"Социальное развитие детей в процессе игровой деятельности" Щербина В.Ю.
материал (средняя группа) по теме

Щербина Валентина Юрьевна

материал содержит отражение опыта работы с детьми по социально-личностному развитию детей в процессе сюжетно-ролевых игр: описание методов и приемы работы по организации сюжетно-ролевых игр, принципы организации игровой деятельности, методы и приемы работы по социально-личностному развитию детей в процессе игровой деятельности, отражены усложнения по отношению к старшему дошкольному возрасту; методичнеские рекомендации к организации сюжетно-ролевых игр для средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          «Многие детские игры - подражание серьёзной деятельности взрослых».

                                          Януш Корчак

История темы в педагогике.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества, в истории развития и эволюции социума, игра тесно переплеталась с магией, культовым поведением. Игра тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Она имеет большое значение в

Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции возможных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и др.), для лечения психических заболеваний. В эмпирической психологии игры при изучении игры, так же, как и при анализе других видов деятельности и сознания в целом, долгое время господствовал функционально-аналитический подход. Игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. Исследователь К.Д.Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями. А.И.Сикорский связывал игру с развитием мышления. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В любом случае, большинство характеристик игры уже показывают, как важна игра для развития человека, особенно, для развития ребенка, совершенствования его психических, физических и других способностей. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.

Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы на которых направлена деятельность играющего.

Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст), игра выступает ведущим видом всей деятельности.

В ходе работы с детьми важно учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Огромное значение для воспитания и развития личности имеет – сюжетно – ролевая  игра. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.

В старшем возрасте с усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознаны и сложными. Игра выявляет переживания ребенка и формирует его чувства. Когда ребенок подражает любимому положительному герою, он передает своё восхищение им, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Радость, чувство удовлетворения от хорошего поступка, совершенного в игровом образе, вызывают желание пережить эту радость в жизни.

Уже с раннего детства ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры ее правилами, т.е. проходит социализацию к окружающему миру.

В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно – ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями.

С сюжетно – ролевыми играми тесно связаны театрализованные и режиссерские игры.

Театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы.

Режиссерская игра стимулирует воображение ребенка, требуя от него умения построить сюжет, распределить роли. Режиссерская игра помогает ребенку вместить в свое «Я» множество образов, тем самым стимулирую к разносторонней и более объективной самооценки.

Дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнеров, помогать друг другу, радоваться успехам товарища.

При правильном руководстве со стороны педагогов детского сада родители так же способны формировать игровые навыки.

Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы. Иногда мотивом к помощи бывает тщеславие, стремление показать себя лучше других, заслужить похвалу взрослых.

Основные понятия  и термины в описании педагогического опыта.

Игра-это особая самостоятельная творческая деятельность детей.

Игровая группа-это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.

Ролевая игра-это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра-детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т.д.

     

Социализация-процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Игрушка- предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Работая на средней группе, провожу как индивидуальные, так и фронтальные формы непосредственно-образовательной деятельности. Я наблюдала за развитием детей, и заметила, что у них нет достаточных знаний  об окружающем мире и социальной действительности. Поэтому поставила одной из задач - расширить знания детей о различных профессиях,  углубить их интересы к сюжетно-ролевым играм, а так же научить самостоятельно развивать сюжет игры, расширить социализацию личности ребёнка через  сюжетно-ролевую игру. Наблюдения за играми детей показали, что у них недостаточно развита «сосредоточенность на своей игровой деятельности». Это объясняется рядом причин  и прежде всего общими возрастными психическими особенностями: относительной неустойчивостью внимания, чувств, мотивов и потребностей личности ребёнка дошкольного возраста, недостаточной  устремлённостью поведения. А так же ограниченный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отсутствие ярких жизненных впечатлений. Недостаточная развитость общественных изменений, творчества, воображения, так же отрицательно сказывается на длительности творческих игр детей. Недостаточно высокий уровень развития игровой деятельности и игровых интересов в определённой мере обуславливает и уровень детских взаимоотношений, формирование у них «качеств общественности».

