Главные вкладки

    ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    статья на тему

    Александра Константиновна Касаткина

    В настоящее время, в век технического и научного прогресса, лучшими друзьями ребенка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия – это просмотр мультфильмов и виртуальные игры. Дети все меньше общаются «в живую» и со сверстниками, и со взрослыми. В результате дошкольники невнимательны и нечувствительны к другим людям, они не умеют контролировать и уместно проявлять свои собственные эмоции. Но, именно дошкольное детство, это тот период, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни. Развитие эмоциональной сферы – первая ступень формирования коммуникативных способностей. Поэтому, очень важно не упустить этот период, столь непродолжительный в жизни человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_kasatkina_a.k.docx25 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    А.К. Касаткина

    ГБДОУ детский сад №15

    Невского района

    Санкт-Петербурга

    В настоящее время, в век технического и научного прогресса, лучшими друзьями ребенка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия – это просмотр мультфильмов и виртуальные игры. Дети все меньше общаются «в живую» и со сверстниками, и со взрослыми. В результате дошкольники невнимательны и нечувствительны к другим людям, они не умеют контролировать и уместно проявлять свои собственные эмоции. Но, именно дошкольное детство, это тот период, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни. Развитие эмоциональной сферы – первая ступень формирования коммуникативных способностей. Поэтому, очень важно не упустить этот период, столь непродолжительный в жизни человека.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования не раз звучат фразы: «эмоциональное благополучие», «развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования говорится о способностях: учитывать чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

    Анализ исследований показывает, что эмоциональная жизнь ребенка многогранна и сложна. На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром.

    При выборе средств и методов работы по развитию  и коррекции эмоциональной сферы необходимо учитывать последовательность в усложнении форм эмоционального реагирования. Так, в младшем дошкольном возрасте –  педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие кратких эмоциональных реакций и эмоциональной дифференциации; в среднем дошкольном возрасте, помимо выше перечисленных компонентов, – с ориентацией на развитие эмоциональной идентификации; в старшем дошкольном возрасте  –  с ориентацией на развитие всех форм эмоционального реагирования, включая и развитие эмоционального обособления.

    Театрализованная деятельность близка и понятна детям. Каждое литературное произведение, сказка, позволяет познать окружающий мир не только умом, но и эмоциями, выражая собственное отношение к добру и злу.

    В книгах М.И. Чистяковой «Психогимнастика», Е.А. Алябьевой «Занятия по психогимнастике в детском саду» представлены систематизированные театрализованные игры и этюды, направленные на умение выражать различные эмоциональные состояния. Именно этот методический материал лег в основу работы по формированию коммуникативных способностей дошкольников и коррекции их эмоциональной сферы при организации театральной студии «Сундучок сказок» на базе детского сада №109 Невского района.

    Так, например, психогимнастика включает в себя техники выразительных движений; этюды, направленные на воспроизведение чувств; словесный язык чувств. Дети учатся классифицировать различные эмоциональные состояния и управлять ими. Благодаря словесным обозначениям, расширяются границы оттенков эмоций, что в дальнейшем позволяет лучше понимать как самого себя, так и окружающих.

    Мимические и пантомимические этюды, представленные в работе театральной студии, построены в последовательности усложнения форм эмоционального реагирования. Цель данных этюдов – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, пантомимикой, эмоциональной выразительностью. В результате, у них формируются модели выражения основных эмоций, таких как радость, удивление, страх, гнев, печаль, безразличие.

    Изучение и понимание детьми моделей поведения литературных персонажей с теми или иными чертами характера проходит в процессе знакомства с игровыми этюдами на выражение отдельных черт характера и эмоций, на изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), на основе их моральной оценки. При обыгрывании данных этюдов, внимание уделяется всем компонентам выразительности эмоционального состояния.

