Обобщение опыта работы "ОБЖ в исследовательской деятелдьности дошкольников "
статья (подготовительная группа) по теме

Немцова Наталья Николаевна

На протяжении трех лет с детьми старшего дошкольного возраста велась кружковая работа по опытно эксперементальной деятельности "Хочу все знать". С детьми проводились наблюдения, беседы, опыты в которых дете познавали окружающий мир. Работая по данной теме я пришла к выводу, что необходимо обращать внимания на здоровый образ и безопасности жтзнедеятельности дошкольников в познании окружающего мира. Поэтому углубила работу по теме: "ОБЖ в исследовательской деятельности". Данную работу помещаю на сайте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossvord_mamin.docx83.05 КБ

Предварительный просмотр:

                             «ОБЖ в исследовательской деятельности дошкольника»

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников стараюсь использовать в своей работе различные стимулы:

- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив (почему так?);

- ситуация выбора.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, от чего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему отчищенный картофель без воды чернеет, почему камни бывают острыми и т. д.. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Но главное в основе работы экспериментальной деятельности с детьми лежит основа безопасности жизнедеятельности. Я нашла взаимосвязь между двумя этими направлениями, так как юные исследователи должны всегда помнить и заботиться о своей безопасности, о своем здоровье и на жизненных примерах, примерах из своего личного опыта, на опытах, проводимых в лаборатории видеть и находить взаимосвязь человека и природы.

Методику работы с детьми стараюсь построить в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, делая акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.

В экспериментально – исследовательской деятельности постоянно возникают вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одном эксперименте может быть затронуто одно или несколько направлений. Вот, например, подробно рассмотрим курс ознакомление детей с водой.

Во – первых детей начинаем знакомить с понятием «вода – источник жизни» используя загадки, аудиозаписи происходит знакомство детей с понятием вода и её существованием (ручей, река, море, океан). Дается представление детям о том, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. В ходе цикла бесед, опытов, рассматривание иллюстраций у детей закрепляются знания о воде, о её целостности в природе. Кому она нужна, как человек её использует – воспитывается бережное и разумное использование воды. Но в тоже время происходит в этих занятиях взаимосвязь с факторами, укрепляющими и настораживающими на безопасность жизнедеятельности ребенка. Давно известно: вода, а точнее плавание, приносит огромную пользу, активизирует обмен веществ, развивает мышцы и улучшает  пищеварение, укрепляет нервную систему, закаляет организм и помогает сохранять волевой характер. Ребенку необходимо помочь овладеть элементарными правилами безопасного поведения на воде. Познакомить ребенка же с озами водной грамоты гораздо сложнее. Ведь чтобы наглядно объяснить дошкольнику, какое место подходит для купания, где можно нырять и как вести себя  в лодке надо не только все это знать самому, но и суметь показать свои знания на практике. Тогда и ребенок лучше усвоит и запомнит их. Умеющий плавать всегда подвергается большому риску. Необходимо научить ребенка соблюдать в воде разумную осторожность.

Проводится опыт пресная и соленая вода.

Детей знакомим, что в реках, озерах, трубопроводе вода пресная. Но есть в природе и соленая вода (моря, океаны).

Берем две миски с водой.

В первую миску опускаем яйцо – оно утонет.

Во вторую миску насыпаем шесть столовых ложки соли – яйцо будет плавать.

Тем самым демонстрирую разницу между речной и морской водой, испытываем предметы на плавучесть.

Ребенок подходит к пониманию, где быстрее всего научиться плавать и почему. Чтобы избежать занудных нравоучений, занятия делаю короткими, прерывая их на самом интересном месте, чтобы ребенок с  нетерпением ждал продолжения.

Проводя беседы, занятия стараюсь относиться к этому творчески – моделируя ситуацией, приводя свои примеры, использую такое направление как «создание корзины идей» - детям предлагается проблема.

«представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды». Хорошо ли это?

почему? (работу по созданию «Корзину идей ограничиваю во времени – две три минуты не белее»). Тем самым детей подвожу к итогу: Без воды жизнь человека была бы не возможна. Ученые установили, что человек без еды может прожить 3 – 4 недели, а без воды – всего 3 – 4 дня.

Поэтому считают, что экспериментальная деятельность, и ОБЖ, и ЗОЖ взаимосвязаны между собой. Проблемы, которые ставятся перед детьми на занятиях и в повседневной жизни заставляют ребенка не только логически мыслить, анализировать, обобщать, но и обучают, как нужно поступить, чтобы не навредить своему здоровью, какие использовать меры безопасности попав в ту или иную ситуацию.

Проводя опыты, наблюдения, беседы ставятся перед детьми или вопросы, или проблемы:

- Почему нельзя пить воду из водоема?

- Чем опасен водоем весной? (тема лед)

- Почему нельзя купаться в грозу? (взаимосвязь с темой - молния)

- Где и почему нельзя нырять в воду вниз головой?

- Можно ли купаться при высоких волнах?

- Что надо помнить  перед входом в воду?

- Почему нельзя купаться в водоемах расположенных рядом с фабриками и заводами?

- Какой лед можно считать безопасными?

