Главные вкладки

    Преемственность в формировании правил поведения в детском саду и школе
    материал по теме

    Иващенко Алла Михайловна

    Консультация для воспитателей ДОУ. В связи с нововведениями в законодательные документы в образовании, так же изменились и требования к выпускникам ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл preemstvennost_v_formirovanii_pravil_povedeniya.docx27.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преемственность в формировании правил поведения

    в детском саду и школе.

    «Школьное обучение никогда не

    начинается с пустого места, а всегда

    опирается на определённую стадию

    развития, проделанную ребёнком».

    Л. С. Выготский

    Подготовка детей 5-6 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику образовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Поэтому сейчас активизировался поиск путей обеспечения преемственности в содержании работы ДОУ и начальной школы, прежде всего определение новых подходов к организации образовательного процесса, принципов построения программы и использования педагогических технологий

     В связи с нововведениями в законодательство РФ «Закон об образовании», ФГОС начального образования, требования к выпускникам ДОУ так же изменились, и как следствие возникает потребность в введении форм и методов работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой.

         Необходимо уделять большое внимание воспитанию у дошкольников моральных норм, связанных с отношением к предстоящей учёбе, старшим товарищам.

       Основная деятельность детей  в школе – учебная, а важнейшая предпосылка успешной учёбы – умение организовано вести себя на уроке, подчинять своё поведение определённым правилам.

        Среди причин неуспеваемости следует отметить прямо связанные с недостатком волевой регуляции поведения, неумением заставить себя выполнить указание взрослого или довести начатое дело до конца.

        Педагоги, осуществляя преемственность в обучении и воспитании между детским садом и школой, опираются не только на имеющиеся у детей знания  в области развития речи, математики и др., но и на тот нравственный багаж, с которым он пришёл в первый класс, т.е. на ранее усвоенные правила поведения в коллективе.

        Основа преемственности в том, что сформированные навыки культуры поведения ребёнка в дошкольном возрасте, основы чувств становятся тем фундаментом, на котором в начальных классах опирается учитель. Исходя из этого, необходимо определить содержание работы по воспитанию у дошкольников моральных норм поведения.

        Учителя отмечают, что у большинства детей есть желание учиться, они хорошо подготовлены по математике и грамоте, имеют навыки ручного труда. однако, учителя испытывают большие трудности в организации детей на уроках, особенно в первые дни учёбы. Дети не всегда умеют подготовить своё рабочее место. на уроках невнимательны, часто отвлекаются. Переспрашивают задание,  некоторые плохо слушают ответы друг друга, неохотно делятся с другими пособиями.

       Наблюдая за воспитанниками подготовительной группы, видим, что  многие дети небезразличны к результатам своей деятельности, прислушиваются к указаниям педагога. Стараются выполнить требования. Предъявляемые всей группе. но не могут самостоятельно контролировать свои поступки.

       Для совершенствования методов по формированию у детей навыков и правил поведения в процессе обучения необходимо тщательно проанализировать состояние работы с начальной школой и определить навыки поведения, которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу:

    1. Внимательно слушай воспитателя и с первого раза выполняй все указания;
    2. Хочешь спросить или ответить – подними руку;
    3. Выполняй задания до конца;
    4. Работай по плану. Предложенному воспитателем;
    5. Начинай и заканчивай задание воспитателя вместе со всеми детьми;
    6. Будь внимателен к работе своего товарища, не мешай ему;
    7.  Не подсказывай на занятиях;
    8. Работай самостоятельно;
    9. Поделись с товарищем недостающим материалом.

    Вместе с учителями наметить форм работы, которые необходимо провести для усвоения детьми перечисленных правил.

          Вначале учебного года надо организовать экскурсию в школу. Предварительно воспитатель должен рассказать детям, что в школе они узнают много нового, интересного, научатся читать и писать. но чтобы хорошо учиться, нужно знать правила поведения на уроке.

         Во время экскурсии в школу учителю необходимо рассадить детей за парты, рассказать о том, как нужно вести себя на уроке. Чтобы ребята лучше запомнили правила поведения  , предложить им выучить стихотворение С. Маршака «Школьнику на память»

    Парта – это не кровать,

    И на ней нельзя лежать.

    Ты сиди за партой стройно

    И веди себя достойно.

    Учитель спросит – надо встать,

    Когда он сесть позволит – сядь,

    Ответить хочешь – не шуми

     И только руку подними!

    Воспитатели должны понимать. что важно не только знакомить детей с правилами поведения, но и приучать к их выполнению. В конце каждого занятия педагог, подводит итоги проделанной работы, даёт оценку тому, как вели себя дети во время выполнения задания.

         Закрепляя знания о правилах поведения. надо увязывать их с программным материалом. Который изучался на занятиях. Например, при обучении рассказыванию из коллективного опыта на тему «Как мы занимаемся» воспитатель знакомит детей со стихотворением П. Воронько «Мальчик Помогай». А затем провести беседу. Следует задать  вопрос: «Могут ли дети выполнять задание друг за друга?»  

         Воспитатель объясняет детям, что помощь товарищу на занятии заключается в том, чтобы не отвлекать его, быть внимательным к нему, если надо поделиться карандашами , красками.

