Главные вкладки

    Игра,которая учит быть счастливым
    план-конспект занятия (средняя группа) по теме

    Колодезникова Евдокия Ивановна

    Общеизвестно, что игра является ведущим видом деятельности детей. А народные, национальные игры являются отличным способом повышения их умственной и двигательной активности, способствуют повышению общей работоспособности, улучшения психоэмоционального состояния. Игра "Сонор" опирается на жизненный опыт ребёнка, его родную культуру. Игра развивает у детей логическое мышление,помогает осваивать числа и различные понятия геометрии, способствует развитию и формированию внимания, сосредоточенности, первоначальной математической структуры мышления, совершенстованию речи. С её помощью непринужденно форме игры ребенок овладевает основными математическими понятиями, как свойство предмета, число, состав числа, пространство, отсчет числа, порядковый счет и т.д.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sayt_ser.docx27.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра, которая учит быть счастливым

                  Психологи и педагоги отводят игре детей дошкольного возраста значительную роль  в процессе формирования личности. Игра – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребёнка определенного настроя и вдохновения. А народные, национальные игры являются отличным способом повышения их умственной и двигательной активности, способствуют повышению общей работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния.

    Через этику народных игр воспитывается уважение, развивается чувство товарищества и доброты, справедливого отношения к сопернику.

                 Интеллектуальная динамическая игра преследования «Сонор», впервые предложенная известным якутским математиком, доктором физико-математических наук, профессором ЯГУ Г.В. Томским, интересна тем, что открывает новые пути к использованию творческого подхода в воспитательном процессе, каждому дает возможность работать творчески.

                  Основной целью игры «Сонор» является развитие у детей интеллекта, внимания, памяти, логики, мышления, систематизация жизненного опыта, активизация творческой деятельности, воспитание интереса к математике, информатике. Каждый педагог, усвоивший методику этой увлекательной игры, может использовать её как эффективный прием совершенствования воспитательного процесса.

    Правила игры

                  В игре участвуют два противника: один играет белыми фигурами, изображающими убегающих, а второй – черной фигурой, изображающей преследователя. В специальных наборах фигуры изображают национальных сказочных героев, убегающих часто делают в виде зайцев, а преследователя – в виде волка или охотника. Все фигуры должны иметь круглое основание; причем диаметр основания у фигуры преследователя должен в 1,5-2 раза превышать диаметр основания у фигур убегающих.

                 Партия проходит на прямоугольной доске (42*30 см). На расстоянии 2,11,20 и 40 см от одной из сторон доски расположены прямые: III, II, I и 0.В начале партии черная фишка (преследователь) находится в середине отрезка III, а пять белых фишек (убегающие)расположены на отрезке 0 на расстоянии 6 см от центра соседней фишки; причем одна из белых фишек находится на середине отрезка 0. Белые при достижении убегающими каждой прямой из прямых III – I получают по одному баллу. Таким образом, белые могли бы получить в сумме 15 баллов, если бы им не мешал преследователь, который стремится их поймать.

    Ход фигуры

                Шагом фигуры называется перемещение на расстояние, равное ее диаметру. Шаг осуществляется следующим образом:

    1.слегка прижать фишку одной рукой к игровой доске так, чтобы она случайно, не сдвинулась с места;

    2.поставить другой рукой плотно к ней запасную фишку;

    3.убрать фишку, оставив на игровом поле запасную.

                 Для ускорения игры в начале партии фигуры делают ход в два шага. Для удобства совершения первого хода на игровой доске рисуют соответствующие полуокружности, в пределах которых совершается этот ход. В дальнейшем игроки делают ходы по одному шагу.

    Противники делают ходы своими фигурами поочередно; причем первые ходят белые. При наступлении очереди белых для совершения хода игрок имеет право перемещать все свои фигуры или часть оставить на месте.

    Взятие белой фигуры

               Любая белая фигура, которая мешает шагать черной фигуре или соприкасается с ней после осуществления шага, считается пойманной и снимается с доски.

    Определение победителей

               В результате партии белые получают сумму баллов A+B+C, где A,B,C – количество белых фигур, достигших, соответственно, III, II, I.

    Модули  комплексной программы «Сонор»

    Модуль 1

             В нем даются правила игры, атрибуты, стратегии преследователя и убегающих, проведение соревнования внутри группы, анализ партий ДИП «Сонор».

    Модуль 2 «Сонор» и образовательная деятельность «Познание»

              Ребенок овладевает такими основными математическими понятиями, как число, пространство, время, порядковый счет и т.д. Например, с самого нала дается понятие о том, что фигуры обязательно имеют круглое основание, прямоугольное игровое поле, по которому они передвигаются и которое делится на сектора. Фигура преследователя имеет основание в 2 раза большее основания убегающих. Играющие плотно приставляют одну фигуру к другой – так они передвигаются по всему полю: убегающие с целью достичь противоположного края поля, а преследователь – с целью пресечь их ход и заставить выйти из игры. Решая игровые ситуации, ребенок развивает творческое мышление. Доступность, простота правил, разнообразие содержания и атрибутов делают игру наиболее продуктивной в математическом образовании детей.

