"Развитие познавательных способностей через сюжетно-ролевую игру"
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шавкина Оксана Владимировна

В данном сообщении ил личного опыта рассказывается как можно через сюжетно-ролевую игру развивать познавательные способности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_igra.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей в сюжетно-ролевой игре

Сообщение подготовила воспитатель  высшей квалификационной категории Шавкина Оксана Владимировна

  Игровая деятельность детей занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника,  являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, вместе с тем  в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос, что в детском саду игра не достигает должного уровня, постепенно уходит из жизни детей. Дети в основном в свободной деятельности рисуют, играют в конструктор, их ролевые игры в «Магазин» и в «Больницу» ограничены и развиваются по шаблонному сюжету.

Изучая программу « Детство» в старшей и подготовительной  группе я обратила внимание на достаточно большой объем знаний по знакомству детей с окружающим миром по сравнению с младшими и средними группами.. Никакой, даже самый  хороший  перспективный план НОД на год не сможет в должной мере решить проблему приобретения детьми знаний об окружающем мире. Необходимо пробудить активность детей, желания приобретать знания, т.е. познавать мир. Самым благодатным способом для развития познавательных процессов для детей я посчитала сюжетно-ролевую игру. Здесь в не принужденной творческой атмосфере дети воспроизводят быт и производственную деятельность людей, познают мир отношения между ними. А самое главное в игре ребенок может удовлетворить свои потребности – потребность в знаниях, потребность в помощнике, товарище, с которым можно поделиться, которому нужно помочь, защитить и д.р.

  Изучив необходимую литературу по игровой деятельности, я поняла, что методы руководства игрой совершенно иные, чем на НОД и других режимных моментах. Стиль командного руководства здесь не подходит. Игру нельзя проводить как НОД, наметить сюжет и проигрывать ее по сюжету. Игра не проработка знаний и не их закрепление. Чтобы пробудить у детей интерес к игре я использовала игровой прием с подарком. В качестве подарка я принесла большую физическую карту полушарий и глобус.

 Эмоционально, с большой заинтересованностью к путешествиям по карте я рассказала детям, что в школе очень любила географию и с удовольствием бы попутешествовала по разным странам, узнавала, какие растения там растут,  какие животные обитают, какая там природа.  Завязался оживленный разговор, дети задавали вопросы по карте, спрашивали, а долго ли ехать на Северный полюс, в Америку. Когда я предложила начать игру в путешествие, дети восприняли это по разному: кто-то говорил, что я шучу, это все не правда, кто-то говорил, что это же «понарошку», мы же играем, это «как будто» мы побываем в других странах. В любом случае отправной точкой наших интересных сюжетных игр была ситуация с картой.

Ролевая игра, как другая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, само собой, а передается другими людьми, которые «умеют играть».

Каким же образом ребенку передается игра?

Первым   и основным в организации сюжетной игры в детском саду для меня является следующий принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми. Но должен играть не в качестве преобладающего партнера, которому надо подчиняться, как взрослому, а просто «умеющего интересно играть» партнера.

Вторым принципом является то, что воспитатель должен играть на протяжении всего дошкольного детства, т.е. и в старшей и подготовительной  группе тоже. И в этом я смогла убедиться, т.к. игры пятилетних детей с более сложным сюжетом и без взрослого здесь не обойтись.

И третий принцип, которым я руководствовалась – учить детей объясняться во время игры, т.е. доводить свои желания и замысел до других детей, прислушиваться к их мнению, принимать их предложения.  Я старалась так организовать игру, что бы у детей не возникало чувство, что в детском саду надо играть «как велят», а не «как хочешь».  Позиция «воспитатель-учитель» мешала мне, но я очень старалась превратить себя в ребенка, и не брала на себя главные роли, например «капитана», а была «матросом», «больным», а не «врачом», а одно время мне досталась роль «пожарного».

  Начав с путешествия по карте мы стали путешествовать в разные стороны света: Африку, Австралию, Америку, Антарктиду; разные природные зоны: тундру, тайгу, пустыню. По ходу путешествий, конечно же, решались многие познавательные задачи, расширялись знания детей о животном и растительном мире, труде и занятиях людей. Для того, что бы путешествия в другие страны не были похожи на занятия, использовала проблемные ситуации, игры на развития творческого воображения.