    Театрализованные игры, требуют подготовленности в умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Этюды, направленные на предельно естественное перевоплощение детей  в заданный образ, используя приобретенные мимические и пантомимические навыки, способствуют формированию навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Посредством игр совершенствуются умения использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, эмоций, их развития и смены, особенностей черт характера персонажа.

    Расширение игрового опыта идет за счет освоения разновидностей театрализованных игр, последовательного усложнения игровых заданий, в которые включаются дошкольники. В своей работе мы придерживаемся последовательности, которую предлагает Е.В. Мигунова в методическом пособии «Театральная педагогика в детском саду»: игра-имитация отдельных действий человека (в том числе его эмоций), животных и птиц; игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя; игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей; игра-импровизация под музыку; бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает взрослый; игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает взрослый; ролевой диалог героев сказок; инсценирование фрагментов сказок о животных; игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.

    Огромный коррекционный потенциал в решении коммуникативных проблем имеют Эмоциональные Сказки. Это – работа с авторскими прозаическими и стихотворными произведениями, в которых говорится о разных эмоциональных состояниях и чувствах детей. В основу многих из них положены реальные события. В беседу по сказке, можно включать игры и этюды. Работа с Эмоциональными Сказками проводится как индивидуально, так и по подгруппам. С их помощью осуществляется решение эмоциональных проблем детей, развитие умения рассуждать, делать умозаключения. Главное в работе не утомить детей, не разрушить их переживания, оставить позитивный эмоциональный настрой, возбудить желание активизировать речевые высказывания, включившись в обсуждение ситуации.

    Расширение общения детей со сверстниками и взрослыми в различных формах деятельности приводят к зарождению симпатии, сочувствия, сопереживания. Эмоциональный отклик ребенка во многом зависят от ситуации и его позиции. При остром личном соперничестве эмоции захлестывают дошкольника, увеличивается количество негативных экспрессий по отношению к сверстнику, сопереживание при этом резко снижается. При нейтральном, пассивном отношении к сверстнику у дошкольника могут проявляться двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого ребенка,  если же не уверен –  испытывает зависть. Когда дошкольники соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, адекватно сравнивая себя с ровесником, увеличивается и сила экспрессии. Ребенок переживает радость при совершении им достойных поступков, и недовольство, возмущение при совершении действий и поступков по отношению к близким людям, нарушающих общепринятые нормы.

    Можно утверждать, что эмоциональное развитие является сложным и важнейшим психическим процессом в становлении всесторонне развитой личности ребенка. От развития эмоциональной сферы напрямую зависит то, как у дошкольников будет сформировано осознанное восприятие эмоционального состояния, своего и окружающих и  навыки эмоциональной саморегуляции в коммуникативной деятельности.

    Как показала наша практика, от понимания глубины проблемы эмоционального развития дошкольников, от разработанности ее применительно к разным возрастным этапам и разным видам деятельности зависит и уровень эмоциональной отзывчивости ребенка на события, состояния другого, и особенности самой психологической дистанции между ребенком и другими людьми. Это заметно по результатам нашей работы, дети стали раскрыты, раскрепощены в проявлениях эмоций, отзывчивы к эмоциям других людей, а также к самому себе. У дошкольников сформированы индивидуальные способы эмоционального самовыражения. В группе снизилось количество конфликтных ситуаций.

    Литература

    Алябьева, Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160с.

    Гончарова, О.В. Театральная палитра. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

    Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: часть 1: в 2 ч. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2012. – 127с.

    Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

    Чистякова, М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000. – 160с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    сказкотерапия в коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Знаменитый австралийский психолог и сказкотерапевт Д.Бретт писала, что дети видят в сказках "отголоски собственной жизни. они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими...

    Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

    Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействи...

    Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста посредством технологии куклотерапии.

    Занятия предполагают, творческое решение задач самим педагогом, и каждый может выбрать свой, отличный от других, стиль их проведения....

    Календарно-тематическое планирование по программе «Хорошее настроение» по развитию и коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Календарно-тематическое планирование по программе «Хорошее настроение» по развитию и коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста...

    Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...