    Модуль 3 и «Художественное творчество»

                Руководствуясь игровыми мотивациями, дети творчески подходят к изготовлению атрибутов для игры: игровых полей и фишек для настольных игр, шапочек.

              «Сонор» помогает развивать художественно-изобразительные способности у детей в кругу семьи. Изготовление атрибутов к игре объединяет всю семью от мала до велика. В результате совместного творчества дети приобщаются к художественной деятельности, творчеству. Таким образом, дети помогают или сами изготавливают необходимое количество атрибутов: фигуры убегающих и преследователя, игровое поле из бумаги, картона, ткани, природного и бросового материала. При этом они знакомятся со свойствами различных материалов, овладевают способами действия в игре.

    Модуль 4 и «Художественное творчество»,  «Коммуникация»

                Этот модуль предназначен для развития художественной образной речи. Чтобы обогащать и расширять лексический запас детей, в настольные игры вводятся стихотворения, отрывки из сказок, используются пословицы, образные высказывания. Чтобы обучать детей второму языку -  якутскому, учитывая, что ребенок быстрее  усваивает язык в игровой форме, происходит заучивание  и повторение новых слов и стихов в процессе игры.

               В основе модуля лежит цель развития речи. В соответствии с этим ставятся требования и задачи: совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учить придумывать загадки, сказки, рассказы (описательные и сюжетные), формулировать мысли, строить фразы, делать выводы; совершенствовать речевые интонации; обогащать словарный запас; обучать словообразованию, умению образовывать слова, используя суффиксы, приставки, сложение корней; составлять предложения с заданным количеством слов и их последовательностью.  

    Модуль 5 и «Сонор» - подвижная игра»

                Игры проводятся в спортивном зале или на свежем воздухе. Используются различные виды деятельности, которые позволяют удерживать внимание детей.

               Дети в соответствии с содержанием исполняют роли, например персонажей подвижных игр, переодеваются в костюмы, становятся персонажами сказок; их привлекают музыкальное сопровождение и разнообразные движения.

    Примерная тематика игр для детей:

    1.младшая группа (3-4 года) – «Дети и медведь» В.П.Васильевой, «Пастух и коровы», «Кот и мыши» З.Ф.Федоровой, «Лягушка и вороны» Е.Г.Кривогорницыной, «Кот и воробьи», «Цыплята и орел».

    2.средняя группа (4-5 лет) – «Игрушки», «Пчелиный улей», «Бабочки на лугу» О.П.Черкашиной, «Как собака хозяина своего нашла», «Ловишки», «Кот и мыши» Р.В.Аммосовой, «Угадай, чей голос?».

    3. старшая группа (5-6 лет) – «Курочки и лиса», «Волк и зайчата», «Рыбак» Р.В. Аммосовой, «Белки и охотники» А.А.Белолюбской, «Волк и жеребята», «Прилет птиц».

    4.подготовительная группа (6-7 лет) – «Встреча великих богатырей», «Прилет птиц», «Медведь и рыбки», «Охота» Р.В. Аммосовой, «Лиса и петухи» А.К.Заболоцкой.

    Литература

    1.Игра «Сонор» (из опыта работы Соттинского детского сада Усть-Алданского района). -  Якутск – 1993.

    2. Дошкольное воспитание в Республике Саха (Якутия) №11 – 2010.

    3.Развитие одаренности детей в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа» Троева – Лугинова Л.Д. – Якутск – 2011.

    Конспект проведения игры для детей 3-4 лет на тему: «Волк и козлята» по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

     

    Цель: 

    -познакомить детей с якутской подвижной игрой «Сонор»;

    - закрепить представление детей о понятиях «один – много», умения считать до 3-х, закрепить знания цифр от 1го до 3х;

    - закрепить умение ориентироваться в пространстве (вперед- назад, налево – направо - посредине).

    -закрепить знания детей о домашних и диких животных (особенности внешнего вида и образа жизни);

    -активизировать и  обогащать словарный запас детей;

    - развивать зрительное восприятие, память и мышление.

    -воспитывать через игру умение быть честными и внимательными.

    Оборудование: игровое поле – лес, маски - волка и козлят, круги серого и белого цвета.

    Ход игры: Воспитатель собирает детей вокруг себя, и загадывает загадку про волка и козлят:

    Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом.
    Кто же были эти

     Маленькие дети?
    (Семеро козлят)

    -Как называлась сказка, где волк хотел съесть всех козлят?

    (вспоминают сюжет сказки).

    -А теперь посмотрите на экран (показ  1го слайда)

    -Это у нас игровое поле. Что нарисовано на поле? (ответ детей)

    - Сколько козлят нарисовано? Посчитайте. А сколько волков?

    - Кто слева стоит? А справа кто? (ответ детей)

    - Сначала делает ход первый козленок – посмотрите.  Делает шаг вперед, а волк  тоже делает шаг в любое направление, при этом не должен выходить за пределы своего поля  (показ 2го слайда)

    -Потом делает шаг второй козленок, волк в это время тоже выполняет ход (показ 3го слайда)

    -Затем идет третий козленок, а волк идет направо (показ 4го слайда)

    -Второй козленок идет вправо и становится перед первым козленком. А волк двигается справа налево (показ 5го слайда)

    - Первый козленок идет налево, и волк делает ход  налево (показ 6го слайда)

    - Второй козленок идет вперед и волк делает ему навстречу шаг и ловит козленка.

    Кого поймает волк, тот выбывает из игры (показ 7го слайда)

    -Затем ход делает третий козленок вперед, а волк идет слева направо (показ 8го слайда)

    -Третий козленок идет вперед. Волк идет справа налево (показ 9го слайда)

    -Первый козленок идет вперед, а волк идет слева направо к нему и ловит первого козленка. Первый козленок выбывает из игры (показ10го слайда)

    -Третий козленок идет вперед, а волк делает ход справа налево. Третий козленок доходит до третьей черты и выигрывает (показ 11го слайда)

    -Выигрывает тот козленок, который дойдет до третьей черты поля, не попадая волку.

    Физминутка – Пальчиковая гимнастика

    - А теперь немножко отдохнем, давайте с помощью пальчиков расскажем             сказку про волка и козлят. Жила-была коза. Вот она попаслась на лугу и пошла к своим козлятам.

    Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперед, и рука покачивается из стороны в сторону. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим пальцем. Сопроводительный текст:

    Идет коза рогатая

    За малыми ребятами.

    Покормила коза своих деток  и опять пошла на луг пастись (пальцы обеих рук шагают). А козлятам разрешила погулять, только, сказала, если завидят волка, пусть сразу в дом бегут (дети поочередно разгибают все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибают их в обратном порядке).

    Раз – два – три – четыре – пять –

    Козлята вышли погулять.

    Раз – два – три – четыре – пять –

    В домик спрятались опять.

    - А теперь надеваем маски, волку мы даем серые круги, а козлятам – белые. Круг у нас обозначает ходы. Начинаем нашу игру.

     Дети выстраиваются на исходную линию рядом с воспитателем:

    А пойдемте с вами в лес,

    Где много сказочных чудес

    И так за мной, не отставайте

    И песню дружно запевайте.

    Волк начинает:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Волк идет козлят искать!

    Я большой и злой совсем!

    Кто не спрятался – всех съем!

    Первый ход делает воспитатель, комментируя в какую сторону он пойдет. Выкладывает свой круг на поле и встает на него, а второй держит в руках. На следующий ход выкладываем второй круг, который держали в руках.  Первый обратно забираем.

    Следующий ход навстречу козленку делает волк.

    И так дети,  продумывая ход своей игры, стараются дойти до третьей черты.

    Во время игры, когда дети выполняют свои ходы, закрепляем  с детьми счет, ориентировку в пространстве:

    - Сколько шагов ты сделал?

    -В какую сторону ты будешь шагать?

    -Теперь в какую сторону надо идти, чтоб не попасть волку?

    Рефлексия:

    -В какую игру сегодня играли?

    -Как игра называется? (если дети затрудняются ответить, напомнить им название игры)

    -Вам понравилась игра?

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Искусство быть счастливым»

    Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любы...

    занятие хочу быть счастливым

    Развитие творческого креативного мышления, способности удивляться, удивлять и познавать. Находить решение в нестандартной ситуации на открытие нового и умению перевоплощаться....

    Занятие ко Дню защиты детей в старшей группе «Дети всей Земли – быть счастливыми должны»

    Конспект образовательной деятельности «Дети всей Земли – быть счастливыми должны» в старшей группе  по правовому воспитанию детей дошкольного возраста.(с использованием мульти...

    Конспект по ФИЗО "Здоровым быть - счастливо жить"

    Конспект занятия по физической культуре в подготовительной к школе группе на тему: «Здоровым быть – счастливо жить»...

    Консультация-тренинг для педагогов «Искусство быть счастливым»

    Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов. Задачи:·        Предупреждение и снятие психо­логической перегрузки педагогическо­го коллектива с ис...

    Конспект развивающего занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Хочу быть счастливым!»

    Занятие «Хочу быть счастливым!» входит в авторскую программу «Секреты общения», способствующую развитию личности и межличностных отношений дошкольников. Занятие направлено на формирование у детей пози...

    Игры, которые помогают быть здоровым

    Буклет Игры, которые помогают быть здоровым...