Главные вкладки

    «Широкая Масленица – народные традиции масляной недели»
    статья (подготовительная группа) по теме

    Галькова Ольга Сергеевна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

     по социальному миру в подготовительно к школе группе

     

    Этикет и ситуации общения: «Широкая Масленица – народные традиции масляной недели»       

    Побу    побуждать детей по модели недели  припоминать, как праздновали русские люди ежедневно этот праздник, с какими событиями и символами его связывали.

    2. У    уточнить откуда произошел русский обычай – гостеприимство. Одновременно повторить с детьми современные правила поведения в гостях, приёма гостей. Вместе с детьми порассуждать о том, много ли стари нныхных обычаев  осталось в нашей современной жизни.

    3.   Развивать навыки творческого рассказывания по теме умение придерживаться предложенной сюжетной линии. Обогащать словарь старинными словами: гостеприимство, радушие, хлебосольство. Активизировать в речи      слова и выражения: хлеб и соль, чаепитие, пир на весь мир, пир горой, угощение, чистоплотность, доброта, сочувствие, помощь  нуждающемуся.

    4. Воспитывать интерес у детей к истории родной страны, традициям своего народа

    Поб             

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon maslenica_-_gostepriimstvo.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

     по социальному миру в подготовительно к школе группе №10

    Этикет и ситуации общения: «Широкая Масленица – народные традиции масляной недели»

    Цель: Закрепить знания детей о многодневном народном празднике «Масленица».

    Задачи:

    1. Побуждать детей по модели недели  припоминать, как праздновали русские люди ежедневно этот праздник, с какими событиями и символами его связывали.

    2. Уточнить откуда произошел русский обычай – гостеприимство. Одновременно повторить с детьми современные правила поведения в гостях, приёма гостей. Вместе с детьми порассуждать о том, много ли старинных обычаев осталось в нашей современной жизни.

    3. Развивать навыки творческого рассказывания по теме умение придерживаться предложенной сюжетной линии. Обогащать словарь старинными словами: гостеприимство, радушие, хлебосольство. Активизировать в речи слова и выражения: хлеб и соль, чаепитие, пир на весь мир, пир горой, угощение, чистоплотность, доброта, сочувствие, помощь  нуждающемуся.

    4. Воспитывать интерес у детей к истории родной страны, традициям своего народа.

    Предварительная работа:

    - чтение о многодневном (7 дней) праздновании Масленицы - это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы – последней перед Великим постом недели. - знакомство с обычаями проводов зимы,   Масленица — праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы.

    - обсуждение названия «Широкой Масленицы», ситуативные беседы о традициях семьи празднования Масленицы, ситуативные беседы о гостеприимстве, взаимопомощи, сострадании(Благодеянии) – объяснение смысла слов.

    - знакомство с русским народным фольклором (пословицы, потешки), с русскими народными играми и хороводами.

    - Работа со сказкой  «Снегурочка» - познакомить с богом солнца Ярило (чтение, просмотр фильма).

    Материал: схема дней недели, раздаточные цветные картинки по теме «Масленица», модели правил гостиприимства, простой карандаш, доска, магниты.

     

    Ход:

    1. Вводная беседа

    Вос-ль загадывает загадку:

    И с икрой, и со сметаной –  
    Всякие они вкусны!
    Ноздреваты и румяны – Наши солнышки -… (блины)

    - А почему мы с вами завели разговор о блинах?

    Д: Мы готовимся встречать Масленицу.

    - А почему именно  блины являлись  главным угощением на масленичной недели?

    Д: Блин – символ солнца, блинами заманивают солнце. Блин –  это  основное и обязательное блюдо на столе (круглый блин - символ солнца).   Ели блины и этим самым действом поклонялись солнцу - Яриле

    - А что вы ещё знаете о празднике  Масленица?

    Предполагаемые ответы детей: На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. На Масленицу празднуют конец зимы и встречают весну. Масленица - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению, всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Обильная масленичная еда  и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

      На Масленицу люди ходят, друг к другу в гости, гуляют, играют, катаются с гор, ездят на лошадях, поют песни, водят хороводы. Отличительная особенность Масленицы - буйное веселье,  гостеприимство

    -  А какой символ Масленицы вы знаете ещё, кроме блинов?

    Д: чучело Масленицы, ярмарки, гулянье.

    - Зачем сжигают Масленицу?

    Д: Славят весну, просят доброго урожая.

    II. Моделирование недели, рассказывание детей о каждом дне праздника

    -  Сколько дней народ празднует Масленицу?

    Д: 7 дней.

    - Правильно. Каждый день Масленицы имеет своё название. Давайте вспомним, как называется каждый день празднования и, что по обычаю, делают в этот день люди? Как ведут себя.

    - А помогут нам в этом модели дней недели. Кто поможет? (Моделирование недели и подбор картинок к каждому дню – практическая деятельность детей).