Проблемная ситуация могла вводиться и в самом начале игры и потом вся игра уходила на ее решения, а иногда и во время игры. Например, во время путешествия по тайге, звонит сотовый телефон, и я имитирую разговор по телефону с МЧС. Оттуда просят помочь, говорят, что в тайге потерялись двое детей: мальчик и девочка. Обсуждаем с детьми возникшую ситуацию, ищем пути ее решения. Дети предлагали громко кричать, стучать по деревьям, кто-то предложил залезть на дерево и махать шарфом.  Я рассказала детям, что существуют сигнальные выстрелы со специального оружия (ракетница), которые берут с собой в тайгу, на большой поляне можно развести костер и многое другое.

Иногда, прежде чем играть, мы проговаривали все возможные ситуации с помощью развивающих игр «Что было бы, если бы…» и «За секунду до…», «А что нужно сделать….».

Что было бы, если бы животные Севера очутились на юге?

Что было бы, если бы в тайге все хвойные деревья сменили хвою на листья?

Что было бы, если бы во время путешествия на корабле кончилась вода?

За секунду до того, как самолету поднять воздух в салоне возник пожар?

При разрешении игровых и проблемных ситуаций во время сюжетных игр использовала всем известный ранее способ: вхождение в воображаемую ситуацию.  «Как будто мы на дне моря», «Как будто мы летим на воздушном шаре» и т.д.

Для того чтобы дети реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно я использовала в организации игр способ совместного сюжетосложения. Это своего рода совместная с взрослым игра-придумывание, в чисто словесном плане. Мы собирались с детьми в кружок, в спокойном месте, три-четыре человека, и проводили игру- придумывание, которое длилось 10-15 минут.  Здесь тоже есть свои особенности и детям легче придумывать, отталкиваясь от уже знакомого сюжета, например какой- то сказки. Мы брали обычные сказки: «Красная шапочка», «Три поросенка», «Царевна-лягушка» и заменяли часть сюжета. Например, добрых героев заменяли злыми и наоборот. Вводили в сказку дополнительные современные детали, например к дому бабушки Красная шапочка добиралась на вертолете, а Иван-царевич хотел достать не жар-птицу, а елку для детского сада. Такое типовое фантазирование помогло детям научиться менять и придумывать сюжеты сказок на основе уже известных, а потом переходить на реальные истории в настоящем времени. Если у детей возникало желание играть, то игра начиналась, но здесь было главным не заставлять детей жестко следовать придуманному сюжету, это несколько упрощает технологии в целом. Главное есть скелет игры, а походу могут возникнуть  и другие дополнения и творческие решения.

  Во время совместного придумывания учила детей не смеяться и не критиковать порой нелепое предложение детей, выслушивать и принимать все. В фантазии возможно все, даже «коровы летают», и «никакой критики», - напоминала я детям.

Очень интересно мы задумывали сюжет игры «Путешествие по морям», «Путешествие к инопланетянам», «Путешествие с геологами».  Мы вместе выбирали корабль, на котором поплывем.  Думали, из чего будем строить. Сколько кают построим, столовую, капитанский мостик, танцевальный зал, радиорубку.  Кто, кроме пассажиров, с нами поедет: капитан, штурман, рулевой, механик, врач, повар, официанты, диск-жокей, экскурсовод и др. Стали рассуждать: нужна ли нам одежда сменная, предметы туалета, запасы еды и воды. Придумали, кто нам встретиться во время путешествия: другой корабль: рыболовный. Какая у нас будет ситуация интересная: что мы будем спасать маленьких человечков на острове, которые остались там после кораблекрушения. Это был очень интересный сюжет, и мы его воплотили в жизнь. Другие дети походу подключались к сюжету, но это были не многие дети.

Необходимым условия в развитии творческой игры является обогащение ее содержанием. Полученные знания способствуют введения ребенком в игру новых ролей, расширяют игровые отношения, вызывают активность детей. Для обогащения содержания игр использовали чтение художественных произведений, рассматривание дидактических пособий: корабли, материки и океаны, животные с Севера, животные жарких стран, мир пустыни и другие, изучения и чтения детских энциклопедий, справочников,  книг из серии «Что? Где? Почему?».