Педагогический опыт

методы и методики, используемые в работе с детьми

По мнению Руссковой Л.В. «необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" . Это высказывание четко определяет роль воспитателя в руководстве  игровой деятельностью детей.


Учитывая это, процесс руководства сюжетно-ролевой  и творческой игрой осуществляю так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа  выделяю и использую в работе 3 группы методов:
Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним отношу                                                                                                                                                                                                                                                                                                               наблюдения,  экскурсии (первичная, повторная, завершающая),  встречи с людьми разных профессий,  эмоционально-выразительное чтение художественной литературы,  беседу,  беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его,  рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране,  составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
Ко
второй  группе методов отношу  методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, широко использую оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на НОД, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
Учитываю индивидуальные особенности ребёнка:  если он уверен в себе важно научить его считаться с другими детьми и не подавлять их своей уверенностью, если застенчив и нерешителен,   поддержать любую инициативу.
В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры использую также поручения, беседы,  поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.
Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формирую путем советов, привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли. Важной задачей ставлю воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому заранее  изучаю характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогаю детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.

Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.
Большую роль играют в этом игрушки сделанные на глазах у детей  из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам;  игрушки из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др. дети тут же начинают их обыгрывать.

Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.
Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.

Актуальность проводимой работы.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

  1. учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
  2. формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
  3. учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
  4. воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают  творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся  жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются. Поэтому перспективный план   обучения детей игре составлен с постепенным усложнением.  Так если в младшей  группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений ( беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни. Представлена картотека сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей.  

Результативность работы с детьми.

       Много лет углубленно работаю по проблеме: «Социализация личности ребёнка в процессе сюжетно-ролевой игры». Опыт моей работы показывает, что именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

             Однако сегодня,  во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе – занятия. Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности – учебой, у него возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе. Я проводила анкетирование родителей,  и получила следующие результаты:

все родители считают, что играть с детьми нужно, но играть с ребенком умеют 25 % опрошенных. Родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру 30 %. Анкетирование показало, что родители не знают игр дошкольного возраста. В основном называют настольные игры и подвижные игры: лото, пазлы, прятки, догонялки, футбол, куклы, машинки.

На вопрос «В какие игры любит играть их ребенок?», называют -  подвижные, спортивные,  компьютерные. Анкетирование еще раз показало, что родители мало знают игры и не умеют их организовать. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр.

Исходя из всего этого, я выбрала игру, потому что она позволила нашим детям:

  1. эмоционально вжиться в сложный социальный мир взрослых.

     2.   пережить жизненные ситуации.

     3.   осознать свое реальное место среди других людей.

4. сделать для себя открытие: что желания и стремления других людей не всегда совпадают с твоими.

  1. надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
  2. свободно выражать свои чувства.
  3. уважать себя и верить в себя.

Впоследствии, решая игровые задачи, дети проявили максимальную компетенцию, они действовали уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Задача закрепления у ребенка уверенности в себе очень актуальна для наших детей и действия их во время игры подтвердили правильность нашего выбора.

В ИГРЕ РЕБЕНОК РАЗВИВАЕТСЯ, ОБЩАЕТСЯ, ПОЗНАЁТ МИР.

Социализация направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера  и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развития игровой деятельности детей.

Творческий потенциал  личности ребёнка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями  в поступках, чувствах, отношениях и путём приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре. Необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать  оценочное отношение  к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств.

Процесс познания социальной действительности  должен находить  отражение в разнообразной  детской деятельности, стимулировать детскую активность.

Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, о взаимоотношениях людей, их отношений друг к другу, к событиям и фактам.

