об отношении свойств разных предметов.

Пример. Витя прочитал больше, чем Гена. Олег прочитал много книг. Кто из мальчиков прочитал меньше книг, чем Витя? Соотношение суждений о том, что Витя и Гена прочитали разное количество книг; что количество книг, прочитанных Олегом, нельзя сопоставить с количеством книг, прочитанных Витей или Геной; что Витя прочитал книг больше, чем Гена, помотает сделать вывод: Гена прочитал мень ше книг, чем Витя. Это правильный ответ.

Игры-задачи более доступны детям начиная с 8 лет, но, используя наглядную модель, можно и детей 6 лет научить составлению простейших умозаключений. С этой целью я использовала 4-х клеточную табличку. Слушая задачу, дети с помощью букв или условных обозначений в первом вертикальном ряду отмечают то, что известно об участниках ситуации; во втором вертикальном ряду - действия или предмет, которые задействованы в задаче, соотнося их с первым вертикальным рядом. Пустая клетка подсказывает решение: имя участника ситуации или предмет, действие, которые остались неотмеченными.

Пример. Света и Таня ели апельсины и яблоки. Таня ела апельсины. Что ела Света? Дети в первом ряду таблички ставят буквы С и Т, затем против буквы Т дети ставят букву А. Следовательно, в пустую клетку дети помещают букву Я (яблоки). Из таблицы наглядно видно, что Света ела яблоки.

Так я подошла к созданию дидактических игр, способствующих развитию логического мышления. Я стремилась разработать игры, которые учат описывать признаки предметов, узнавать предметы по заданным признакам, определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой, прививают навыки классифицировать, делать несложные обобщения и приходить к умозаключению. Игры расположены в порядке их усложнения. Используется наглядное моделирование, которое делает игры более доступными и позволяет играть в них более осознанно.

Тематическое содержание игр включает в себя следующие разделы: «Человек», «Природа (живая и неживая)», «Профессии», «Здоровье», «Эмоции», «Среда».

В раздел «Человек», необходимый для развития логических отношений, я включила решение следующих задач:

  • Совершенствование знаний о себе самом, своем теле, здоровье, об эмоциях.
  • Формирование понятия о семье и родственных отношениях.
  • Развитие временных представлений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....