    - В верхнем левом углу на столе возьмите картинку, рассмотрите её и определите,  к какому дню недели она относится – работа с картинкой,  составление рассказов.

    Понедельник (красный) – встреча.  Делают куклу Масленицу, дети катаются с горки и поют песни.

    Вторник (оранжевый) – заигрыш. Ходят от дома к дому, поздравляя с Масленицей, поют, шутят, в этот день начинаются игры, девицы качаются на качелях, поездка на лошадях.

    Среда (желтый) - лакомка. Начинают кататься с гор. Взрослые, родственники ходят друг у к другу в гости, угощаются блинами и другими масленичными продуктами (икра рыбы, сметана, мед, яйца, варенье). В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины,

    Четверг (зеленый) - широкая Масленица.  В этот день больше всего развлечений. Ряженые веселят народ, все угощаются блинами, пляшут, водят хороводы, поют песни и частушки.

    Пятница (голубой) – тещины вечерки. Теща угощает зятя блинами. Тещины вечерки. Самым главным событием было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир

    Суббота (синий) – золовкины посиделки. Молодожены приглашают родных к себе в гости за стол. В субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а своим золовкам – сестрам мужа они вручали подарки.

    Воскресенье (фиолетовый) – прощеный день. Проводы Масленицы, сжигают куклу с песнями, разбрасывают по полю пепел, чтобы собрать богатый урожай.  В последний день масленицы все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом: “Прости меня, если виноват” — “И ты меня прости” — “Бог простит”. Все это сопровождалось поклонами и поцелуями.

    - Масленицу в народе всегда любили, вспомните как её ласково называли, и почему? ( «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка»)

    - Давайте мы с вами вспомним, и поиграем в народную игру «Малечена-Калечена».

    Народная подвижная игра: «Малечена - Калечена»

    III. Современный этикет гостеприимства

    -Мы с вами говорили о масленечной неделе и увидили, что каждый день люди ходят в гости и это традиция русского народа. Как её можно назвать одним словом?

    -Д: гостиприимство.

    - В быту не каждый из нас умеет быть хорошим, гостеприимным хозяином, и не каждый - интересным и желанным гостем. Чтобы прослыть хорошим хозяином или хозяйкой вовсе не обязательно поражать гостей дорогой посудой, столовым серебром и богатым угощением. Гораздо важнее, чтобы гости, придя к вам, чувствовали себя хорошо и видели, что им искренне рады.

    - Мы знаем правила при приёме гостей вы должны соблюдать, оформи их в книгу и познакомим с ними др. детей нашего д/с, (а вначале мы вспомним правила – выкладывая их на доске):

    - В верхнем правом углу на столе возьмите модель, рассмотрите её и определите,  к какому правилу она относится – работа с картинкой,  составление рассказов.

     1).  Самый удобный день для сбора гостей - пятница или суббота: на следующий день вы сможете привести в порядок квартиру, отдохнуть

    2).  Друзей, следует пригласить заранее. Можно заранее позвонить или заблаговременно послать приглашение.

    3).  Если кто-то пришел к вам впервые, сначала покажите гостю, где можно привести себя в порядок, вымыть руки и т. д.

    4).   Стоит заранее подумать о том, какое количество гостей вы можете принять.  

      5).   Создать приятную атмосферу вечера и хорошее настроение поможет соответствующее освещение в квартире.

    6).  Хозяин об угощении должен позаботиться заранее, чтобы с приходом гостей хватило времени спокойно посидеть со всеми за столом, побеседовать и повеселиться.

    7).  Хозяева, несмотря на хлопоты и заботы, должны сохранять веселое настроение, быть радушными и внимательными к гостям. В свою очередь доброжелательность, вежливость и тактичность должны быть присущи каждому гостю, как по отношению к хозяевам, так и в отношении остальных гостей.

    8).    С приходом гостей следует выключить радио или телевизор и целиком посвятить себя гостям.

    9).     Некрасиво, если у вас гости ,вести длинные разговоры по телефону.

    Подвести итог:

     Довольны ли вы, что оставите о себе память в д/с?

    В: Ребята, я хочу вас  научить  делать куклу Масленицу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мир через красоту народных традиций. Широкая Масленица

    "Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей.  Каков человек, какова его деятельность, таков и мир, который он создает вок...

    «Мир через красоту народных традиций. Широкая Масленица»

    Проект по социальному направлению для детей с ОВЗ....

    Народные обычаи и традиции "Широкая Масленица"

    Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие сило...

    План тематической недели "Широкая Масленица"

    Цель: Расширять представления детей о традиции празднования Масленицы, проводы зимы. Заложить элементарные представления из области живой природы, истории традиционных семейных ценностях.Рассказать де...

    Проект "Широкая Масленица!" В рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта. Презентация к проекту с описанием празднования народного праздника по дням недели.

    Проект "Широкая Масленица" продолжался в течение трёх месяцев с декабря по февраль. В мероприятии участвовали все группы детского сада,педагогический состав и родители наших воспитанников. В...