Скорость накопления знаний и глубина познания  очень индивидуальны  и лишь частично  связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребёнком социального опыта, от пола ребёнка, от особенностей развития  его эмоциональной  и познавательной сферы.  Дети очень наблюдательны . Способность наблюдать окружающий мир- очень важное преимущество детства , оно помогает познанию ,проникновению в мир. Конечно, наблюдательность ребёнка отличается от наблюдательности взрослого. Дети чаще замечают мелкие детали, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения.

Наблюдательность  ребёнка опирается на его любознательность. Маленькие дети всё хотят знать.  Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов меняется.  Если в три года преобладает  вопрос «Что это?», то в четыре уже появляются вопросы «Почему? Зачем?», а уж потом очень важные для развития «Как это  происходит, как действует?». Наблюдая окружающий мир ,дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между  явлениями и фактами.

Методы, позволяющие педагогу наиболее  эффективно  проводить работу  по ознакомлению детей с социальным миром.

Дети дошкольного возраста способны  осознанно воспринимать социальные явления. Однако  эта способность  в наибольшей мере обнаруживается при такой организации процесса усвоения знаний, которая  стимулирует дошкольников к проявлению любознательности, творческих возможностей, выражению чувств, активной деятельности.

Методы ознакомления детей с социальной действительностью можно условно разделить на четыре группы:

-методы, повышающие познавательную активность;

-методы, вызывающие эмоциональную активность;

-методы, способствующие  взаимосвязи разных  видов  деятельности;

-методы коррекции и уточнения детских представлений.

Игра – самая  любимая и естественная деятельность младших дошкольников. В связи с этим, моя цель  состоит  в том, чтобы сделать игру содержанием  детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.

Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего  времени пребывания в  детском саду. Весёлые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками  в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями. Игровые моменты во время  умывания , приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес детей  к выполнению режимных процессов ,  способствуют  развитию активности и самостоятельности. Развитие детей четвёртого года жизни наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому  игра является основной формой и содержанием развивающих образовательных ситуаций. На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей  о разнообразных качествах и свойствах предметов  окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес  к экспериментированию.

Сюжетные игры вместе с воспитателем  и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «готовим мишке обед», «купаем куклу», «лечим зайчика», «принимаем гостей». Имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – весёлых  котят, птиц, бабочек, легких снежинок, -способствуют развитию воображения и творчества.

Общие задачи по развитию игровой деятельности конкретизирую с учётом разных игр.

Путь развития игры - это совместная игра воспитателя с ребёнком, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии дошкольников с игрушками,  и  воспитание доброго отношения детей друг к другу.

Игра интегрируется со всеми образовательными областями, поскольку является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, методом воспитания и развития младших дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.

Средняя группа

В 4-5 лет ребенок продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры. Ролевое поведение ребенка усложняется: появляется способность строить сюжеты с большим количеством  персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей. В средней группе продолжаю развитие самостоятельной игровой деятельности детей.

Способствую развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители,  действовать в реальной  и воображаемой игровых  ситуациях.

Создаю основу для развития содержания детских игр, обогащая представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей;  способствую развитию воображения, творчества детей, их интереса к игровому экспериментированию.

Формирую умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.

Воспитываю доброжелательные отношения между детьми, обогащаю способы их игрового взаимодействия.

                                                              Выводы

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей.

3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития.

4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

3. Усложнение  задач по социально-личностному развитию детей по методу «от простого к сложному».

4. Осуществление работы по развитию сюжетно-ролевых игр детей в старшем возрасте: переход сюжетно-ролевой игры в многоплановую творческую игру.