Когда у детей накапливается база знаний о данной теме, мы с детьми (подготовительной к школе группы) составляем кроссворды из – загадок – предостерегалок.

Тем самым у детей обобщаются и закрепляются знания о различных экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении.

Очень огромное место в исследовательской деятельности имеет иллюстрированный материал по обеспечению основам безопасности жизнедеятельности. Это всевозможные соображалки, где детям предоставляются на внимание, размышление различные ситуации. С помощью них у ребенка воспроизведение той или иной ситуации в действительности и поиска выхода из нее.

Например:

- Какое место подходит для купания?

Детям дается несколько вариантов:

- крутой берег,

- быстрое течение,

- поваленные деревья,

- пологий берег, песчаное дно,

- прибрежные водоросли…

Детям предоставляется возможность выбрать вариант и порассуждать вслух.

В результате дети учатся мыслить, анализировать ситуации, а самое главное формируются правила безопасности, которые ребенок запомнит и будет их применять в жизни.

Примеры соображалок:

- Какие из предметов плавают, а какие тонут?

- Какая опасность может подстерегать за буками?

- Правильно ли ведут себя звери на воде?

В ходе обсуждения соображалок детям даются мудрые советы:

Чтобы не случилось беда – узнай, чем опасна вода.

В результате такой деятельности дети не только становятся юными исследователями, но и учатся бережному отношению к своему здоровью, к окружающим их. Рассматриваю ту или иную тему, исследую, ее перед детьми ставятся две задачи: это факторы безопасные и опасные. На занятиях стараюсь не использовать нравоучений – это приносит радость им и вызывает интерес к дальнейшим занятиям, тем самым дети проникаются интересом к окружающему миру.

Проведенные опыты:

1.        «Пресная и соленая вода»

2.        «Прозрачная вода»

3.        «Вода принимает форму»

4.        «Какие предметы могут плавать?»

5.        «Замерзшая вода»

6.        «Где вода?»

7.        «Водяная мельница»

8.        «Звенящая вода»

9.        «Вода – растворитель. Очищение воды»

10. «Путешествие капельки»

11. «Агрегатные состояния воды»

                                     

                                                   Кроссворд

                                           5                       2        4        

            6

                                          1

                                         7

                          3

                                    8

По горизонтали:

1. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

3. Как начнем говорить – разговаривать

Надо чай поскорее заваривать

Да пальцы беречь – не обваривать. (Кипяток)

6. Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег

Не зевай и не стой,

А залей его … (Водой)

8. Молчит холодную зимой, но разговорчива весной. (Река)

По вертикали:

2. Не вода и не суша – на лодке не уплывешь, и ногами не уйдешь. (Болото)

4. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)

5. В брюхе жарко у меня

А в носу моем дыра

Когда все во мне кипит

Из нее пар валит. (Чайник)

7. В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)

                                   Комментарии для родителей

  1. Отправляясь к реке, поручите ребенку самостоятельно выбрать место для купания. Пусть попробует объяснить, чем оно лучше других. Вместе проверьте дно, обратите внимание на течение, температуру воздуха и воды.

  1. Учите ребенка плавать в теплый день.

Какую бы методику в обучении детей плаванию вы ни брали, она должна включать в себя три основных момента:

1. Преодоление страха перед водой.

2. Выполнение упражнения «поплавок».

3.  Обучение правильному дыханию.

Если ваш ребенок боится воды, пусть сначала привыкнет к ней: поплещется, окунется с головой, откроет в воде глаза.

Помните: нельзя одновременно учить и дыханию, и равновесию. Чтобы трудности с дыханием в воде не мешали отработке умения держать равновесие, специалист по ускоренному обучению детей плаванию Ю. Койнаш советует использовать дыхательную трубку. С ней в положении «поплавка» ребенок сможет легко дышать. Когда он хорошо почувствует воду, трубка уже не понадобится.

Пока ребенок в воде, не упускайте его из виду. Объясните, что малыш должен плавать только вдоль берега. Не торопите его – терпеливо ждите первых успехов.

  1. Лучший способ научить ребенка понимать и предвидеть многочисленные опасности в воде, на лодке или на корабле – собственный пример. Дошкольник еще не стесняется родительской опеки, поэтому будет с удовольствием подражать вам.

Чередуйте занятия: плавание, ныряние, игры в воде.

Учите малыша плавать без участия ног или с помощью одной руки, а также грести на лодке. Поиграйте в «спасателей» или «в морское путешествие».

  1. Придумайте различные ситуации, которые могут произойти с ребенком на воде,  и предложите малышу найти из них выход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Воспитание чувства доброты у дошкольников"

Работа  с родителями и детьми о воспитании детей, привитии им вежливости и доброжелательности....

Обобщение опыта "Воспитание чувства доброты у дошкольников"

Работа с родителями и детьми в воспитании детей в детском саду...

Обобщение опыта по теме: «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ – КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»

Актуальность педагогического опыта.             Актуальность данной  темы определяется требованиями современной ситуации в развитии обществ...

Презентация "Обобщение опыта работы: развитие эмоционального мира дошкольников"

Данная презентация является обобщением опыта работы педагога-психолга по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...