Исследовательский проект "Развитие познавательных интересов через сюжетно-ролевую игру "Поликлиника"
материал (средняя группа) по теме

Дружинина Лариса Юрьевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_poliklinika.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

"Развитие познавательных интересов

через сюжетно- ролевую игру "Поликлиника"

Автор проекта: Дружинина Лариса Юрьевна –  воспитатель  высшей квалификационной категории МДОУ № 17 «Дюймовочка»

База исследования: средняя группа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 17 «Дюймовочка» г.Волжска РМЭ

Время исследования: сентябрь 2012г – февраль 2013г.

Этапы исследования:

1 этап – подготовительный (сентябрь  2012г.)

Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Диагностические мероприятия: использование методик, анализ, планирование и разработка мероприятий.

2 этап – практический (октябрь 2012г. – декабрь 2012г.)

Проведение мероприятий согласно плану, составленному на 1 этапе;

Отчет о результатах 2 этапа на педсовете.

3 этап – заключительный (январь – февраль 2012г.)

Диагностические мероприятия: использование методик,  составление аналитической справки по данным диагностики.

Итоговое мероприятие: «Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Отчёт о результатах 3 этапа на педсовете.

Участники проекта:

  1. Педагоги
  2. Родители
  3. Воспитанники

Актуальность

   Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет свое место , свой путь среди людей.

  С давних времен многие мыслители. философы, этнографы, педагоги и психологи задаются вопросами: "Что же такое игра?",  "Почему ребенок увлечен этим видом деятельности?" Ведущие отечественные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин убеждают нас в том, что игра необходима дошкольнику, так как в ней развиваются психические процессы,  способствующие развитию познавательны  процессов и познавательных способностей.

  Но в последние годы игра в детском саду стала носить прикладной, обучающий характер,  постепенно утрачивая свою значимость, как вид творческой деятельности. К игре перестали относиться  серьезно и педагоги, и родители, и как следствие,  у детей слабые игровые навыки. Одна из причин,  что дети не играют - недооценка этой деятельности взрослыми.

   Главный аргумент взрослых: игра - бесполезная деятельность , которая не пригодится в будущем (в отличие от письма и счета). Многие считают, важнее развивать  интерес к обучению, а не учить играя. За этим забывается магистральная линия развития дошкольника, а именно эстетическое и социальное развитие, которому больше всего способствует сюжетно-ролевая игра.

 Мною была проведена педагогическая диагностика сюжетно - ролевой игры  (автор О.В.Солнцева " Педагогическая диагностика сюжетно- ролевой игры"). В  процессе изучения диагностических карт я увидела недостаточно высокий уровень освоения игровой деятельности детей.

   Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка-это окружающий мир (жизнь и деятельность взрослых и сверстников). Следовательно, необходимо формировать, расширять, обогащать, развивать и поддерживать познавательные интересы детей. Стремление ребенка познавать и изучать окружающий мир предоставляет педагогу широкую возможность через интеграцию образовательных областей дать ребенку  все необходимые знания для развития  игровой деятельности.

   Поэтому предоставляется актуальной возможность частично восполнить пробел над выбранной мной темой  "Развитие познавательных интересов через сюжетно-ролевую игру "Поликлиника".

Особая актуальность данной темы состоит в особенностях выбранного возраста (средний возраст). У детей этого возраста появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития  и изменения как тематики  и содержания, так и структуры игры. Воспитатель берет на себя не основную, а второстепенную роль. Игровая деятельность должна стать источником самореализации внутренних сил ребенка.

 Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка, основами такого взаимодействия является изучение познавательных интересов и особенностей освоения игровой деятельности  в ходе педагогической деятельности. Результаты педагогической диагностики позволяют  гибко выбирать тактику педагогического взаимодействия с детьми ,занимая позицию партнера по детским играм, координатора, наблюдателя и консультанта.

Объект исследования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования:  сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Цель: изучение  влияния познавательных интересов на развитие сюжетно- ролевой игры.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогические исследования отечественных  авторов по проблеме развития сюжетно-ролевой игры  детей 4-5лет;

- выявить влияние познавательных интересов на развитие сюжетно- ролевой игры "Поликлиника";

- обогатить самостоятельный игровой опыт детей;

-разработать и апробировать методические приемы для развития познавательных интересов, влияющих на обогащение игрового опыта в сюжетно-ролевой игре "Поликлиника".

Гипотеза исследования:

Процесс развития познавательных интересов дошкольников будет проходить более эффективно при условии   использования педагогически обоснованных методических приемов в сюжетно- ролевых играх.

Теоретическая значимость проекта:

- будут разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по теме;

- разработка и апробация методических приемов использования познавательных интересов  в развитии сюжетно-ролевой игре "Поликлиника"

Практическая значимость проекта

1. Подобрана методическая литература.

2.Подобраны дидактические игры.

3.Изготовлены атрибуты.

Методы исследования.

Практические:

- изучение литературы по теме проекта,

- анализ документации,

- педагогическое наблюдение

        Теоретические:

- сравнение

- обобщение

-систематизация

Новизна проекта. Разработка и апробация методических приемов  в развитии познавательных интересов через сюжетно -ролевую игру"Поликлиника", определение их результативности.

