Статья.Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста
статья по теме

Черная  Екатерина Владимировна
        Для того чтобы методически грамотно создать условия для возникновения сюжетно-ролевой игры ребёнка-дошкольника (мотивации на игру) воспитателю необходимо  хорошо понимать её специфику, иметь чёткие представления о развивающем  и корригирующем значении игры, о её своеобразии  на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребёнка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sr_igra.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста

Развитие дошкольника происходит в игре. Это означает, что знания, полученные от наблюдений за окружающим миром взрослых, будут приняты внутренним миром ребёнка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности.

Для того чтобы методически грамотно создать условия для возникновения сюжетно-ролевой игры ребёнка-дошкольника (мотивации на игру) воспитателю необходимо  хорошо понимать её специфику, иметь чёткие представления о развивающем  и корригирующем значении игры, о её своеобразии  на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребёнка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребёнок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.

В педагогической практике нередки случаи, когда время расходуется недостаточно рационально. Всё это обязывает воспитателей в своей работе с детьми уделять больше внимания «предыстории игры», подготовке к ней. Поэтому необходимо большое внимание уделять перспективе работы, которая отражена в перспективно-тематическом плане, включающем в себя беседы, рассматривание, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, драматизация, игры-занятия, игры-беседы с применением элементов кукольного театра, коммуникативных игр и упражнений.

Перспективно-тематический план способствует поэтапному формированию коммуникативных способностей и умений у детей в сюжетно-ролевой игре.

Планирование предполагает определение цели игры.

При создании условий для возникновения и развития собственно сюжетно-ролевых игр большое внимание следует уделять обогащению предметно-игровой среды, что даст возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.

К сюжетно-ролевым играм разработаны предметно-ролевые и игровые действия, в соответствии с возрастом и их взаимосвязь в процессе развития.

Дошкольный возраст – это возраст расцвета игровой деятельности, это возраст, в котором чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка. Для развития коммуникативных способностей и умений возможно создание комплекса игр «Играем, общаясь», которые  помогают преодолевать различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребёнка, обучать его способам реагирования на проблемную ситуацию и социальных навыков поведения. Игры предполагают развитие как игровых, так и реальных партнёрских отношений.

Эта система игр и упражнений направлена на привлечение внимания ребёнка к другому ребёнку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям: переживать чувство общности друг с другом; учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии; вызывать заинтересованность в общей цели; проявлять терпение к недостаткам других.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

Предлагаемая система игр, состоит из четырёх блоков:

- игры на развитие умения сотрудничать,

- игры на умение активно слушать,

- игры на умение перерабатывать информацию,

- игры на умение конструировать «текст для другого»   (умение   говорить   самому).

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно – в виде «игровых пятиминуток».

При знакомстве с правилами игры необходимо продумать не только содержание инструкции, но и способ её подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Задача педагога – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт, и здесь важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Отсюда вытекает и воспитательная задача - отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. Для этого предлагаются игровые задания, для успешного выполнения которых требуется пристальное внимание к партнёрам, их действиям, внешности и т.п. Все игры проводятся без слов, без игрушек; содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним. По всей вероятности, игры покажутся детям странными, непривычными. Однако равные права, невербальные контакты  снимут напряженность, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть.

В ходе игр педагог по возможности должен избегать инструкций, нравоучений, замечаний; не делить детей на хороших и плохих. Задача взрослого - поддерживать каждого, показывать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнёры, проявляющие внимание друг к другу.

Именно способность видеть в другом ребёнке равную и независимую личность - важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей в восприятии гармонии движений у детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных подходов"

"Развитие творческих способностей в восприятии гармонии движений у детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных подходов"(восприятие предметов в движениях; команд в движениях; роли в дв...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время, в век технического и научного прогресса, лучшими друзьями ребенка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия – это просмотр мультфильмов и виртуа...

Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.

Сборник  составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...

«Развитие сюжетно-ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5лет)»

Презентация по проекту "Развитие сюжетно - ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5 лет)"...

Методическая копилка "Развитие коммуникативных способностей через сюжетно- ролевую игру" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год

Нашему обществу нужны люди с активной жизненой позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте....

Технологические карты сюжетно-ролевых игр по обучению детей дошкольного возраста ПДД

Технологические картысюжетно-ролевых игр по обучению детей дошкольного возраста ПДД...