Доклад: «Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы »
статья по коррекционной педагогике

Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием всегда актуальна во все времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._doklad_gmo_0.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Доклад:

«Преемственность в коррекционной работе

       учителей - логопедов детского сада и школы »

Подготовила:  Олейник О.Г.,

учитель-логопед

Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни.

 Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием всегда актуальна во все времена. К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности. Это труды Ананьева Б.Г, Запорожца А.В,. Усовой А.П.

Дошкольная ступень – сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».

Начальная ступень школы – подхватывает  достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.

Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. эта связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды годы предприняты определенные позитивные шаги по «…обеспечению преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ»

Основные направления ступеней образования, входящие в модель преемственности:

- самоценность каждого возраста: опора на достижения предыдущего этапа;

- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения    ребенка;

- развитие ребенка с учетом уровня достигнутого и продвижение его вперед;

- гуманизация как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому человеку;

- открытость человека изменяющемуся миру;

- сохранение общего физического, психологического и психического здоровья детей.

 Стандарты задали новые направления в организации преемственности между

дошкольным и начальным образованием, ребенок в рамках нового стандарта должен научиться:

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;

- оценивать свои действия;

- использовать знаково-символические средства для создания моделей

изучаемых объектов и процессов;

- формулировать проблему;

- работать в группе;

- искать информацию с использованием ресурсов библиотек и Интернета (школьники);

- фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов

ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (школьники).

Из вышеуказанного мы видим, что на первый план выходят сформированные познавательные мотивы обучения, сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют речевую патологию.

Учителей - логопедов дошкольного и школьного звена беспокоит период адаптации детей - логопатов .Мы понимаем, что без специально организованной систематической помощи логопеда в дошкольном, а затем и начальном школьном периоде обучения дети с нарушениями речи не смогут в срок и в полном объеме овладеть навыками письма и чтения. Что в свою очередь сделает невозможными для них дальнейшее полноценное обучение и социокультурную адаптацию.

Речевое развитие – это показатель уровня интеллекта, уровня культуры, и от того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

В связи с этим, хотелось рассмотреть проблемы преемственности в контексте коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша. Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Новые стандарты требуют очень серьезной перестройки личности педагога и смены профессиональных подходов.

Уровень профессиональной компетентности учителя-логопеда, является ведущим условием в реализации нового содержания образовательного процесса и достижения планируемых результатов. Поэтому процесс профессиональной подготовки учителей-логопедов должен быть непрерывным, включающим самые современные формы и методы обучения.

Преемственность и перспективность – это тщательная стыковка программ по коррекции речевого развития, как по отдельным грамматическим темам, так и в области совершенствования речевых умений и навыков.

         Новые условия предъявляют высокие требования к интеллектуальному развитию детей, к их личностным особенностям. Возникает проблема адаптации ребенка процессу обучения, но уже имеющаяся информация о его развитии на протяжении предыдущего времени позволяет не только прогнозировать трудности, но и заблаговременно их устранить.

Определяя ряд вопросов о проблемах преемственности в работе дошкольных

образовательных учреждений и школы, следует особо подчеркнуть необходимость и возможность более тщательной и глубокой подготовки к обучению чтению и письму в дошкольном и младшем школьном возрасте детей с отклонениями в речевом развитии.

Прежде всего, это связано с тем, что гораздо проще создавать предпосылки к обучению грамоте (чтению),  чем осуществлять впоследствии коррекцию уже закрепившихся дефектов и возникающих на их основе патологических особенностей развития личности.

Следует отметить фактор времени. В силу психофизиологических особенностей данной группы детей для них характерен более длительный период формирования и, следовательно, успешность обучения будет определяться его протяженностью. Увеличить же время возможно за счет более раннего начала профилактической работы.

На занятиях в дошкольном возрасте можно использовать большое количество игр, игровых упражнений, на этом этапе отсутствует система оценок, достижений ребенка. Это позволяет гораздо эффективнее развивать интерес к чтению и не допускать формирование негативных отклонений в развитии личности ребенка.

Акцентируя внимание на предпосылках успешного овладения письменной речью, без сомнения, можно включить в «группу риска», в отношении возникновения трудностей чтения и письма, детей с задержкой психического развития (ЗПР), общим недоразвитием речи (ОНР) и дислексией.

У детей с ОНР в первую очередь страдает речевая готовность к овладению письменной речью, в связи с несформированностью устной. Как известно, письменная речь, являясь вторичной по отношению к устной, формируется на ее основе, что и определяет детерминированность уровня владения письменным языком, глубиной речевого развития.

Логопеды – дошкольники должны информировать логопедов школы о поступлении детей с ОНР, ЗПР и дислексией, а также осуществлять наблюдение за дальнейшим их развитием. В свою очередь, логопеды и учителя начальной школы должны осуществлять более раннее знакомство со своим будущим контингентом, знать индивидуальные особенности детей со сложными нарушениями речи. Все это будет также способствовать решению проблемы преемственности логопедов ДОУ и школы в обучении детей с ОНР.

Очень часто дети,  придя в 1 класс, такие дети возвращаются к некоторым прежним дефектам. Происходит это в силу присутствия определенных факторов. Прежде всего, это безразличное отношение к состоянию речи в семье, безответственность, неорганизованность самого ребенка, частые пропуски во время посещения логопедической группы и, на мой взгляд, очень серьезной причиной возврата к дефекту является требование наращивания, отработки техники чтения.

Там, где ребенку следует сделать паузу, необходимую для правильного произношения, он должен торопиться - отсюда неправильное произношение, ребенок произносит так, как ему легче, возвращается к неправильному произношению отдельных фонем. И, наконец, отсутствия контроля со стороны педагогов в 1 классах, пренебрежение результатами, достигнутыми дошкольными и школьными логопедами, в коррекции произношения у детей.

Педагоги и логопеды дошкольного, младшего школьного возраста и учителя начальных классов должны уделять серьезное внимание развитию у детей с нарушением речевого развития всех четырех видов речевой деятельности - аудирования, говорения, чтения и письма. Взаимосвязь, их взаимопроникновение способствует обогащению, совершенствованию каждого в отдельности.

На сегодняшний день актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений. Однако на практике до сих пор наблюдается несоблюдение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.

В заключение, хотелось бы напомнить о том, что по определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель детского сада, учитель начальных классов, учитель - логопед детского сада и школы так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Литература:

1.  Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.

2. Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей - логопедов в системе детский сад-школа. Теория и практика.

3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Анализ работы учителя-логопеда детского сада"

Вариант  аналитической справки учителя-логопеда, работающего в дошкольном коррекционном образовательном учреждении....

«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»

  Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус...

Взаимодействие учителей-логопедов детского сада и школы в работе с родителями.

   Как не велика роль педагогического воспитания, роль семьи остается определяющей. Поэтому только при условии тесного сотрудничества педагогов и родителей может быть достигнута конеч...

Перспективное планирование коррекционной работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе комбинированной направленности.

Планирование делится на три периода 1 период(сентябрь,октябрь,ноябрь); 2 период(декабрь,январь,февраль); 3 период(март,апрель,май)...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда детского сада

Вашему вниманию представлена консультация по теме "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Методическая разработка "Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР "

В данном материале содержится описание видов театра, значимость его для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Опыт применения методики Д.Е. Огороднова в работе учителя-логопеда детского сада

Один из способов развития речи детей дошкольного возраста – использование средств музыкального воспитания, а именно обучение пению (вокалу).Связь музыки и речи очевидна: музы...