5. Руководить педагогическим просвещением родителей о значении сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка, используя различные методы и приемы: консультации, семинары – практикумы, буклеты, дни открытых дверей и т.д.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевых игр с дошкольниками:

«Семья»,

«Поликлиника»,

«Аптека»,

«Скорая помощь»,

«Магазин»,

 «Мы водители»,

«Школа»,

«Моряки»

Всё знакомство ведется на самом доступном уровне, осуществляется предварительная работа – рассматривание иллюстраций, сопровождаемое беседой с детьми, проведение дидактических игр «Кому, что нужно для работы?», «Что лишнее?», «Узнай по описанию?», «Кто, чем занимается?»; обыгрывание ситуаций – покупка в магазине, прием у врача, автобус везет пассажиров, ужин в семье и т.д.;  рассматривание набора последовательных картинок (отдельные    картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры, экскурсия в медицинский кабинет, чтение детской литературы;

Атрибуты:

Игра «Поликлиника»

- необходимо оборудовать кабинет и приемную, где пациенты будут ждать своей очереди. В кабинете к приему должны быть подготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стакане – термометры, в коробке – шприцы, пачка горчичников(аккуратно нарезанные прямоугольные листы из бархатной или простой желтой бумаги), шпатель для осмотра горла, фонендоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки или ушей, «спирт» для смазывания места укола, «йод» для прижигания ранок, капли, микстура, таблетки, мазь, таблица для проверки зрения, халат, шапочка, сумочка.

В процессе всего обучения активно используется опыт детей. При негативном опыте важно не заострять на нем внимание, наоборот, следует дать положительную оценку деятельности доктора, попытаться переключить ребенка на положительные эмоции.

Игра «Магазин»

- оформление витрины продуктового магазина, бумажные деньги, униформа продавца, весы, касса, лотки с овощами и фруктами (макеты), макеты продуктов (молоко, сок, хлеб, масло, конфеты, пирог,торт и т.д.),

- оформление витрины магазина «Одежда», плоскостные манекены, стойка с вешалками одежды, головные уборы, платки, шарфы и т.д.  

Игра «Школа»

- доска, мел, указка, глобус, карта, иллюстрации с животными, растениями, наборы цифр и букв, тетради, ручки, книги – «учебники», колокольчик – звонок, альбомы для рисования, краски, карандаши и т.д.

Игра «Мы водители»

- используются большие модули, стулья, бумажные билеты, униформа водителя – фуражка, униформа кондуктора – куртка, бейджик с именем водителя и кондуктора, руль для машины;

- плоскостные изображения машин разных видов, рули по количеству машин, фуражки для водителей, дорожные знаки, светофор.

Игра «Семья»

- оформление «кухни» с необходимым набором предметов посуды и мебели, оформление комнаты: диван, кресло, стол, стулья, торшер, телевизор, музыкальный центр, детская кроватка;  детские коляски, куклы, одежда для кукол и т.д.

Игра «Моряки»

- набор мягких модулей, «штурвал», бинокль, фуражка капитана, фуражки для моряков - бескозырки, морские воротнички, стойка с парусом.

Игра «Аптека»

- стойка с лекарствами: вата, бинты, йод, макеты микстур, пластины с таблетками, касса, макеты горчичников, «макеты лекарственных препаратов», униформа работников аптеки: белый халат, бейджик с именем, шапочка, и т.д.

Атрибуты к играм дополняются и обновляются.

Обыгрывание игровых ситуаций рекомендуется вводить в НОД – как часть занятия, осуществляя интеграцию образовательных областей.

Литература:

1. О.В.Акулова , О.В.Солнцева «Образовательная область «Социализация. Игра»»

2. Л.А.Загуменная «Социально-личностное развитие дошкольников».

3. О.В.Акулова «Театрализованные игры»

4. Е.А.Антипина «Театрализованные представления в детском саду»

5. Т.И.Бабаева «В игре ребенок познает мир, общается».

6. Т.И.Бабаева «Ребенок входит в мир социальных отношений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Воспитание социально- коммуникативных отношений детей в процессе игровой деятельности»

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.       Игра в ФГОС ДО выступает как форм...

Доклад на тему: «Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности»

Игра составляет основное содержание  жизни  ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью....

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИ ЕДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИ ЕДЕТЕЙВ ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Социально – личностное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности.

Опыт работы по социально- личностному развитию дошкольников в игре....