Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте
рабочая программа (младшая группа) по теме

 

Дыхательная гимнастика

 в дошкольном возрасте

 

 

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно признано поддерживать жизнь в организме путём газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.

Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий,  а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. 

Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярное занятие дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Использование различных тренажёров вызывают положительные эмоции, повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, а так же развивают творческое воображение и фантазию.

 

 

 

При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:

 

  • Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3, пауза – 1, выдох (ртом) – 1-6.
  •  
  • Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать).
  •  
  • Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.
  •  
  • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
  •  
  • Заниматься до еды.
  •  
  • Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
  •  
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.
  •  
  • Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
  •  
  • В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
  •  
  • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

 

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

 

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух»  и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

 

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

 

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

 

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

 

«Охота» -  закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).

 

 «Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

 

«Самолётики» - Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.

 

«Бабочка» - выставить цветочную полянку. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дыхательная гимнастикf35.3 КБ

Предварительный просмотр:

При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:

 

  1. Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3, пауза – 1, выдох (ртом) – 1-6.
  2. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать).
  3. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.
  4. Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
  5. Заниматься до еды.
  6. Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
  7. Дозировать количество и темп проведения упражнений.
  8. Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
  9. В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
  10. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.

 

 

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

 

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

 

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух»  и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

 

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

 

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

 

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

 

«Охота» -  закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).

 

 «Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

 

«Самолётики» - Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.

 

«Бабочка» - выставить цветочную полянку. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в дошкольных учреждениях и их польза в жизни детей

Дыхательная гимнастика в дошкольных учреждениях и их     польза в жизни детей...

Дыхательная гимнастика для дошкольного возраста

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля...

Упражнения для дыхательной гимнастики детям дошкольного возраста

laquo;Дыхательная система ребенка устроена природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача  – сохранить ее здоровой»Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом ...

Картотека дыхательной гимнастики_средний дошкольный возраст. Комплекс упражнений, направленный на укрепление носоглотки.

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении....

Картотека дыхательной гимнастики_старший дошкольный возраст.

картотека здоровьесберегающих технологий Старшей группы "Будьте здоровы" содержит в себе пальчиковые игры, дыхательную гимнастику и подвижные игры. Всё то,...

Тема: «Использование дыхательной гимнастики в дошкольном учреждении.»

Методика Стрельниковой предложена для лечения ларингитов и ларинготрахеитов....