Помогли в организации детских игр занятия по ознакомлению с транспортом, с профессиями  разработанные О.А.Скоролуповой. В этих НОД представлен очень глубокий по содержанию материал о кораблях в игре по карте времени: «Вчера, сегодня, завтра». Когда дети узнали, что есть корабли-пожарники, корабли-ледоколы, корабли-рыболовы, корабли-аэродромы, они стали задавать много уточняющих вопросов по устройству кораблей, и мне пришлось поработать с дополнительными источниками, что бы дать детям необходимые знания, а затем помочь перенести все это в игру. Перенос умений, полученных на занятиях в сюжет игры достаточно не прост для детей. Для обогащения сюжета предлагала детям творческое рассказывание на заданные и свободные темы: «Как я помогал строить корабль», «Как я работал на метеорологической станции» и др.

Говоря о способе организации игр необходимо отметить и предметно развивающую среду, сопровождающую сюжетные игры. Все необходимые предметы придумывались по ходу сюжета. Так, в путешествия на Северный полюс, дети принесли в группу наушники для радиста. Папа одного из детей сделал пульт управления самолетом из подручных материалов. Из старых белых простыней и пенопласта моделировали льдины и торосы. Для опускания на морское дно сделали из пластиковых бутылок кислородные баллончики. Дно имитировали желтой тканью, разбросав по нему пластиковые фигурки обитателей морского дна. Использовали старый фотоаппарат для съемок. Для запаса продуктов запаковали в небольшие мешочки крупы, сахар, соль, овощи.  Для запаса воды принесли маленькие пластмассовые емкости, дети принесли рюкзачки для путешествий, куда положили расчески, зубные щетки, носовые платки и другие вещи. Очень понравилось детям изготовления макетов природных зон.

Разрабатывая игру «Геологическая экспедиция», вся предметно-развивающая среда придумывалась и воплощалась с помощью родителей. Здесь активно принимали участие папы воспитанников. Приносили полезные ископаемые, шлемы, рюкзаки. Разработали мультимедийную разработку по знакомству с профессией геолога.

Таким образом, обогащение предметно-развивающей среды в группе шло в тесном взаимодействии с познанием окружающего мира в играх.

Во время организации сюжетно-ролевых игр, связанных с путешествием, экспедициями, дети приобрели определенный опыт выживания в тех воображаемых ситуациях, в которых оказывались, познакомились с климатическими условиями многих точек нашей планеты, изучили содержание профессий полярников, радистов, метеорологов,  боцмана, механика, рулевого, матроса, геолога. Знают, что такое батискаф, рифы, кораллы и что в море есть свои горы, впадины и низины. Уверенно называют материки, океаны. Знакомы с природными зонами: тундры, степью, тропиками. Самое главное, что полученными во время игр знаниями дети охотно делятся на занятиях. Предлагаю часто игру: «Рассели животных по континентам», кенгуру дети никогда не поселят в Сибири, а слона в тундре. В процессе игр-путешествий у детей зажегся огонек желаний в глазах, огонек творчества, желание знать все больше и больше. Многие дети стали приносить из дома интересные познавательные книги, рекламные буклеты из туристических бюро. В итоге хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра – хороший помощник для реализации любых познавательных задач   в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики через сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры для мальчиков, которые повышают познавательный интерес мальчишек, но и служат для развития мелкой моторики руки...

Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность

Педагогический совет«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»...

Развитие познавательных способностей через сюжетно - ролевую игру «Геолого-разведывательная экспедиция».

Опыт работы по развитию познавательного интереса у детей подготовительной группы через сюжетно-ролевую игру "Геолого разведывательная экспедиция"...

Статья.Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста

      Для того чтобы методически грамотно создать условия для возникновения сюжетно-ролевой игры ребёнка-дошкольника (мотивации на игру) воспитателю необходимо  хорошо ...

Развитие речи детей через сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающих сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстник...

Методическая копилка "Развитие коммуникативных способностей через сюжетно- ролевую игру" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год

Нашему обществу нужны люди с активной жизненой позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте....