Комплексно-тематическое планирование "Здравствуй, Гостья-Зима"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Сушина Ирина Владимировна

Уважаемые коллеги, думаю, что каждый из нас ежедневно сталкивается с трудной, требующей времени и сосредоточенности задачей: написанием календарно-тематического планирования. В интернете масса информации, но не всегда можно найти материал нужной тематики. Предлагаю  планирование, составленное с учетом новых требований ФГТ. Буду рада, если материал окажется для вас полезным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный комплексно-тематический план образовательной работы в ______________группе ГБДОУ №79

Тема: «Здравствуй, гостья Зима»  Дата проведения: декабрь 2012 год

Цель:  Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о зиме, как о природном явлении, создать условия для развития познавательных и творческих способностей дошкольников. Закладывать основы праздничной культуры, приобщать к традициям празднования Нового года.  

Образовательные области

Программные задачи

Виды и содержание совместной деятельности

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьей

Физическое развитие

Физкультура

Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к различным видам спорта, к активному здоровому образу жизни.

П/и «Мороз красный нос» П/и «Снежиночки -пушиночки»

 П/и «Два мороза» «Ель, елка, елочка»

П/и «Зайка беленький сидит» «Бездомный заяц», П/и «Перелетные птицы» и т.д.

П/и на развитие меткости «Снежки»

П/и на развитие воображения «Магазин игрушек»

Народные хороводные игры с пением «Метелица»  «Золотые ворота» «Хоровод» и т.д.

 

Игры и эстафеты

«Пожарные на учениях»

«Мы веселые ребята, любим бегать и играть…»

«Кто быстрее в лес за елкой»

Спортивные досуги и развлечения

«Новогодняя карусель»

«Зимние старты»

«Мой веселый, звонкий мяч»

Создание условий для физической активности в группе и на прогулке с учетом возрастных и физиологических особенностей детей.

Вовлечение в спортивные, подвижные игры, помощь в подборе атрибутов и распределении ролей.

«Наш спортивный выходной»

Организация экскурсий выходного дня

«Прогулка по зимнему лесу»

«Такие полезные прогулки»

«Идем в парк»

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для спортивных игр и упражнений.

Здоровье

Продолжать закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, знакомить с основами здорового образа жизни, обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, воспитывать в детях осознанное отношение к своему здоровью как к главной ценности человеческой жизни.

Беседы и рассуждения

«Береги здоровье смолоду»

«Пришел мороз – береги ухо да нос»

«Если хочешь быть здоров- закаляйся»

«Одевайся по погоде, а не по моде»

Игровые ситуации

«Не идется и не едется, потому что гололедица»

«Как на тоненький ледок…»

Досуги и развлечения

«В гостях у Витаминки»

«Айболит советует…»

Рассматривание иллюстраций, плакатов картин о здоровом образе жизни, полезном питании и витаминах в зимний период, обмен впечатлениями. Игры-имитации с предметами личной гигиены из «Сундучка здоровья»

Информация для родителей в «Уголке Здоровья»

«Свежий воздух малышам нужен и полезен»

«Осторожно, вирусы»

«Профилактика простудных заболеваний в зимний период»

«Одеваться по погоде – как это важно!»

«Осторожно гололед!»

Социально-личностное направление

Социализация

Приобщать к культуре и традициям празднования Нового года , расширять кругозор, обогащать эмоциональную сферу ребенка, знакомить с явлениями социальной жизни.

Беседы и свободное общение

«Как мы встретим Новый год»

«Новогодние традиции у нас дома»

Сюжетно-ролевые игры

«Идем в магазин за подарками»

«У нас гости»

«Встретим праздник весело»

«Встречаем гостей» «Чаепитие»

Создание предметно-развивающей среды для реализации сюжетно-ролевых игр, помощь в выборе атрибутов, подборе сценария для игры, вовлечение в игровую ситуацию и распределение ролей.

Информация для родителей

«Встретим праздник весело» Листовки, памятки, афиши о мероприятиях во время зимних каникул.

Привлечение родителей к созданию фотовыставки «Встретим праздник весело»

 

Труд

Поощрять стремления детей быть активными, трудолюбивыми, вежливыми, отзывчивыми, обучать бережному отношению к результатам своего труда, труда взрослых и сверстников, формировать основы нравственно-трудового воспитания.

«Наша маленькая мастерская»

изготовление и вывешивание кормушек для птиц

изготовление иллюстраций для книжек - самоделок.

изготовление  новогодних украшений для группы

Игры-соревнования

«Дружные-дежурные» «Мы помощники на участке» «Кто сегодня самый-самый»

Привлечение детей к трудовой деятельности в группе и на участке.

Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц.

Помощь в изготовлении новогодних атрибутов и украшении группы к Новому году.

Безопасность

Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара.

Сформировать представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено.

Научить детей поведению в экстремальных ситуациях: уметь пользоваться телефоном, привлечь внимание взрослых, позвать на помощь при пожаре.

Беседы и свободное общение

«Знает каждый гражданин этот номер 01»

«Электричество друг или враг»

«Когда огонь опасен»

Игровые ситуации

«Если в квартире что-то загорелось…»

«Если в доме много дыма…»

Игры-инсценировки

«Кошкин дом» С.Маршак, «Путаница» К.Чуковский, «Жил на свете слоненок»Г.Циферов

Литературная гостиная

Чтение и обсуждение худ. произведений: «Пожар» «Пожарные собаки» Л.Толстой «Дым» «Пожар в море» Б.Житков

Методическое сопровождение: Н.Н.Авдеева О.Л.Князева Безопасность методическое пособие.

Рассматривание плакатов, картин, иллюстраций: «Знает каждый гражданин этот номер 01»

«Осторожно, огонь опасен»

Помощь в организации с/р игры «Мы пожарные»

Памятки для родителей

«Когда праздник может стать опасен»

«Пожароопасные предметы в быту»

«Осторожно, фейерверк»

Познавательно-речевое направление

Коммуникация

Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей. Развивать память и логическое мышление, связную диалогическую и монологическую речь, работать над звуковой культурой речи, чистотой произношения звуков, поощрять словотворчество.

 

Словотворчество

«Приметы зимы»

«Кому нужна зима»

«Если бы не было зимы, то…»

«Придумай загадку»

Словесные  игры

«Какой, какая, какие» (снег, зима, снежинки и т.д.)

«Подбирай, называй, запоминай»

«Из чего -какой?» (горка из снега-снежная и т.д.)

«Скажи наоборот»

«Скажи ласково» «Загадай, я отгадаю» и т.д.

Д/игры

«Что растет на елке»

«Украсим елочку»

«Подарки от Деда Мороза» и т.д.

Игры-имитации

«Если бы я был волшебником»

«Если бы у меня был Цветик-семицветик»

Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов по заданной теме, составление рассказов с опорой на картинки и схемы, обмен впечатлениями, рассматривание книжных выставок, беседы и свободное общение.

Информация для родителей

«Развиваем кругозор ребенка»

«Как важно уметь общаться»

 

Познавательно-речевое направление

Познание

Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность, закреплять и систематизировать  знания об окружающем мире и мире природы, воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.

1я неделя

«Зима в моем городе»

Беседы и свободное общение

«Первые признаки зимы»

«Как живут наши пернатые друзья» (Беседа о городских птицах)

«Декабрь-полночь года» (Беседа о зимних месяцах)

«Где рождается снег и иней?»

Дидактические игры

«Найдите и покормите зимующих птиц»

«Когда это бывает» «Что сначала, что потом» «Угадай-ка»

Исследовательская деятельность на участке

«Свойства снега» «Цветные льдинки»

«Что такое иней» «Где чей след»

2я неделя

«Путешествие в зимний лес»

Беседы и рассуждения

«Как звери к зиме готовятся»

«Зимующие и перелетные птицы»

«Деревья зимой»

«С кем ель дружит?» «Елкины иголки»

«Снежная шуба для всего живого» (обсуждениезащитных свойств снега)

Экологические викторины

«Знатоки леса» «Зимние загадки» «Письмо из зимнего леса» «Времена года»

Дидактические игры

«Где чей хвост» «Где чей домик» «К названному дереву беги» «С какой ветки детки» и т.д.

Игры-путешествия

«Экскурсия в зимний лес»

«Лесное кафе»

(Методическое сопровождение: О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»)

Настольно-печатные игры

«Зоологическое лото»

«Кто где живет»

«Живое домино»

«Свойства предметов»

«Времена года»

Рассматривание альбомов, фотоколлажей, иллюстраций на темы:

«В городе моем зима»

«Зимние мотивы»  (репродукции картин русских художников)

«Сказки леса»

«Мы в городском парке» (фотоальбомы, коллажи, зарисовки, сделанные в группе и дома)

В уголке

экспериментирования

«В лаборатории Зайки-Знайки»

Помощь в организации и проведении опытов с водой, различными предметами

«Тонет-не тонет»

«Свойства воды»

«Во что превращается снег»

Составление альбомов, коллажей на темы

«Идет Волшебница-зима»

«Мы в городском парке»  и т.д.

Помощь в реализации проекта «Здравствуй, гостья Зима» Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом.

Демонстрация познавательных дисков для родителей «Опыты и эксперименты с детьми зимой» Изготовление и приобретение дидактических и настольных игр по заданной теме.

Познавательно-речевое направление

Познание

Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику «Новому году», желание активно участвовать в его подготовке. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

3-4неделя

«Мы встречаем Новый год»

Беседы и свободное общение

«С Новым Годом со всем родом!»

«Новый год у ворот»

(Рассказ о традициях празднования Нового года на Руси)

Как к нам пришла Новогодняя елочка (знакомство с библейской историей)

Методическое обеспечение:

О.Л.Князева  М.Д. Маханева «Приобщение к истокам русской  народной культуры»

Познавательные досуги

«В гости к Дедушке Морозу» (Показ слайдов о резиденции Деда Мороза в Великом Устюге)

«Новогодние традиции разных стран»

«Елочка, зажгись или что такое электричество»

Мультколлаж

«Щелкунчик» «Двенадцать месяцев»

«Снежная королева» и т.д.

Коллективное конструирование

«Зимний дворик» «На горке»

«Замок Снежной Королевы»

«Домик Деда Мороза»

Бумажное моделирование

Изготовление снежинок, фонариков, гирлянд для украшения группы

Рассматривание иллюстраций, картин, фотоколлажей на новогоднюю тематику, обмен впечатлениями.

Помощь в реализации проекта «Здравствуй, гостья Зима»

Познавательно-речевое направление

Чтение художественной литературы

Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений, выразительному чтению наизусть, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

1я неделя

«Зима в моем городе»

В.Брюсов «Первый снег» Э.Успенский «Проказы старухи зимы» Зверев «Воробьиное бюро погоды» и т. д.

2я неделя

«Путешествие в зимний лес»

М.Пришвин «Этажи леса» «Месяц белых троп» «Книга зимы» В.Бианки «Лес зимой» «Письмо простое и письмо с хитростью» В.Архангельский «Летят пушистые снежинки»Г.Скребицкий «На лесной полянке» и т.д.

3-4неделя

«Мы встречаем Новый год»

Русские народные сказки «Зимовье зверей» «Рукавичка» «Заяц-хваста» «Лисичка со скалочкой» «По щучьему велению»  «Два Мороза»и т. д.

Литературные сказки «Морозко» «Двенадцать месяцев» «Мороз Иванович» «Снегурочка» и т.д.

Зарубежные сказки: «Снежная королева»

Стихи, загадки о новогоднем празднике, о зиме.

Литературные досуги

«В гостях у сказки»

«Пословица не даром молвится»

«Вечер выразительного чтения»

«Новогодняя викторина»

«Зимние загадки от Снегурочки»

Рассматривание книжных выставок, иллюстраций, картин, обмен впечатлениями, свободное общение.

Участие в оформлении книжных выставок

«Сказки зимнего леса»

«Новогодний калейдоскоп»

«Мои любимые русские сказки»

Привлечение родителей к пополнению «Детской библиотечки»

литературой по заданной тематике.

Художественно-эстетическое направление

Художественное творчество

 Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, красками, карандашами, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.

1я неделя

«Зима в моем городе»

Рисование зимних городских пейзажей с использованием нетрадиционных техник.

«Белая береза под моим окном» (рисование с элементами аппликации)

«Зимнее настроение» «Зима в моем окошке» (аппликация из фольги и фантиков)

«Зимние узоры» (знакомство с декоративно-прикладным искусством «Гжель»)

Методическое сопровождение: И.А.Лыкова «Цветные ладошки»

2я неделя

«Путешествие в зимний лес»

Лепка по представлению «Зайка беленький сидит» Коллективное рисование «В зимнем лесу» Коллективная лепка по сюжету русских народных сказок «Зимовье зверей»  «Рукавичка» и т.п.

3-4 неделя

«Мы встречае Новый Год»

«Мастерская Деда Мороза»

Художественное творчество на новогоднюю тематику: изготовление елочных украшений, игрушек, новогодних открыток, подарков.

Коллективное ИЗОтворчество

«Мешок писем» для Деда Мороза,

«Зимнее дерево новогодних пожеланий»

«Афиша новогоднего представления»

Коллективное бумажное моделирование

«Елочка красавица всем нам очень нравится» и т.д.

Рассматривание иллюстраций «картинной галереи»

«Зимние мотивы»

(репродукции художников –пейзажистов)

Создание условий для индивидуальной изобразительной деятельности детей.

Конкурс детского творчества

«Мои фантазии…»

«Зимняя сказка»

«Письмо Деду Морозу»

Привлечение родителей к участию в конкурсе  «Мастерская Деда Мороза»

«Новогоднее украшение Елочке на удивление»

Привлечение родителей к изготовлению, приобретению новогодних украшений для группы.

Художественно-эстетическое направление

Музыка

Продолжать развивать интерес к музыке, формировать музыкальную культуру, знакомить с различными жанрами музыкальных произведений (классика, фольклор, современная музыка)

Развивать песенное творчество, совершенствовать музыкальную память, способствовать развитию навыков ритмичного движения под музыку, поощрять творческую активность, эмоциональную отзывчивость.

«Музыкальная гостиная»

«Зимнее  настроение» (слушание музыкальных произведений классической музыки, слушание произведений из цикла «Звуки природы»)

«Поет Зима, аукает» (слушание и разучивание песен о зиме, подготовка к новогоднему утреннику)

«Новогодняя дискотека» (танцевальное творчество, импровизация)

 Дидактическая игра «Найди иллюстрацию» - по мелодии;

Подвижная музыкальная игра «Летят снежинки, как пушинки».

Танцевальное творчество

«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

Создание условий для музыкального и песенного творчества детей, поощрение творческой активности, способности импровизировать.

Пополнение «детской фонотеки»

Музыкальными материала ми по теме:

«Звуки природы»

«Классика для малышей»

«Песенки о зиме»

Итоговое мероприятие: Выставка совместного творчества детей и родителей  «Мастерская Деда Мороза» «Новогоднее украшение Елочке на удивление» «Зимние фантазии»  и т.п