         Правило поведения в учебной деятельности можно считать усвоенным, если дети осознают необходимость его выполнения    и постоянно соблюдают в различных жизненных ситуациях без напоминания со стороны взрослых и сверстников. Педагог должен использовать каждую подходящую ситуацию для воспитания детей. например, на занятии по аппликации у Кати не оказалось красной бумаги. Девочка попросила у соседа по столу, Илюши, но тот отказал ей. Воспитатель предложил детям поделиться с Катей. Многие сделали это. При анализе работ спросила: «Как вы думаете, смогла бы Катя сделать такую хорошую аппликацию, если бы Дима с ней не поделился бумагой?».

        Наблюдая за детьми первые дни в школе замечаем, что дети часто переспрашивают задание, а это отнимает у учителя много времени. Нарушение  такого правила, как «Начинай и заканчивай задание воспитателя вместе со всеми детьми», связано с неуверенностью ребят в своих силах: они ждали , когда начнут другие, а потом не успевают закончить задание. С такими детьми надо проводить индивидуальную работу, как на занятиях, так и в повседневной жизни. воспитатели должны сформировать у дошкольников необходимые навыки, поощрять каждый, даже незначительный успех. На занятиях постоянно следить за темпом выполнения работы, дополнительно объяснять. Как её сделать. Постепенно дети приобретут уверенность, перестанут отставать от своих товарищей.

       С первых дней учёбы учителя знакомят первоклассников с «правилами для учащихся». Они стараются закрепить знания правил поведения, полученных в детском саду, раскрыть детям смысл дисциплины как условия дружной коллективной работы. разъясняя первоклассникам способы выполнения предъявляемых требований необходимо напоминать: «Во время ответа товарища нельзя поднимать руку, т.к. он будет волноваться и не сможет хорошо ответить. Внимательно слушайте и запоминайте, что расскажет Миша правильно и какие допустит ошибки. Этим вы поможете ему сами лучше усвоить материал».

        Обязательные элементы занятий по формированию правил поведения у детей:

    - фронтальные занятия;

    - показ того, как надо поступать в том или ином случае ( моделирование ситуаций);

    - наглядность;

    - игровые приёмы;

    - закрепление правил, проводимое в игровой форме.

       Поступая в первый класс, ребёнок осознаёт важность, нужность своих новых обязанностей и дел. Поэтому воспринимает новые школьные требования с желанием и готовностью выполнять их. Учитель занимает в этот период особое место в его жизни. каждое слово учителя, его требование – закон для детей. если они не выполняют их, то, как правило, только потому, что не умеют управлять своим поведением. Первоклассникам свойственно стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. Кроме того, дети стараются подражать тем ученикам, которых учитель ставит в пример.

       С поступлением детей в школу основным видом их деятельности становится учение, но игра по-прежнему занимает значительное место  в их жизни. Коллективные игры сплачивают детей формируют товарищеские отношения между ними. Поэтому учителя первых классов должны вводить в свои уроки игровые моменты («Молчанка», «Найди своё место», «Считай да не ошибись», «Эстафета»).

        В процессе игровой  деятельности воспитываются наблюдательность, самообладание и другие положительные черты характера. В первом классе на переменах ив группах продлённого дня проводить игры: «Узнай по голосу», «Кто что любит делать», «Комплименты», «Город вежливых».

       Формирование правил поведения – длительный и сложный процесс, требующий постоянного контроля за их выполнением, как на уроке, так ив повседневной жизни.

        По мере усвоения детьми «Правил будущего первоклассника» педагогам следует переходить к разъяснению «Правил    товарищества», «Правил дружной работы, «Правил честной игры и состязаний», «Правил вежливости». Проводить беседы на темы «Как вести себя в классе», «Как вести себя на улице и в общественных местах», «Береги учебные и личные вещи», «Будь вежлив, уважай старших».

         Готовясь к очередной беседе, целесообразно разучить с детьми стихи, песни, небольшие инсценировки, поручить ребятам подготовить рисунки, сделать сатирические зарисовки. в беседы о правилах поведения обязательно включать примеры из жизни детей, их поступки в различных ситуациях, которые обсуждаются и оцениваются.

       При такой постановке преемственности детского сада и школы в воспитании правил поведения работа  даст свои положительные результаты.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка " Правила поведения в детском саду"

    Правила поведения для воспитанных детей в детском саду....

    Правила поведения в детском саду для родителей

    Несколько не сложных правил поведения  в детском саду. Правила касаются выполнения режимных моментов, поведения детей....

    Правила поведения в детском саду

    мммммммммммммммммммммммммммммммррррррррррррррррррррррррррррррррррррр888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888...

    Правила поведения в детском саду для детей

    Правила поведения для дтей. в помещения детского сада, на зянятиях, во время приеа пищи, на прогулке, при работе с инструментами....

    Правила поведения в детском саду.

    Основные правила поведения в детском саду для воспитанников....

    Доклад: «Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы в соответствии с ФГОС»

    Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни. Проблема преемст...


     

    Комментарии

    Кочанова Наталья Александровна

    Спасибо, отличный материал, пригодится в работе!!!