Ожидаемый результат:

- будет сформирован  познавательный интерес  в сюжетно-ролевой игре;

-   развитию познавательных интересов через сюжетно-ролевую игру у детей будет способствовать тому, что полученные знания дети смогут применить в  игре: станут более уверенными , у детей повысятся коммуникативные навыки.

Механизм реализации проекта

Этапы и сроки

Мероприятия

Ожидаемый

результата

Отметка  о выполнении

1 этап

Подготовительный


сентябрь



















2 этап.

Практический

Октябрь- декабрь















Октябрь






Ноябрь





Октябрь-ноябрь








Декабрь















Декабрь






Ноябрь







Декабрь





3этап Обобщающий


Январь-

февраль












Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

 



Диагностика

"Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры" (автор Солнцева О.А.)

Подготовка таблиц.

Диагностика познавательной сферы (психологические тесты)

 Анкетирование родителей. Тема «Ребенок и игра».

Разработать методические приемы для развития познавательных интересов.


Подбор дидактического материала,  иллюстраций.


Изготовление дидактических игр (

"Профессии",

" Кому что нужно?", " Найди картинку". " Таня простудилась" и др.).


Экскурсия в медицинский кабинет.




Изготовление атрибутов




Чтение художественных произведений

К.И. Чуковский "Доктор Айболит",

И.Туричин " Человек заболел".Ю. Яковлев "Больной".


Просмотр серии познавательных фильмов "В гостях у Витаминки"

Беседы : "Как Доктор лечит людей?",

" Мы разные","Правила гигиены"."Наше тело",

" Какие мы?",

" Все работы хороши...(профессия врач)"


Развлечение "Славный доктор Айболит."




Консультации с родителями:

"Какие игрушки нужны детям",

"Зачем ребенку играть?".


Родительское собрание "Почему ребенку нужна игра?"


Итоговое мероприятие:

Сюжетно-ролевая игра "Поликлиника".


Итоговая диагностика.


Выступление с результатами на педагогическом совете.




Будет способствовать

 лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной актуальной теме



Выявление уровня  освоения сюжетно- ролевой игры,   познавательной сферы воспитанников. Анализ результатов анкетирования.

 










Создание условий для развития познавательной активности, развития сюжета игры.
















Расширение знаний о профессии «Врач», активизация словаря терминами по данной тематике.


Развитие творческого потенциала, познавательной активности, привитие трудовых навыков.  


Воспитание уважения к людям данной профессии, привитие интереса к художественной литературе.






Обогащение новыми знаниями. Формирование познавательного интереса. Привитие гигиенических навыков, основ безопасного поведения. Знакомство с правилами поведения в поликлинике.








Выявить степень усвоения детьми темы «Поликлиника»





Повышение уровня компетентности родителей по данной тематике.










Анализ эффективности всех мероприятий на уровень  развития сюжета игры дошкольников.





Подведение итогов. Оформление результатов. Обмен опытом.





























Литература:

1. Бойченко Н.А., Григоренко П.И., Коваленко Е.И. " Сюжетно-ролевые игры дошкольников" ( Киев,Рад. Школа 1982г.)

2.Выготский Л.С. " Вопросы детской психологии" (СПб:Союз,2004)

3. Выготский Л.С. " Игра  и ее роль в психическом развитии ребенка"( " Вопросы психологии"1986г. № 6 )

4. Голицина Н.С." ОБЖ для младших дошкольников "(Москва," Издательство " Скрипторий 2003" ,2010 г.).

5. Запорожец А.В. " Игра и развитие ребенка", ( " Психология и педагогика игры дошкольника "М. ,1966Г,).

6. Зверева О.Л.,Кротова Т.В. " Родительские собрания в ДОУ"(ООО " Издательство""Айрис- пресс", 2006г.).

7.Колунова Л.А.,Копытина М.Г.  "Организация игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения." ( Ростов /Дон : Издательство Рост, Область ИПК и ПРО, 1997 г.)

8. Краснощекова Н.В. "Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста " (Издательство Феникс "2007 г.).

 Михайленко Н.Я.,Короткова Н.А. " Организация сюжетной игры в детском саду" ( М., Гном и Д, 2000г.)

9 .Миронова Р.М. " Игра в развитии активности детей" (Минск ,Народная асвета, 1987г.).

10.Солнцева О.В." Дошкольник в мире игры"(Санкт- Петербург, Творческий центр "Сфера" 2010 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, р...

"Развитие познавательных способностей через сюжетно-ролевую игру"

В данном сообщении ил личного опыта рассказывается как можно через сюжетно-ролевую игру развивать познавательные способности детей дошкольного возраста....

Развитие познавательных способностей через сюжетно - ролевую игру «Геолого-разведывательная экспедиция».

Опыт работы по развитию познавательного интереса у детей подготовительной группы через сюжетно-ролевую игру "Геолого разведывательная экспедиция"...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования  называет формирование познавательных интересов и познавательны...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования  называет формирование познавательных интересов и познавательных действий р...